Каким патриотом был святитель Николай Японский?
30 января 2023 Илья Решетников
Мои православные друзья в последнее время говорили мне: «Илья, ну что ты устраиваешь бучу в стакане? Нужно быть патриотом как святой Николай Японский. Он во время русско-японской войны был всецело на стороне России и молился о победе ее армии и флота».
Был ли святитель Николай Японский патриотом? И если был, то каким?
В агиографических книгах об этом святом можно встретить такое утверждение: он был за Россию и молился о ее победе над Японией, когда находился в затворе.
Чтобы понять ход мысли Николая Японского, обратимся к его дневникам, где есть размышления о русско-японской войне и причинах поражения России.
В июле 1904 г. святитель пишет в своем дневнике:
«Бьют нас японцы, ненавидят нас все народы, Господь Бог, по-видимому, Гнев Свой изливает на нас. Да и как иначе? За что бы нас любить и жаловать? Дворянство наше веками развращалось крепостным правом и сделалось развратным до мозга костей; простой народ веками угнетался тем же крепостным состоянием и сделался невежественен и груб до последней степени; служилый класс и чиновничество жили взяточничеством и казнокрадством, и ныне на всех ступенях служения — поголовное самое бессовестное казнокрадство везде, где только можно украсть; верхний класс — коллекция обезьян, подражателей и обожателей то Франции, то Англии, то Германии и всего прочего заграничного; духовенство, гнетомое бедностью, еле содержит катехизис — до развития ли ему христианских идеалов и освящения ими себя и других?.. И при всем том мы — самого высокого мнения о себе: мы только — истинные христиане, у нас только — настоящее просвещение, а там — мрак и гнилость. А сильны мы так, что шапками всех забросаем… Нет, недаром нынешние бедствия обрушиваются на Россию — сама она привлекла их на себя. Только сотвори, Господи, Боже, чтобы это был наказующий жезл Любви Твоей! Не дай, Господи, в конец расстроиться моему бедному Отечеству! Пощади и сохрани его!» (Архив Северо-Западной Библейской Комиссии. Дневники святого Николая Японского. Том 30, запись 187)
Патриотизм у святителя Николая — это любовь к своему народу, живущему на своей земле. Для него важно не закрывать глаза на пороки народа, всех сословий, но указывать на них и предупреждать, к чему они могут привести. Как святитель, он болеет душой, чтобы народ земной обрел Отечество Небесное.
Имперский же патриот больше думает о славе военной, о приобретении земель и всякого добра.
Что-нибудь изменилось в обществе в наше время? Нет сословий, но те же пороки, как и во времена Николая Японского: коррупция, поклонение начальству, идолопоклонство, построение новой империи — смеси монархии и СССР, вера в различные конспирологические теории, вера в свою избранность, гордыня и превозношение над прочими.
Примерно через месяц после Цусимского сражения святитель пишет в своем дневнике:
«Наказывает Бог Россию, то есть отступил от нее, потому что она отступила от Него. Что за дикое неистовство атеизма, злейшей вражды на Православие и всякой умственной и нравственной мерзости теперь в русской литературе и в русской жизни! Адский мрак окутал Россию, и отчаяние берет, настанет ли когда просвет? Способны ли мы к исторической жизни? Без Бога, без нравственности, без патриотизма народ не может самостоятельно существовать. А в России, судя по ее мерзкой — не только светской, но и духовной — литературе, совсем гаснет вера в Личного Бога, в бессмертие души. Гнилой труп она по нравственности, в грязного скота почти вся превратилась, не только над патриотизмом, но над всяким напоминанием о нем издевается. Мерзкая, проклятая, оскотинившаяся, озверевшая интеллигенция в ад тянет и простой, грубый и невежественный народ. Бичуется ныне Россия, опозорена, обесславлена, ограблена. Но разве же это отрезвляет ее? Сатанинский хохот радости этому из конца в конец раздается по ней. Коли собственному позору и гибели смеется, то уже не в когтях ли злого демона она вся? Неистовое безумие обуяло ее, и нет помогающего ей, потому что самое злое неистовство ее — против Бога, Самое Имя Которого она топчет в грязь. Богохульством дышат уста ее. Конечно, есть малый остаток добра, но он, видно, до того мал, что не о нем сказано: „Семя Свято — стояние его“. Душа стонет, сердце разорваться готово». (Там же. Том 31, запись 177)
Интересно, если бы народ был высокой нравственности и патриотизма, то России удалось бы завоевать Корею и Маньчжурию?
Святитель Николай делает акцент на нравственном падении и отсутствии патриотизма. Но каким бы человек ни был нравственным, если он делает несправедливое дело — не будет ему помощи Божьей в его исполнении. То же относится и к обществу, и к стране в целом.
Запись в дневнике святителя Николая от 20 мая 1905 г.:
«Не морская держава Россия. Бог дал ей землю, составляющую шестую часть света и тянущуюся беспрерывно по материку, без всяких островов. И владеть бы мирно ею, разрабатывать ее богатства, обращать их во благо своего народа, заботиться о материальном и духовном благе обитателей ее. А русскому правительству все кажется мало, и ширит оно свои владения все больше и больше — да еще какими способами! Маньчжурией завладеть, отнять ее у Китая — разве доброе дело? «Незамерзающий порт нужен». На что? На похвальбу морякам? Ну вот и пусть теперь хвалятся своим неслыханным позором поражения. Очевидно, Бог не с нами был, потому что мы нарушили правду. «России нет выхода в океан». Для чего? Разве у нас здесь есть торговля? Никакой. Флот ладился защищать горсть немцев, ведущих здесь свою немецкую торговлю, да выводить мелких ж[…] в больших своими расходами, много противозаконными. Нам нужны были всего несколько судов ловить воров нашей рыбы да несколько береговых крепостей. В случае войны эти же крепости защитили бы имеющиеся суда и не дали бы неприятелю завладеть берегом.
«Зачем Вам Корея?» — вопросил я когда-то адмирала Дубасова. «По естественному праву она должна быть наша, — ответил он. — Когда человек протягивает ноги, то сковывает то, что у ног. Мы растем и протягиваем ноги, Корея — у наших ног, мы не можем не протянуться до моря и не сделать Корею нашей». Ну вот и сделали! Ноги отрубают! И Бог не защищает Свой народ, потому что он сотворил неправду. Богочеловек плакал об Иудее, однако же не защитил ее от римлян. Я, бывало, твердил японцам: «Мы с вами всегда будем в дружбе, потому что мы не можем столкнуться; мы — континентальная держава, вы — морская. Мы можем помогать друг другу, дополнять друг друга, но для вражды никогда не будет причины». Так смело это я всегда говорил до занятия нами отбитого у японцев Порт-Артура после китайско-японской войны. «Боже, что это они наделали!» — со стоном вырвавшиеся у меня первые слова были, когда я услышал об этом нечистом акте русского правительства. Видно теперь, к какому бедствию это привело Россию. Но поймет ли она хоть отныне этот грозный урок, даваемый ей Провидением? Поймет ли, что ей совсем не нужен большой флот, потому что она — не морская держава? Царские братья стояли во главе флота доселе (сначала — Константин Николаевич, потом, доселе, — Алексей Александрович), требовали на флот, сколько хотели, и брали, сколько забирала рука. Беднили Россию, истощали ее средства — на что? Чтобы купить позор! Вот теперь владеют японцы миллионными русскими броненосцами. Не нужда во флоте создавала русский флот, а тщеславие, бездарность же не умела порядочно и вооружить его, оттого и пошло все прахом.
Откажется ли же ныне Россия от не принадлежащей ей роли большой морской державы? Или все будет в ослеплении — потянется опять творить флот, истощать свои средства, весьма нужные на более существенное, на истинно существенное — как образование народа, разработки своих внутренних богатств и подобное? Она будет беспримерно могущественной, если твердо и ясно сознает себя континентальной державой — и хрупкой и слабой, как слаб гермафродит, если опять станет воображать о себе, что она — великая морская держава и потому должна иметь большой флот, который и будет в таком случае всегда добычей врагов ее и источником позора для нее. Помоги ей, Господи, сделаться и умнее, и честнее!.. Исстрадалась душа из-за дорогого Отечества, которое правящий им класс делает глупым и бесчестным» (Там же. Том 31, запись 140).
Наконец-то дана точная оценка причины русского поражения: «русскому правительству все мало, ширит оно свои владения, отнимая их от Китая».
Начал все-таки Николай Японский прозревать болезнь русской «имперскости», приведшей к войне.
За ту войну несет прямую ответственность Николай II и его правительство.
Никакие матросы не виноваты в начале войны, они были лишь исполнителями царской воли и воли тогдашней элиты, которая стремилась любым путем получить коммерческую выгоду.
Духовенство же как всегда «брало под козырек» и начинало по византийской традиции возносить молитвы «за царя и воинство его, и о победе над супостатом». А если бы спросили тогда с царя: нет ли тут нарушения заповеди божьей: не пожелай земли и дома ближнего твоего? За что ты положил жизни тысяч сынов России? Бесполезны молитвы, возносимые о неправедном деле, не услышит их Господь!
А за такие слова: «Бог дал … землю, составляющую шестую часть света … И владеть бы мирно ею, разрабатывать ее богатства, обращать их во благо своего народа, заботиться о материальном и духовном благе обитателей ее» − скажем спасибо святителю Николаю Японскому.
Услышат ли эти слова потомки в XXI веке?..
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
ЮMoney: 410013762179717
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: