Когнитивный суицид, или История смерти Анании и Сапфиры

5 мая 2020 Владимир Почиталин

Представьте себе такую фантастическую ситуацию. Вы просыпаетесь, и видите в своем доме незнакомых людей, которые упаковывают ваши вещи. Вы испытываете сложный микс чувств, и справедливо вопрошаете: «что происходит?» Вам отвечают: «мы пришли за своими вещами». Вы видите, как забирают ваш пылесос, ваш телевизор, вашего кота, и вообще все! Человек, который упаковывает телевизор, рассказывает вам про поцарапанную заднюю панель и говорит о том, что телевизор долгое время не эксплуатировался и просто лежал на полу — его постоянно двигали. Человек, который выносит пылесос, обращает ваше внимание на еле заметную деталь: прожженное пятнышко на корпусе. Оказывается, в свое время, он уронил на него сигарету. Еще кто-то, выдающий себя за владельца кота, открыл вам тайну, почему у него нет уха — он отморозил его, и что его зовут не Кузя, а Тишка. И, к вашему удивлению, домашний любимец охотно отзывается на это имя. Вы вдруг неожиданно понимаете, что никогда не знали, откуда взялось пятно на пылесосе и царапины на телевизоре, и все, что вы считали своим, на самом деле вам не принадлежит!

Понятно, что это метафора. Но она почти всегда отражает реальность, если речь идет о наших мыслях.

Мы все рождаемся в готовый мир. Как печенье к чаю, нам «на блюдце» подают эстетику, нравы, обычаи, религию — культуру, в самом широком смысле. Что, в этих условиях, значит свободно мыслить? Ведь мы черпаем уже накопленные знания человечества и выбираем то, с чем согласны. Мы же не будем изобретать мировоззренческий велосипед. Основные взгляды сформулированы. Выбирай и пользуйся! Да, это так — и это замечательно! Но разве вы ни разу не проявляли к себе мировоззренческое насилие — заставляя согласиться с тем или иным доводом (тезисом, взглядом) только потому, что для вас авторитетом был источник этих взглядов? Ну, к примеру, пусть таким источником будет Библия.


То, что я хочу рассказать сегодня, я рассмотрю всего лишь на одном примере из Деяний святых апостолов. Аналогичных примеров масса, нет смысла приводить их все, потому что речь пойдет не о толковании Священного писания, а о том, насколько самостоятельно мы мыслим. В этом контексте, данный пример считаю прекрасным тестом на зрелость.

Что я вкладываю в понятие «когнитивный суицид». Его человек совершает в ту минуту, когда завершает писать свой мировоззренческий «портрет». Когда находит возможность упаковать все свои внутренние противоречия в какую-то законченную концепцию, втиснуть себя в те или иные установочные рамки, и все, что окажется за этим «прокрустовым ложем», просто не замечать или трактовать в пользу уже принятой когда-то идеи. Когда остается все меньше вопросов и становится все больше ответов. Когда появляются авторитеты, по отношению к которым нельзя проявить сомнение, даже если очень хочется (это могут быть и люди, и тексты). Когда человек приобретает «коридорное» сознание, и в этом коридоре отсутствует мешающая основной идеи «панорама» проблемных вопросов.

Поскольку проблемы добра и зла люди спешат адресовать религии, о ней и пойдет речь. Тем более что когнитивный суицид большинство из нас совершают именно на религиозной почве.

В начале 5 главы Деяний святых апостолов рассказывается история про супружескую пару: мужчину по имени Анания и жену его Сапфиру. «Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это. И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили. Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся. Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько. Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее. И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это» (Деян. 5:1-11).

Помню, когда я первый раз услышал эту историю, я был в шоке. Я не понимал — за что, и кто так мог поступить с этими несчастными людьми? Мои чувства вступали в непримиримое противоречие с моим пониманием христианской любви и судьбы этих людей. Потому что нет ни одной причины для такого чудовищного развития событий. Давайте разбираться.

Как вы, надеюсь, понимаете, убивать несчастную супружескую пару было совершенно не за что. Потому что убийство без понятных и безусловных причин — преступление! И на этом можно было бы захлопнуть книгу. Но… проблема в том, что это не просто книга. Это Деяния апостолов, которые являются частью Евангелия. А значит надо придумать ту реальность, в которой «ужасный» грех несчастной супружеской пары будет равен их умерщвлению, которое приписывается — ни много ни мало — Святому Духу.

Скажите, что будете делать вы? Будете считать очевидное — очевидным, или попробуете корежить свое сердце в поиске оправдания этого убийства? Для меня было большим удивлением, что за толкование этой истории, а точнее — за оправдание этого убийства, брались многие уважаемые люди. Среди которых даже сам Иоанн Златоуст. И я задаю себе вопрос: а можно ли противопоставлять свое сомнение столь авторитетному прессингу? Ответ: обязательно! И немедленно! Пока на вашем сердце и сознании не затянулась когнитивная петля.

Итак, за что с несчастными Ананией и Сапфирой случилось то, что случилось? Не поддаваясь «гипнозу» дивных толкований, констатируем факт: эти несчастные убиты. Убиты без суда и следствия, по ложному обвинению в этом преступлении Святого Духа, то есть — без объяснения причин. История Анании и Сапфиры, для многих из нас, является кричащей ложкой дегтя, которая портит всю «бочку» Деяний апостолов. Мне кажется, на этом эпизоде сломались многие. И причина одна — авторитет книги! И вот с этого места — самое главное.

Нет книг, которые написаны Богом без участия человека. Потому что, как минимум, одна из задач Бога — оставаться предметом веры. В противном случае, человек лишается главного — выбора. Лишается свободного притяжения своей души к тому или иному. Библию называют «богодухновенной», но даже апологеты этого специального термина говорят о том, что человек не являлся пассивным орудием Бога. То есть богодухновенность не означает письмо под диктовку. Все книги пишут люди, в здравом (или не очень) уме. И если вы читали Библию, у вас не будет в этом никаких сомнений.

Вы, конечно, знаете, что такое антропоморфизм. Это перенесение образа человека и его качеств на различных существ и даже неодушевленные предметы. Так вот, как только Библия начинает говорить словами Бога — это являет собой собрание ярчайших примеров антропоморфизма. Самый невинный пример: «Господь спросил: „Адам, где ты?“». То есть Бог, который знает движение каждого фотона во Вселенной, ищет Адама. Абсурд! Но нельзя в таком изложении винить ни Бога, ни человека. Ведь у людей того времени сознание было до предела мифологизировано. Он мыслил, что называется, «натуральными», простыми категориями. И всему приписывал качества, присущие ему самому — от камня до Бога.

Я уже не говорю о том, что любой человек может ошибаться, даже если он, к примеру, апостол. А Петр, который был стороной обвинения в эпизоде с несчастными супругами, как мы знаем, ошибался много раз. И даже трижды отрекся от Христа, хотя был рядом с ним долгое время. Вот только в случае с Ананией и Сапфирой, возможно, это была не просто ошибка. Провести расследование уже невозможно. Но любой здравомыслящий человек не заподозрит Святой Дух в убийстве двух несчастных за мелкую и невинную хитрость. Они мало что знали о людях, которым надо было отдать все вырученные деньги. Они также мало что знали о Боге. Хотели узнать, но им не позволили это сделать.

Причем, Сапфира вообще непонятно за что пострадала. Она ведь, разумеется, не могла противоречить мужу в показаниях, когда ее спросили о том, за какую цену Анания продал землю. Она жена его, и не могла предать мужа — согласна она с ним была или нет. Так вот, я думаю те, кто не совершил когнитивный суицид, понимают, что Святой Дух тут явно ни при чем. По той «статье», которую вменил супружеской паре Петр, можно уничтожить все человечество, без исключения! Но вменял ли Петр вообще кому-то что-то? И вопрос, который невозможно не задать: могло ли убийство быть единственным инструментом, который оказался в распоряжении Святого Духа?

Существуют очень разные мнения относительно авторства Деяний и времени их создания. Может, вся эта история — просто компиляция каких-то преданий или различных устных пересказов. Или, что хуже, «маркетинговая» вставка с целью увеличения мировоззренческих продаж. Но лично мне хотелось бы думать, что этот сюжет в действительности вообще не имел места. Тем более, если представить себе реакцию Христа на действия Анании и Сапфиры, то, мне кажется, он бы просто улыбнулся. Может, еще обнял бы их, пожалев за нерешительность. Это единственная здоровая реакция человека, который способен простить даже распинающих его.

Я умышленно не цитирую распространенные толкования на эпизод с Ананией и Сапфирой, потому что это: а) безразмерно; б) бестолково.

Конечно, правомерен вопрос: могут ли ошибаться святые? Конечно могут! И отлучать друг друга от церкви могут, и даже убивать — святой святого! Примеры найдете, при большой заинтересованности. Главное понять, что святость не прибавляет ума, что не во все минуты своей жизни человек свят. Святые — не мудрецы, не философы, они — пример совершенно других человеческих качеств. Главные из которых — любовь и верность! Моя бабушка, уверен, была почти святой. Но она не умела даже читать. Это не отнимает у нее святости, это просто не прибавляет ума. Но это моя бабушка, а не Аристотель. А могли ли ошибаться апостолы? Конечно! Они люди, а не медиумы в состоянии транса, которые послушно выполняли божественную волю. Никогда не лишайте людей их человеческих качеств! И не бойтесь не соглашаться с теми, с кем страшно не соглашаться. Свобода, которую принес Христос, и в этом тоже. А если Бог есть любовь, то апостол Петр когда-нибудь обнимет всех, кто был с ним добросовестно не согласен.

Не затягивайте на себе когнитивную петлю. Если однажды не хотите обнаружить, что ваш кот Кузя — это чужой кот Тишка.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: