Каждую из земных церквей «врата ада» «одолевали» уже неоднократно

7 июня 2022 Ахилла

Из тг-канала священника Иоанна Бурдина:

Разочарование. Наверное, именно это слово наиболее точно описывает чувства многих верующих и России, и Украины после 24 февраля. Епископат и священство наших церквей (особенно русской) в подавляющем большинстве оказались неспособны остаться христианами. Отсутствие даже не христианского, а обычного человеческого сочувствия у людей, которые называют себя христианами, поражает.

Можно было бы посчитать это случайностью, действием пропаганды, найти массу иных оправданий. Возможно, именно этим будут заниматься церковные идеологи после окончания войны (если она, конечно, закончится в обозримом будущем, а не перерастет в очередной затяжной конфликт).

Но я бы вспомнил события не столь уж давней истории.

Чуть меньше 100 лет назад христианская церковь встала перед теми же вызовами, что и теперь. И точно так же не справилась с ними.

Это надо понимать прежде всего, чтобы не испытывать иллюзий — «не все то золото, что блестит», не все то является Церковью, что себя ею называет, «Не всякий, говорящий Мне: ’Господи! Господи!’, войдет в Царство Небесное».

О. Георгий Митрофанов еще 3 марта 2022 очень точно сказал о тех православных, которые одобрили войну: «Я бы сказал такому православному человеку, что он в этот момент перестает быть христианином и что его вера в этот момент подменяется человеконенавистнической идеологией».

Все это уже было в нашей недавней истории. Причем, если сейчас этот вызов в основном брошен православной церкви, то 90 лет назад с этим столкнулись все христианские церкви. Были взвешены на весах и найдены очень легкими.

Мы можем отметить несколько соблазнов, которые способствовали их духовному падению.

Прежде всего это ненависть и чувство мести. Ненависть к евреям и большевикам руководили прежде всего деятелями Русской Православной Церкви за рубежом (РПЦЗ), которые еще с начала 30-х годов начали сотрудничать с НСДАП. Рейхсминистерство религиозных культов предоставило Германской епархии РПЦЗ государственный статус «корпорации публичного права», имевшийся только у лютеран и католиков. В 1938 году нацисты финансировали строительство в Берлине нового кафедрального собора Воскресения Христова РПЦЗ на Гогенцоллерндамм, а также капитальный ремонт 19 православных храмов. При этом, храмы другой русской православной юрисдикции — Западноевропейского экзархата русских приходов — были конфискованы и переданы РПЦЗ.

Очень полезно читать документы — благодарственные письма и воззвания христианских пастырей 30-40-х годов прошлого века: как много в них созвучного выступлениям нынешних наших иерархов.

Вот Первоиерарх РПЦЗ митрополит Анастасий (Грибановский) в 1938 году пишет благодарственные письма Гитлеру и нацистскому министру. В этот момент уже действуют сотни лагерей для «врагов нации» и лагеря смерти — Дахау, Бухенвальд и Заксенхаузен, где проводятся медицинские эксперименты над людьми, где тысячами убивают евреев, коммунистов, свидетелей Иеговы, цыган и любых других «грязнокровок». И митрополит не может об этом не знать, хотя бы потому, что годом ранее на русском языке в Париже опубликована книга белогвардейца Романа Гуля «Ораниенбург: Что я видел в гитлеровском концентрационном лагере». И вот письмо Гитлеру «преемника апостолов»: «Моления о Вас будут возноситься не только в сем новопостроенном храме и в пределах Германии, но и во всех православных церквах. Ибо не один только германский народ поминает Вас с горячей любовью и преданностью перед Престолом Всевышнего: лучшие люди всех народов, желающие мира и справедливости, видят в Вас вождя в мировой борьбе за мир и правду.

Вы воздвигли дом Небесному Владыке. Да пошлет же Он Свое благословение и на дело Вашего государственного строительства, на создание Вашей народной империи. Бог да укрепит Вас и германский народ в борьбе с враждебными силами, желающими гибели и нашего народа. Да подаст Он Вам, Вашей стране, Вашему Правительству и воинству здравие, благоденствие и во всем благое поспешение на многая лета».

Он же — нацистскому министру: «В то время, когда Православная Церковь на нашей Родине подвергается беспрецедентным преследованиям, нас особенно трогает внимание Германского правительства и ваше лично, пробуждает в нас чувство глубокой благодарности германскому народу и его славному вождю Адольфу Гитлеру и побуждает нас к сердечной молитве за его и германского народа здоровье, благополучие и о Божественной Помощи во всех их делах». Никакой политики — не так ли? Ведь вся власть от Бога! Тем более власть, которая строит храмы!

Вторым несомненным соблазном были забота о власти и накопленных ценностях / материальных благах. Именно это двигало, по-видимому, кинотом Св. Горы Афон, который тоже печалился не о гибнущих людях, а о своей автономии. После захвата немцами Афона в апреле 1941 года Гитлер получил послание от Афонских старцев: «Имеем исключительную честь обратиться к Вашему Превосходительству с горячей просьбой соблаговолить взять под свое высокое личное покровительство и попечение священное сие место, игуменами и представителями коего мы являемся, наследуя в этом основателям и благодетелям Священного этого места — византийским императорам и их преемникам. (…) Царя царствующих и Господа господствующих от всей души и сердца умоляем даровать Вашему Превосходительству здравие и долгоденствие на благо славного германского народа и подписываемся с глубоким уважением». Уважение афонцев было столь велико, что известный афонский мастер резьбы по дереву монах Арсений Ксилоглиптис («резчик») из скита Малой Анны искусно вырезал деревянную икону Гитлера с надписью «о Адольф о мегас василиас» («Адольф — великий царь»), которая была подарена фюреру вместе с посланием Кинота.

И даже в 1943 году, когда только слепой и глухой мог не знать о миллионах невинных жертв, афонские «ревнители православия» не забывают сказать: «Синод св. общин на св. горе Афон наисердечно благодарит немецкие оккупационные власти… С большим удивлением следили мы за мужественной борьбой немецкой армии и ее союзников за освобождение России от безбожного большевизма. Всюду, куда входят немецкие войска, восстанавливается религиозная жизнь и церковные колокола начинают опять звонить. Германия и ее союзники взяли на себя защиту христианства… священная община на святой горе Афонской с уверенностью ожидает победы защитника христианства — немецкого Райха и союзников. Она молится, да благословит Господь победоносное оружие Вождя Райха и шлет верующим в Восточной области наисердечные поздравления и наискреннейшие пожелания добра» (ЦО, 1943 г., № 6. С. 8).

«Защитниками христианства» названы немецкие войска. Вам ничего это не напоминает?

А это: «Сколько новых страданий принесет эта война… и как встречная волна моего сознания: но ведь только этой кровью может прийти освобождение от того моря крови и мук, которые претерпевал народ наш под безбожной коммунистической властью»? Только слово «коммунистической» дает нам понять, что это не выступление патриарха Кирилла или Андрея Ткачева на телеканале «Спас». Нет, это протоиерей Александр Киселев, духовник генерала Власова.

Ни концлагеря, ни два года кровопролитной войны, охватившей весь мир, не мешают православным «певцам войны» захлебываться в славословиях:

«Да благословит Всевышний великого Вождя Германского народа, поднявшего меч на врагов самого Бога… Да исчезнут с лица земли масонская звезда, серп и молот» (парижский иерарх РПЦЗ митрополит Серафим (Лукьянов) приветствует вторжение в Россию); «Во Христе возлюбленные братья и сестры! Карающий меч Божественного правосудия обрушился на советскую власть, на ее приспешников и единомышленников. Христолюбивый Вождь германского народа призвал свое победоносное войско к новой борьбе, к той борьбе, которой мы давно жаждали — к освященной борьбе против богоборцев, палачей и насильников, засевших в Московском Кремле… Воистину начался новый крестовый поход во имя спасения народов от антихристовой силы» (Из Воззвания к пастве Архиепископа РПЦЗ Серафима (Лядэ), июнь 1941 г.); «Да будет благословен час и день, когда началась великая славная война с III интернационалом. Да благословит Всевышний великого Вождя Германского народа, поднявшего меч на врагов самого Бога» (послание Митрополита Серафима (Лукьянова), 1941 г.); «Первый в истории Всебелорусский Православный Церковный Собор в Минске от имени православных белорусов шлет Вам, господин рейхсканцлер, сердечную благодарность за освобождение Белоруссии от московско-большевицкого безбожного ярма, за предоставленную возможность свободно организовать нашу религиозную жизнь в форме Святой Белорусской Православной Автокефальной Церкви и желает быстрейшей полной победы Вашему непобедимому оружию» (Телеграмма Всебелорусского Церковного Собора А. Гитлеру. 1942 г. Только за январь 1942 года в Белоруси было расстреляно 33 тысячи евреев. И около полумиллиона с 1941 по начало 1943. Но ничей пепел не стучит в сердца белорусских христиан).

Любопытно, что на Украине национал-социалисты пользуются разногласиями и противоборством двух православных церквей — Автономной (глава — митр. Алексий (Громадский)) и Автокефальной (порвавшей с Русской Церковью, глава — митр. Поликарп (Сикорский)). Ничто не меняется в этом мире.

100 тысяч человек было убито только в Бабьем Яру, почти 24 — в городе Каменец-Подольский, около 7 — за два дня в поселке Корюковка на Черниговщине. Это на одной чаше весов. А на другой — 5,5 тысяч православных храмов, открытых на территории Украины за время оккупации, — просто расцвет христианства! Если он, конечно, зависит от количества храмов…

Но разве все православные христиане оставались слепы и глухи? Нет. Была мать Мария и священник Дмитрий Клепинин (спасавшие евреев). Был Илья Фондаминский (деятель «Православного дела», праведник, принявший крещение уже в концлагере и там погибший). Был будущий митрополит Антоний Сурожский (врач французского Сопротивления). Отметим любопытную деталь: эти люди творили дела любви, а не открывали храмы. Может быть поэтому им не нужно было петь гимны злу?

Ту же (если не еще более удручающую) картину мы видим и среди протестантов.

В 1932 году в Германии появляется национал-социалистическое движение «Немецких христиан», члены которого называют себя «штурмовиками Иисуса Христа». После того, как немецкое правительство принуждает все протестантские общины слиться в единую Протестантскую церковь Рейха, на выборах 33 года движение «Немецких христиан» получает большинство голосов в церковном руководстве почти всех немецких общин.

13 ноября 1933 года «немецкие христиане» провели в берлинском Дворце спорта митинг. На нем звучали призывы отменить Ветхий завет «с его торговцами скотом и сводниками» и пересмотреть Новый завет с целью привести учение Христа в «полное соответствие с требованиями национал-социализма». Были подготовлены тексты резолюций под девизом «Один народ, один рейх, одна вера». От пасторов потребовали дать клятву верности Гитлеру и отлучить новообращенных евреев.

Тогда же было подписано соглашение о присоединении к «Гитлеровской молодежи» 800-тысячной евангелической молодежной организации. Согласно этому соглашению, протестантские молодежные союзы имели право сохранить свои знамена и знаки различия. Два вечера в неделю и два воскресенья в месяц молодым протестантам отводились под их собственную работу, а остальное время они должны были быть задействованы в «Гитлерюгенде».

Весной 1938 года лютеранский епископ Мараренс повелел всем пасторам своей епархии дать личную клятву верности фюреру. В скором времени этой клятвой связали себя большинство протестантских священников.

В противовес этому была создана так называемая «Исповедующая церковь». Предполагалось, что она должна свидетельствовать о Христе. Однако на практике своей задачи она не выполнила. И свое христианство свидетельствовали лишь отдельные люди, имена которых нам хорошо известны — судья Лотар Крейссиг, берлинская диаконисса Марга Мейзель, Элизабет Шмиц и Гертруда Штевен, Дитрих Бонхеффер и некоторые другие.

Не лучше обстояли дела и у католиков. Конкордат, заключенный между Святым Престолом и Третьим рейхом в 1933 году, означал не только безоговорочное признание нацистского режима, но и полное подчинение немецкой католической церкви его нуждам.

Ватикан запретил германскому католическому духовенству заниматься «политической деятельностью». Немецких епископов утверждал Гитлер, и они обязаны были приносить присягу верности нацистскому правительству. Католические организации по всей Германии вводили у себя фашистские атрибуты, церковь вывешивала нацистские флаги. Оппозиционные настроения среди католиков жестоко преследовались. Было объявлено об общности целей церкви и имперского правительства.

Когда 10 ноября 1938 года в стране прошла волна еврейских погромов («Хрустальная ночь»), никто из католических епископов не выступил с протестом. В годы войны папа Пий XII отказался публично осудить уничтожение евреев. А 13 ноября 1941 года папский нунций передал немецким епископам пожелание папы о том, что проводить заупокойные службы по евреям не следует.

Епископ Алоиз Гудал прямо заявлял: «Против большевизма и коммунизма существует только одно средство — уничтожение».

В результате лояльности нацистскому режиму доходы католического духовенства были освобождены от налогов. Церковь получила также право преподавать религию в школах в духе воспитания патриотического и гражданского долга.

Еще больше преференций от сотрудничества с фашистским режимом получила католическая церковь Италии. Наряду со значительными государственными дотациями ей были предоставлены широкие права вмешательства и контроля в области воспитания и семейной жизни. С 1929 оскорбление Папы Римского стало уголовно наказуемым преступлением.

Тесная связь между фашистским режимом и церковью была характерна для Румынии, Венгрии и Испании.

В течение всей войны папа Римский не осуждал преступления нацистов. Может быть, одним из немногих исключений можно считать энциклику, выпущенную после начала Второй мировой. Да и то немецкий «Чрезвычайный союз католических священников» высказал возмущение тем, что папа выражает сострадание польскому населению, но не упоминает страдания немецкого народа, которому «навязали войну».

В то же время в католических монастырях нашли спасение тысячи евреев (они скрывались даже в Ватикане). Немецкий католический епископ Клеменс фон Гален открыто осуждал политику нацистов. Только в Польше погибло больше 2,5 тысяч католических священников и монахов. Но опять же, это был их личный подвиг, а не «дело церкви».

«Делом церкви» (помимо конкордата) было использование принудительного труда военнопленных в 800 католических и протестантских церковных заведениях. И весьма сомнительная в нравственном отношении помощь нацистским преступникам после войны.

Монсиньор Монтини (будущий папа Павел VI) при прямой поддержке папы дал указания Государственному секретариату Ватикана и Бюро по работе с беженцами выдать паспорта Ватикана целому ряду бежавших из Германии эсэсовцев и нацистов. Католические священники укрывали побежденных военных и партийных функционеров в монастырях, подготавливали маршруты передвижений и побегов.

Утверждают, что католический епископ Гудал выдал иностранные паспорта и удостоверения личности сотням нацистов. Он же скрыл в римской католической больнице бывшего вице-губернатора Польши штурмбаннфюрера СС барона фон Вехтера, которого повсюду разыскивали еврейские и союзные органы разведки.

Адольф Эйхман признался, что ему удалось бежать за океан в 1950 году с помощью священника-францисканца в Генуе. Эсэсовец Вальтер Кучман, обвинявшийся в уничтожении тысяч евреев и их депортации из Франции, смог перебраться в Аргентину через Испанию в 1948 году с помощью испанского Ордена кармелитов в монашеской одеждах. Вальтер Рауф скрылся с помощью генуэзского католического епископа. Гауптштурмфюрер СС Эрнст Прибке получил удостоверение на имя Отто Папе в Папской комиссии помощи.

Церковь оказывала помощь таким беглым военным преступникам, как врач концлагеря Менгеле и пособник Эйхмана Алоиз Бруннер, «лучший специалист по депортациям евреев», «лионскому мяснику» Клаусу Барби и Францу Стенгелю — начальнику лагеря смерти Треблинка.

Мне кажется, есть все же громадная разница между милосердием к евреям, спасающимся от пыток и истребления, и помощью убийцам, которые скрываются от возмездия. И только духовная и нравственная слепота мешает почувствовать эту разницу.

***

На мой взгляд, память о прошлом чрезвычайно важна. Прежде всего, она помогает нам не повторять ошибок. Но кроме этого еще и дает возможность не строить иллюзий, не смотреть на мир, Церковь и на себя (в этом мире и Церкви) через розовые очки.

В этом мире на всем протяжении его истории есть только одна несомненная Истина и Красота — это Христос. Он спасает не человечество, не страны, не народы, не человеческие сообщества и институты, а человека. Мы идем за Ним не толпой: каждый из нас лично принимает или отвергает Его призыв. И совершает «дела Любви», не ожидая энциклик, томосов, Патриарших посланий или решений Синода. Просто потому, что этого требует его сердце.

Христос пришел, чтобы создать Свою Церковь, и «врата ада не одолеют ее». Две тысячи лет каждая из христианских конфессий утверждает, что именно ее церковь и есть Та Самая, Которую «не одолеют». Но даже беглого взгляда на историю достаточно, чтобы увидеть — каждую из земных церквей (как структуру или институт) «врата ада» «одолевали» уже неоднократно. И «одолевают» прямо сейчас на наших глазах.

И чем сильнее ты склонен отождествлять ту или иную земную церковь с Церковью Христовой, тем сильнее разочарование. Мы теряем веру, если падают земные кумиры, которых мы сами же себе и творим.

Не может устоять перед адом никакая земная церковь, потому что и добро, и зло не в церковных институтах, а в человеческих сердцах. Там же, где и «Царство Небесное». Там же, где и Церковь, которую «не одолеют». Земная церковь лишь в той мере является Церковью Христовой, в какой мере каждый из нас, ее членов, несет в себе «Образ Божий», следует «путем Христа», творит «дела Любви».

Поэтому мне кажутся бесплодными споры о том, в какой именно церкви следует искать спасения, который из патриархов «отпал от Церкви», сохраняется ли благодать в РПЦ, УПЦ или КП и т.п. Мы не прославляем РПЦЗ, католическую церковь или какую-либо из лютеранских общин. Мы прославляем мать Марию (Скобцову), Илью Фондаминского, Дитриха Бонхеффера, Джузеппе Москати, Марию Пилар, Франца Егерштеттера. За их жизнь и смерть, за их свидетельство, за их дела, а не за принадлежность к каким-то церковным структурам.

Поэтому именно сейчас (а впрочем, и всегда) к каждому из нас, не понимающему как жить, обращены слова Христа: «Иди и ты делай так же».