Как, уйдя из священства, выжить в миру?

15 ноября 2018 Ахилла

Такое анонимное письмо пришло в нашу редакцию от дочери одного диакона. Приглашаем тех бывших священнослужителей, кто уже ушел из РПЦ и смог устроиться в светской жизни, поделиться своей историей и своими советами с автором письма и с нашими читателями.

***

Добрый день, уважаемая редакция «Ахиллы»!

Первым делом благодарю за создание такого прекрасного ресурса. Во-вторых, прошу помочь.

Мой отец стал жертвой системы РПЦ. Около 20 лет он служит диаконом в одном из соборов (не на территории России) и терпит унижения от епископа. Этот епископ издевается над священнослужителями: орет, лишает выходных. В основном это касается чистки алтарных принадлежностей. Диаконам, как никому, известно, что перед приездом архиерея необходимо почистить престол, чаши, Евангелие. И мой папа усердно чистит эти вещи, покупая специальные средства (уточню, что алтарным принадлежностям более пятидесяти лет, приход очень старый). Но все усилия оказываются тщетны, приезжает этот архиерей и начинает орать, что вот плохо почищено. Понятно, что это «плохо почищено» — всего лишь предлог, просто архиерею надо поорать. Папа это все терпит. Ну а как же, по-христиански же, надо слушаться. Потом он начал сам срываться на пономарей, а иногда и на маму. Конечно, он не видит взаимосвязи.

Вскоре он начал понимать, что епископ орет, чтобы орать. И все равно продолжает покупать средства, заботиться о чистоте престола и т.д.

Его мечтой было получить сан священника. За 20 лет было подано много прошений, но начальство не спешило это делать. Потом ему сказали: получай высшее духовное образование, и тогда мы подумаем. Семинария находится в другом городе. Отец поступил на заочное, заплатил кучу денег за учебу, экзамены, в том числе написание диплома. Диплом еще предстоит, от этого я отговариваю его всеми силами, ведь это бесполезно.

На это все больно смотреть. Мой отец слабый, безвольный человек, который не может слова сказать в ответ, не может постоять за себя и принимает все, как должное.

Постепенно разговоры об уходе за штат стали все чаще. Он понимает, что все к тому ведет, но это тяжело для него. Ему не так просто сейчас все это поменять, он всю жизнь провел в церкви. И куда он пойдет? Чем он будет зарабатывать? Что делать теперь вообще, я не представляю. Он десоциализирован, мыслит только церковными стандартами, он весь в этом «бохдаст» и «навсеволябожья». А меня это все бесит, я передать не могу как. Мать не чувствует, что вообще замужем, это другая история, конечно. Она сама много потеряла из-за церкви.

Я прошу совета у тех, кто уходил, кто нашел в себе силы начать новую жизнь. Куда его устроить? Ведь он даже позвонить сам не может, всего боится. Как ребенок совсем. Как это получилось у вас? Спасибо.

***

Алексей Плужников

Пока мы ждем возможные ответы от бывших священнослужителей РПЦ (очень ждем), скажу два слова от себя как «бывший» уже почти четыре года.

Уйти из поповства и социализироваться крайне тяжело. В первую очередь, наполовину из-за того, что священник/дьякон сам десоциализировался, растерял все навыки, а также из-за навязанного тебе чувства вины, что ты, уйдя, чуть ли не Бога и Церковь предал.

А вторая половина груза ложится на плечи ушедшего священника обществом. Православные в шоке и постоянно тычут в тебя пальцем: «он бросил приход!» — с таким напором, будто ты бросил тонущую собачку или перебежал к фашистам во время Сталинградской битвы. И неважно, что на приходе ушедшего тут же заменили, и прихожане ничего не потеряли совершенно. Но нет, тебе не позволяют думать, что ты всего лишь сменил род деятельности, ушел на другую работу (как всем прочим гражданам разрешается): нет, у тебя «служение», ты «обязан», ты «присягу давал».

А неправославное общество со своей стороны добавляет: когда бывший священник хочет куда-то устроиться на работу и пишет в резюме «предыдущее место работы — священник» — и все, то есть часто никакой профессии и светского образования, никакого стажа, то на тебя смотрят с подозрением: а чего ты из попов-то ушел? У вас же жизнь-малина: помахал кадилом, походил весь такой важный в облачении, деньги в карман, кагор в зубы и на боковую. Так обычно это выглядит в глазах обывателя. А если ты ушел из попов, значит, совершил что-то такое, «нагрешил» так, что хуже гомоепископов и церковных ворюг — тех не выгоняют («ага, сам ушел — заливай больше!»), а тебя выгнали.

Но если ты собрал все свое мужество и психику в кулак и смог это преодолеть, то наступают другие трудности, о которых автор письма и беспокоится — а кому ты в свои 40, а то и 50 лет нужен? Что ты умеешь, что знаешь?

Я вот за 4 года сменил род занятий несколько раз. А искал работу и ходил на всякие собеседования столько, что сбился со счета. Однажды мне помог диплом о педагогическом образовании — так я не только устроился на год работать тьютором с ребенком с РАС, но меня даже в школу официально оформили (правда, всего лишь на несколько месяцев) благодаря записи в дипломе.

Помогли мне мои навыки публициста. Так я смог подрабатывать редактором, расшифровщиком аудио/видео (тут врожденная грамотность помогла).

Один раз мне «помогло» то, что я бывший поп. Я смог устроиться работать администратором в приют для бездомных, которым руководил тоже бывший поп с похожей личной историей. Правда, в итоге оказалось, что тот поп законченный мерзавец, так что три месяца работы в его приюте стоили мне огромного напряжения моральных и нервных сил.

Устраивался я работать и редактором сайта благотворительного фонда. Полгода проработал нормально, а за последние полгода мне просто тупо не заплатили.

Пытался работать грузчиком, но с физическим здоровьем у меня не ахти, в итоге две недели такой работы обернулись для меня уже двумя годами серьезной травмы плеча, и физической работой я в ближайшие годы точно не смогу заниматься.

А во многих местах меня разворачивали по простой причине: слишком старый. Смешно, да, но вот когда мужчине — 37-40 лет, то он уже старый, и на работу возьмут 25-летнего, хотя у тебя и навыки, и способности не хуже. В одном издательстве юная начальница мне так прямо в лицо честно и сказала: «Мы бы вас взяли, но молодых мы можем научить работать и вести себя так, как надо нам, а вы человек уже взрослый, со своим мировоззрением, образованием — вас уже не переделать, а зачем нам морока?»

В итоге, как ни парадоксально, выживать в светском мире последние почти два года мне помогает… мое бывшее поповство. 16 лет знаний и поповского опыта помогли мне создать «Ахиллу» и худо-бедно выживать, работая над проектом.

Что я могу посоветовать вашему отцу. Во-первых, чуть меньше полагаться на волю Божью (меньше, но не отказаться совсем от этой веры), а чуть больше добавить своей воли.

Во-вторых, получить полезное образование, с помощью которого можно будет хотя бы выживать. На курсы водителей трамвая пойти или еще на какие, если высшее образование недоступно.

В-третьих, осознать, что духовное образование тебе в светском мире абсолютно не нужно, никакого уровня.

В-четвертых, надо положиться на семью и друзей: только так можно найти и внутренние силы, и моральную поддержку, да и больше шансов найти выход, работу — через цепочку знакомых, друзей друзей и т.п.

В-пятых, никогда не имейте дела с православными работодателями. Да и вообще желательно с православными не иметь рабочих отношений. Всегда нужно помнить: когда вас обманут и унизят, не заплатят или выставят виноватым ни за что, то вам предложат «смириться» и «терпеть», а они, ну, максимум — сходят на исповедь, а то и просто будут чувствовать себя орудиями промысла Божьего, помогающими спасти скорбями погибающего бывшего батюшку.

И самое главное: нельзя слишком тянуть. Каждый лишний год только стремительно отнимает шансы. Сорокалетние бывшие попы уже никому не нужны, а чем старше, тем это будет нереальнее.

(Возможно, когда-нибудь появится благотворительный фонд, поддерживающий уходящих священников, дьяконов, монашествующих: помогая финансово пережить первые месяцы после ухода, может, помогая с переквалификацией (но это отдельный разговор — создание и функционирование такого фонда)).

Я желаю отцу дьякону не только всяческого человеческого добра и успеха, но дерзну выразить надежду, что и Бог его поддержит. Потому что суббота для человека, а не человек для субботы/алтаря/служения/архиерея/Церкви. Богу важнее конкретный человек, а не его функции или его место в любой системе, даже самой «духовной».

Читайте также: