Как нехристей судить будем?

31 июля 2020 Владимир Старковский

Из цикла «Теория бытия». Продолжение, предыдущие части тут.

***

Если Господь будет судить людей по евангельским заповедям, то какую ответственность при этом могут нести люди, жившие в обществе, где царило иное мировоззрение, или те, кто даже и не слышал о христианстве?

Апостол Павел разрешает этот вопрос следующим образом: «Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2.13-16).

Но что такое «закон, написанный в сердцах», или как его иногда называют, «естественный закон»? Если предположить, что под естественным законом подразумеваются нормы поведения, относящиеся к этике (приличиям, обычаям, традициям, обрядам, этикету), то тогда даже криминальный мир может рассчитывать на суд Божий по воровским понятиям. Принятые в том или ином сообществе поведенческие нормы не могут быть эталонными, хотя бы потому, что они переменчивы, противоречивы и социально ограничены, они если и содержат в себе некоторые нравственные требования, то только в самых необременительных и лицемерно-демонстративных формах.

Закон же Божий может быть только единым для всех, и не трудно предположить, что «закон, написанный в сердце» — это нравственное чувство, голос совести, который иногда даже называют голосом Бога, и который подсказывает нравственный выбор единообразно всем без исключения. Другое дело, что не все к голосу совести прислушиваются в равной мере, а некоторым удается его и вовсе задушить, но и людей совестливых, обладающих обостренным нравственным чувством тоже немало.

То, что человек может обрести благоволение Божье посредством одного только следования своему нравственному чувству, это божественно справедливо, это ставит людей всех времен, народов и сословий в равные условия перед судом Божьим.

Но тождественен ли естественный закон евангельскому кодексу? Да, тождественен. Данное утверждение требует весьма пространного подтверждения, а пока просто поверьте на слово человеку, который занимается этой темой четверть века.

В контексте данной темы принципиально важно рассмотреть евангельскую заповедь, которая, казалось бы, никакого отношения к нравственному закону не имеет.

«Иисус сказал ему: „возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим“: сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф.22:37-38).

Но как любить Бога? Какого Бога? Тождественна ли любовь к своей церкви любви к Богу? Во всякой ли конфессии любовь к Богу возможна? А является ли соблюдение уставов Церкви любовью к Богу? А является ли любовью к Богу своекорыстное раболепие? Можно ли обмануться в своей любви к Богу?

Вопросов возникает очень много. Хорошо, что Господь оставил нам ответ на все эти вопросы…

«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца» (Ин.14:21,24).

Но заповеди Христовы — это исключительно нравственные заповеди, заповеди любви, доброты, сострадания, великодушия, терпения, умеренности, скромности, смирения, совестливости… Полное отсутствие в Евангелии каких-либо обрядово-поведенческих, ритуальных заповедей является, пожалуй, самым очевидным свидетельством того, что Евангелие — это чистое слово Божие. А вся обрядовая традиция христианства состоит исключительно из «заповедей человеческих», как остроумно определил эти религиозные предписания Спаситель.

Потрясающее определение любви к Богу мы находим в описании Страшного суда.

«Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: „придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали мне есть; жаждал и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; Был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне“.

Тогда праведники скажут Ему в ответ: „Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? Или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? Или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?“

И Царь скажет им в ответ: „истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне“».

И что такого специфически христианского было в поведении этих простодушных, недоумевающих праведников? Так что не следует особо уповать на спасительность принадлежности к самому правильному и богоугодному восточному обряду. Тем более, что Господь нас предупреждал: «кому много дано, с того больше и взыщется». И законникам, утверждающим, что добродетель, которая не во угождение Богу, даже и добродетелью не является, на Страшном суде Христовом лучше помалкивать.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: