Когда патриотизм равен христианству, а атеист — потенциальный дезертир: «богословие» военного священника

1 ноября 2019 Алексей Плужников

Мы на «Ахилле» регулярно публикуем те или иные высказывания священников и иерархов РПЦ по разным вопросам и не устаем удивляться способности наших клириков, как бы помягче сказать, — жонглировать понятиями. Вот очередной из бесчисленных примеров — сайт Приход.ru перепечатывает материал с сайта Смоленской митрополии, который, в свою очередь, перепечатывает статью с сайта «Смоленской газеты». Это интервью с уважаемым смоленским священником, «уникальным», как его называют в материале, — протоиереем Владимиром Дмитриевым, настоятелем «первого в современной России прихода, открывшегося на территории воинской части», руководителем епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами, помощником начальника военной академии войсковой противовоздушной обороны имени Маршала Советского Союза А.М. Василевского по работе с верующими военнослужащими.

Отец Владимир объясняет задачу штатного военного священника — показать военнослужащим Истину:

«Наша задача — удовлетворить религиозную потребность военнослужащих, рассказать им о православии… Истину ведь не надо доказывать, ее надо показать, а она сама покорит сердце человека».

Какую же истину показывает священник РПЦ своим подопечным?

Опустим как не слишком убедительный теологумен батюшки о том, что «от того, как будут выстроены отношения человека с Богом, зависит его судьба: когда Бог принимает участие в жизни человека, у него все получается, ему сопутствует успех, благополучие и удача. Все хорошее и доброе будет с ним, потому что Бог созидает». Ну, верит батюшка в формулу «вера = успех + благополучие + удача», ну пусть верит — в это пытаются верить многие прихожане и захожане, ради этого в храмы и приходят (а потом разочарованно уходят через пять-десять лет). Не так это нам интересно в данном случае. Вот дальше начинается гораздо более интересное «богословие».

«Есть темы, — рассказывает протоиерей Владимир, — где мы говорим о патриотизме, потому что основной закон христианства — „Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею“ и „Возлюби ближнего твоего, как самого себя“. То есть само по себе учение православной Церкви, Евангелия, Христа — патриотично. Кто такой „ближний“? Тот человек, который находится рядом со мной на данный момент. Я должен любить его, то есть помогать, когда это необходимо, защищать его, просто оберегать. И когда люди приходят к вере, они это осознают и понимают, что любовь в своем сердце нужно разогревать, принимать деятельное участие в жизни других людей».

Как вам эквилибристика? Патриотизм и христианство — синонимы, потому что про ближнего и про любовь. Хотя мы помним из евангельской притчи, кто был ближним для человека, «впавшего в разбойники», — самаритянин, по сути, еретик и враг. Значит ли это, что ближним может оказаться и… вражеский солдат по другую сторону окопа, с которым ты вдруг окажешься поблизости, а тот, например, будет ранен? Надо ли помочь такому ближнему, омыть его раны или же следует добить врага штыком?

Нет, уточняет протоиерей, «ближний — это и тот, с кем я учусь и работаю, это мои однополчане и односельчане, это мое село и мой город, моя родина — малая и большая». Проще говоря, как было сказано выше, евангельское учение о ближних поверяется патриотизмом и геополитикой. Хотя, кажется, в Евангелии вскользь упоминалось что-то вроде «ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?»

Конечно, ничего нового в «богословии» помощника начальника военной академии нет — ровно такие же проповеди говорили войсковые священники столетиями, когда причащали солдатиков перед бойней. Только единицы, вроде архимандрита Спиридона (Кислякова), осмеливались возмутиться таким жонглированием, смешением понятий патриотизма и христианства, когда требование стать пушечным мясом и убивать другое пушечное мясо во имя империй и власть имущих называли «священным долгом» и прочими высокодуховными эпитетами.

Далее отец Владимир Дмитриев делает любопытный «исторический» экскурс:

«Вот в советское время были так называемые „невозвращенцы“ — люди, которые выезжали за границу, просили политическое убежище и оставались там. Но не было ни одного случая невозвращения священников, потому что они понимали: те святыни, которые они знают, находятся здесь — в России. И это их вера, их Родина, она — их ближний, и они служат ей».

Батюшке напомнить про иерархов и священников, ушедших в эмиграцию во время Гражданской войны? Или священников, ушедших во время Второй мировой войны с советской территории с немцами, служивших им? И с кем же тогда собирается 3 ноября «торжественно воссоединяться» РПЦ, как не с «потомками» тех клириков, которые образовали Архиепископию русских приходов в Западной Европе? А также вспомним Карловацкий Синод, РПЦЗ, вот это все?

Или же батюшка имеет в виду уже позднее советское, сталинско-хрущевское или брежневское время? Так тогда за границу выпускали настолько «штучный товар», на всякие экуменические заседания, настолько «проверенные кадры», что обычно у каждого такого выезжавшего за границу клирика имелась в картотеках КГБ карточка с данными, когда тот клирик «завербован» и какая у него теперь кличка…

И о каких святынях отец Владимир говорит? О ГУЛАГе, в котором побывало большинство клириков? О разрушенных храмах, закрытых монастырях, уничтоженных или спрятанных в музеях атеизма мощах? Или атеистический Советский Союз все равно оставался «тайной» Святой Русью?

И опять получается, что клирики РПЦ служат не Христу, Церковь которого по всему миру, да и вообще — не от мира сего, а только Родине, СССР, России…

Дальше протоиерей Владимир ступает в своем богословии на очень зыбкую для себя почву: он договаривается до того, что любить Родину и отдавать за нее жизнь способен только верующий человек, а неверующий — вообще потенциальный дезертир:

«Для верующего человека важна любовь к Отечеству, и для него собственная жизнь стоит на втором месте — он в ее центр ставит не свое „я“, а „я“ своего ближнего или Отечество и защищает их.

А у неверующего человека есть сомнения: он всегда размышляет, что же ценнее и важнее для него — любовь к Отечеству или собственная жизнь? И здесь некоторые люди, не веря в Бога, в душу человека, делают выбор в пользу собственной жизни. И тогда солдат бросает оружие, бежит, потому что начинает ценить только себя, — он не верит, а вера дает человеку духовную силу, надежду на победу, на то, что все будет хорошо, даже если сейчас плохо».

Подобное «богословие» очень напоминает ходившие в православной среде «чудесатые» книжки с байками о том, как Великую Отечественную войну выиграли благодаря неким облетам фронтов или городов с иконами, или молитвами какого-нибудь тайного старца, или митрополита Гор Ливанских (последнее — крайне непатриотично)… Думается, если бы отца Владимира более внимательно слушало высшее руководство той военной академии, где он числится, то офицерам вряд ли понравились бы такие пассажи.

Но, видимо, офицерам Дмитриев проповедует только вот эти, приятные для полководческого слуха, байки:

«Во время бесед мы всегда приводим примеры известных военачальников, таких как Федор Федорович Ушаков, Александр Васильевич Суворов, Михаил Дмитриевич Скобелев. И когда говоришь о том, что у Ушакова не было потерь, это у многих — даже военных — вызывает удивление: „Как так?“ Однако история говорит о том, что он действительно не потерял ни одной лодки, ни одного корабля… Это тоже очень интересно, и такие примеры показывают, что вера всегда воодушевляет человека, помогает ему».

Интервью с военным священником на этом заканчивается, вернее, заканчивается оно слоганом: «Материал подготовлен при грантовой поддержке фонда „Православная инициатива“». И действительно: на что еще потратить гранты, как не на знакомство будущих офицеров вот с такой православно-патриотичной «истиной»…

Фото Александры Кузнецовой с выставки «Духовный щит Отечества»

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: