Когда «табачок врозь», или Как общаться с раскольниками

31 октября 2018 Алексей Плужников

В последнее время в антифанарной риторике спикеров РПЦ и УПЦ МП частенько проскальзывает аргумент, который формулируется так: «кто общается с раскольниками, тот сам становится раскольником». Причем под «общением» подразумевается не совместное совершение литургии и причащение (таково изначальное понимание «общения» в церкви), а вообще общение — встречи, разговоры. В этом упрекали и обвиняли экзархов, присланных Константинополем, — они де «общались», то есть вели переговоры с негодяями-раскольниками:

«По канонам присланные экзархи не имеют права даже общаться со схизматиками — ибо, если кто будет с отлученным от Церкви общаться, да будет сам отлучен. Поэтому они, как только вступят в контакт с анафематствованными, должны сами попасть под запрет».

Глава СИНФО Владимир Легойда высказал идею, что при общении с раскольником — зачумляешься:

«Мы говорим, что в раскольничьих группировках на Украине не действует благодать, и, согласно церковному пониманию жизни, когда ты вступаешь с ними в общение — ты сам зачумляешься».

Тут, правда, не проводится дальнейшая логика: Константинополь зачумляется от раскольников Украины, а от зараженного Константинополя зачумляются все другие Поместные Церкви, потому что они не разорвали общения с чумовым (или очумелым?) патриархом Варфоломеем. Но эта мысль пока не проговаривается до конца.

Некоторые, более мягкие спикеры, хоть и признают негодяйство и зачумленность тех, кто общается с раскольниками, все же утверждают, что «прервано евхаристическое общение, а не молитвенное». Тоже, правда, непонятно, о чем совместно молиться, если невозможно сказать «Христос посреди нас»? Хотя, можно, конечно, святыньки лобызать и ладан совместно внюхивать, боковая ветвь благодати, так сказать.

Есть и иные подходы к молитве с раскольниками и еретиками — например, в версии митрополита Минского Павла (Пономарева).

Предстоятелю БПЦ задают вопрос: «Православному нельзя молиться с иноверцами. Но каждый год на Рождество и Пасху в храме Христа Спасителя в Москве мы видим католических священников и даже епископов. У них нет такого запрета?»

Отвечает митрополит Павел:

«Я не слышал, чтобы у них был такой запрет. Во-вторых, это же не молитва. Я не знаю, молятся ли они у нас в храме или нет. Мне приходилось бывать у католиков — мы там представляли Русскую Церковь. Сказать, что я с ними молился… — я б так не сказал. Хотя я молился — у меня есть четки, они меня всегда выручают. Даже когда я присутствовал на католических мероприятиях — ну что, они совершают свое, я свое. Не знаю, слышит меня Бог в этом случае, но я верю, что Он меня слышит. Я таким образом, если хотите, исполняю свою церковно-дипломатическую миссию, но не духом — телом я присутствую, духом — нет. Нам нельзя, мы с ними не молимся, не причащаемся».


Далее митрополит рассказал о том, как делегация православных была на службе у епископалов в Нью-Йорке, там им предлагали причаститься, но православные отказались: «Дружба дружбой, а табачок врозь», — так это сформулировал минский владыка. Мол, ходить поглазеть в храмы другой конфессии можно, но без нарушения канонов. Разумеется, лучше вы к нам, может, православие примете… Но «твердо стойте в своей вере, не предавайте ее». Потому что вера — это только православная вера, а у прочих — так, ерунда какая-то, которую незазорно променять на православие в изводе РПЦ.

Об отношении к молитве с еретиками-раскольниками есть и у меня история. Был я участником торжеств по случаю пятнадцатилетия образования Волгоградской епархии. Тогда к нам приехали послужить вместе с нашим митрополитом Германом еще и другие архиереи: архиепископ Ярославский Кирилл (Наконечный), ныне Екатеринбургский митрополит, епископ Зосима (Остапенко), тогда Элистинский, ныне архиепископ Соликамский, а также митрополит Кубанский Исидор (Кириченко).

Литургия в Волгограде на празднование 15-тилетия епархии. Фото автора

Всенощную служили в храме Ильи Пророка, бывшем огромном кинотеатре (там я начинал как пономарь и как священник, об этом моя повесть «Третье лицо епархии»). Храм огромный, алтарь размером с приличный храм, народу много, далеко вверху, у противоположной стены поет хор Царицынского православного университета.

И тут во время всенощной приходят гости — если я правильно помню, лютеране или кто-то похожий. Сначала они скромно остановились в храме сбоку от алтаря, но нашему митрополиту доложили о гостях, и он велел позвать их в алтарь. И не просто позвать: главный из пришедших подошел к митрополиту и ничтоже сумняшеся стал с ним здороваться за руку… прямо перед престолом. Там, куда даже пономарям запрещают наступать. Только если пропылесосить, трубой пылесоса дотянуться. А тут — еретик, раскольник своими нечестивыми ногами топчет святой ковер (не помню, может, и на орлец наступил, окаянный).

А надо понимать, что наш митрополит служил в свое время в Германии, и у него тесные связи с тамошними протестантами, которые создали целую программу помощи в строительстве православных храмов в России.

И вот эти гости остались до конца службы стоять в алтаре. Молились ли они, или только «телом пребывали», а духом — в своих раскольничьих высотах — Бог весть. Но наши попы переглянулись, перемялись с ноги на ногу и ничего не возразили — начальству видней. Ни один из архиереев, кстати, и не поморщился.

Но «народ Божий» возмутился, вернее, клирошане. Насколько я помню, кто-то из певчих (даже не один человек, а вроде несколько) ужаснулись такому экуменизму и попранию канонов и в знак протеста бросили петь и вышли со службы.

После этого был скандал на регентском отделении, этих студентов-бунтарей (возможно, там был и кто-то из преподавателей) не только пропесочили, но, кажется (по слухам) велели каяться в своем бунте против архиерея и, возможно, кого-то отчислили. Точно не могу утверждать, дело давнее, но история была громкая, и шептались о ней долго.

А так народ Божий встречал архиереев перед литургией. Волгоград, 2006. Фото автора

Это я все к чему — к тому, что понятия «общения» с раскольниками и еретиками, понятия строгого соблюдения канонов и прочего в православной среде легко вертятся промеж пальцев тех, в чьих руках любой канон яко спиннер. В руках архиереев. Когда им надо — то у них сразу и суровость в лице, и каноны, и раскольники, и прещения, и акривии. А когда ситуация наоборот, и надо что-то выгодное получить, например, слупить с раскольников преференции и помощь в строительстве храмов — то тут сразу наступает экуменизм, икономия, улыбки и ссылки на любовь. Какую надо любовь.

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: