Клир Никольского прихода Амстердама (РПЦ), отказавшийся поминать патриарха, намерен уйти в Константинопольскую Церковь

12 марта 2022 Ахилла

Об этом говорится в документе, который публикуется в телеграм-канале Сергея Чапнина:

Амстердам, 12 марта 2022 года

Уважаемые прихожане,

Сегодня состоялось внеочередное заседание приходского совета. Причиной тому послужила ранее озвученная угроза приходу и духовенству.

Во время заседания священнослужители прихода единогласно заявили, что для них стало невозможным осуществлять свое служение в составе Московского Патриархата и обеспечивать духовно безопасную обстановку для прихожан. В связи с этим они обратились к архиепископу Елисею с прошением о выдачи отпускной грамоты. Они также направили прошение митрополиту Бельгии, Нидерландов и Люксембурга Афинагору (Вселенский Патриархат) о принятии их в его епархию. Митрополит Афинагор выразил готовность рассмотреть прошение и запросить у архиепископа Елисея переход духовенства прихода под свой омофор.

Приходской совет поддерживает данный шаг духовенства и рекомендует членам прихода последовать за духовенством. Это предложение будет представлено на рассмотрение внеочередного Общего собрания прихода 26 марта с.г. Члены прихода сегодня получат приглашение на это собрание.

В период, предшествующий Общему приходскому собранию, в храме богослужение проводиться не будет. Это связано не только с соображениями безопасности, но также и с пастырскими соображениями: в этой крайне напряженной ситуации будет практически невозможно достичь того молитвенного духа, к которому мы стремимся во время богослужения.

Данное решение чрезвычайно болезненно и тяжело для всех. Ниже вы найдете письмо, в котором священнослужители дают дополнительные разъяснения, а также отвечают на возможные вопросы.

В заключение мы хотели бы поделиться с вами некоторыми хорошими новостями.

11 марта наш приход получил мощи святого Николая Мир ликийского из Эгмондского аббатства. Мы видим в этом знак надежды в эти трудные времена.

Приходской совет

Дорогие прихожане,

Как духовенство прихода святителя Николая, мы не видим другого выхода из ситуации, как только с болью в сердце сделать этот очень трудный шаг.

Как вы, возможно, знаете, мы подписали обращение с просьбой к Святейшему Патриарху Кириллу призвать к прекращению вторжения в Украину. Мы также опубликовали заявление на Facebook. Когда впоследствии Патриарх выразил свою полную поддержку вторжению, 4 марта мы сообщили архиепископу Елисею, что для нас больше не представляется возможным поминать имя Святейшего Патриарха за богослужением.

В воскресенье 6 марта архиепископ Елисей приехал к нам в храм без предупреждения, незадолго до начала Литургии. Он прибыл на дипломатической машине в сопровождении неизвестного нам иподиакона из Лондона. Этот визит, который отчасти был нацелен на то, чтобы имя Патриарха несмотря ни на что упоминалось на богослужении, нас застал врасплох. Духовенство посчитало неуместным вести открытую дискуссию об этом перед лицом прихожан, готовящихся к Прощеному воскресенью, которыми была полна церковь.

После службы архиепископ сказал нашим священникам, что наше отношение вызывает большую озабоченность не только в Патриархии, но и в Министерстве иностранных дел России.

Этим сообщением была перейдена важная граница. И в Нидерландах, и в России церковь отделена от государства. Властям не разрешается вмешиваться в жизнь церковных общин.

Затем давление на наш приход возросло. В воскресенье не совсем адекватный человек пытался сорвать службу и разбил витрину с объявлениями. В русскоязычных чатах начали распространяться ненавистнические комментарии к нашему решению. На стене храмового комплекса была намалевана буква «Z», которую использует российская армия. Архиепископ Елисей сообщил в социальных сетях о том, что «недоразумение» в Амстердаме устранено. 10 марта он написал отцу Мелетию: «Я люблю вас и настолько хотел бы, чтобы Вы оставались настоятелем, что не хотел бы обращаться к вам с ультиматумом, но наши растерянные прихожане ждут исправления вашего заявления».

Читая этот ультиматум, мы видим давление: со стороны архиерея, со стороны российского правительства и со стороны неизвестных лиц. Оказывают давление, чтобы принудить нас отойти от нашей тщательно продуманной позиции. Мы не можем этого сделать. Такое давление ставит под угрозу духовную безопасность нашей церковной общины и ее членов. Кроме того, совесть больше не позволяет отождествлять себя с позицией Московского Патриархата.

Наша церковная жизнь основана на ряде принципов, преподанных нам митрополитом Антонием Сурожским:

— Мы прежде всего люди. Затем христиане, затем православные и, наконец, русские, голландцы, сербы и т.д.

— Мы не связаны с российским — или каким-либо другим — правительством.

— Мы являемся частью Церкви в России (в советское время: гонимой Церкви), не с целью поддержать систему, а с целью поддержать верующих в России. А также из любви к этой удивительной стране и ее духовному наследию.

— Мы не принимаем финансовых пожертвований от Патриархии или других внешних источников.

— Мы живем по приходскому уставу Русской Православной Церкви 1918 года, который предусматривает активное участие прихожан в церковной жизни и принятии решений, при этом церковное здание находится в собственности общины.

— Как христиане, мы считаем своим долгом высказываться, когда Евангелие заставляет нас это делать.

Наши настоятели прот. Алексий Фогд и прот. Сергий Овсянников воплотили эти принципы в жизнь до такой степени, что наш приход известен во всем мире как один из последних приходов, где сохраняется дух владыки Антония Сурожского. Отец Сергий, бывший диссидент и автор незаурядной «Книги о свободе», не знал страха, когда речь шла о том, чтобы говорить правду. В ноябре 2014 года, во время празднования 25-летия пребывания в священном сане, он сказал: «Если церковь объединяется с государством, это очень, очень плохо».

Нынешняя ситуация делает невозможным для нашего прихода продолжать жить в соответствии с принципами митрополита Антония.

— Глава нашей Церкви выражает поддержку войне одного традиционно православного народа против другого, отрицая право одного из них — украинского — на существование.

— Наш архиерей передает нам послание от имени российского посольства

— Нет больше гонимой Церкви, а есть гонящая Церковь. Священники в России, подписавшие обращение к Патриарху, подвергаются массовым увольнениям.

Священники, проповедующие мир, подвергаются гонениям. Некоторые вынуждены покинуть страну.

— Начиная с 2018 года на нас оказывается давление с целью заставить отказаться от собственного устава и перейти на типовой устав Московского Патриархата (как это произошло в Сурожской епархии в Англии после смерти владыки Антония). Согласно этому уставу, епископ может исключить любого прихожанина из прихода, распустить приходской совет, аннулировать решения приходского совета или Общего собрания прихода. Кроме того, Патриархат по этому уставу автоматически становится владельцем всех церковных зданий.

В связи с этим мы изъявили желание перейти в Экзархат Нидерландов и Люксембурга Вселенского Константинопольского Патриархата, который возглавляет митрополит Брюссельский и Бельгийский Афинагор.

Это решение крайне болезненно для нас. Вот уже почти 50 лет наш приход живет в пределах Московского Патриархата. В основе прихода — уникальная духовность, ревность к вере и замечательные люди из разных стран, входящих в состав Патриархата.

Нас вдохновляли и привносили свою энергию священники и миряне, посещавшие наш приход. Наши священнослужители могли служить, проповедовать и принимать участия в духовных мероприятиях в России. Мы были местом культурных и духовных встреч. Для новоприбывших из бывшего Советского Союза наша церковь стала естественным местом встречи с Богом и друг с другом. Отец Сергий помогал прихожанам на этом пути, подчеркивая, что Православие не «русское» или «голландское», а вселенское.

Бесчисленное множество голландцев и православных из других стран нашли здесь себе духовный дом.

На нас часто смотрели искоса и с пристрастием допрашивали о нашей связи с Московским Патриархатом. Во время коммунизма — из-за принадлежности к так называемой «красной» церкви, а после развала коммунизма — из-за положения церкви в российском обществе, ее вовлеченности в политику и экономику. Наш ответ всегда был таков: мы поддерживаем гонимую церковь.

Этот ответ исчерпал сам себя. Мы больше не можем оправдываться перед собой и перед вами, нашими прихожанами, тем, что остаемся под эгидой этой церкви. Мы знаем, что многие верующие нашего прихода испытывают похожие чувства.

Однако мы также понимаем, что многие из вас переживают это по-другому. Что это решение несет с собой много скорби, боли, и даже обеспокоенности. Вот почему мы хотели бы выразить понимание и уважение ко всем тем, кто не согласен с нашим решением. Мы можем только обещать вам, что будем делать все от нас зависящее для сохранения нашей приходской жизни; безопасной и духовно богатой приходской жизни в духе владыки Антония. В приходе, где вам будут всегда рады.

Отец Мелетий

Отец Хилдо

Отец Михаил

Отец Иоанн

Отец Олег

Ответы на некоторые вопросы

Что изменится?

Изменятся две вещи:

— Название прихода (он будет называться «Православный приход святителя Николая в Амстердаме»)

— Упоминание епископа во время богослужения (на богослужении будет упоминаться только епископ, а не Патриарх)

Больше ничего не изменится. Сохранятся все наши обычаи, богослужебные языки, календарь и все традиции, которые делают наш приход нашим приходом.

Будем ли мы теперь молиться за Патриарха Варфоломея?

Нет. В богослужениях будет использоваться имя епископа. Это традиционная практика всех православных церквей, за исключением Московского патриархата.

Могу ли я участвовать в Евхаристии в нашей церкви?

Этот выбор полностью за вами. Вселенский Патриархат находится в общении со всеми поместными церквами — в том числе с Московским Патриархатом. Вселенский Патриархат не разрывал общения с Московским Патриархатом. Все православные верующие могут принимать участие в церковных таинствах.

Означает ли это, что мы теперь находимся в расколе?

Нет. Вселенский Патриархат находится в евхаристическом общении со всеми поместными церквами — в том числе с Московским Патриархатом. Московский Патриархат временно разорвал евхаристическое общение со Вселенским Патриархатом. Все православные верующие могут принимать участие в церковных таинствах.

Предаем ли мы этим шагом наследие митрополита Антония, отца Алексия и отца Сергия?

Напротив, мы делаем этот шаг для того, чтобы сохранить наследие митрополита Антония, отца Алексия и отца Сергия и передать эту живую традицию нашим детям. Для этого необходима церковная среда, которая позволяет этой традиции свободно существовать.

Случалось ли такое раньше?

В течение XX и XXI веков многие негреческие общины нашли убежище во Вселенском Патриархате. Многие приходы Сурожской епархии перешли в этот Патриархат после смерти митрополита Антония.

Что будет с нашим храмовым комплексом?

Здание церкви остается в собственности прихода.

Должен ли я перейти вместе с вами в Константинопольский Патриархат?

Нет, не должны. Вы совершенно свободны в выборе. Церковь останется, как и прежде, открыта для всех православных верующих.

Будут ли службы по-прежнему проводиться на церковнославянском языке?

Богослужебные языки останутся прежними.

Означает ли это, что мы теперь попадаем под омофор митрополита Епифания из автокефальной Православной Церкви Украины?

Нет. Православная церковь Украины под руководством митрополита Епифания не имеет приходов за пределами Украины. Мы находимся под омофором митрополита Бельгии, Нидерландов и Люксембурга.