Константинополь на сегодняшней церковной карте

26 октября 2018 диакон Александр Занемонец

Друзья вновь попросили «показать на карте Константинополь».

Действительно, с 29 мая 1453 г. он не является столицей христианской империи. При этом все Новое время Константинополь оставался крупнейшим христианским городом Восточного Средиземноморья и Балкан: даже в начале ХХ века большинство его миллионного населения — христиане.

Константинополь долго сохранял свое название. Вплоть до ХХ в. официальных названий было два (это мы знаем по дипломатическим документам): греки-русские-европейцы называют его Константинополем, а турки — Стамбулом. В 1930 г. Ататюрк решил, что отныне в Турецкой республике признается только одно название — турецкое (которое этимологически тоже греческое). Это 1930 г.

В Османской империи Константинопольский патриарх имел первенство перед остальными собратьями, поскольку лично отвечал за христианских подданных империи. Так, патр. Григорий V запечатлел эту ответственность мученичеством: на Пасху 1821 г. он был повешен турками на воротах патриархии. Нынешнее значение Константинопольского патриарха в греческом мире восходит скорее к османской практике, нежели к византийской теории.

После изгнания греков из Малой Азии в 1920-е годы (малоазийская катастрофа) и из Стамбула в 1950-е, греков в Турции фактически не осталось. Так что титул «стамбульский патриарх» к патриарху Константинополя точно не подходит. В древней византийской столице остается фактически лишь «офис» Вселенского патриарха. И несколько тысяч греков, преимущественно в районе Фанар.

Паствой Вселенского патриарха сегодня оказывается Северная Греция — включая Афон — и ряд греческих островов (не просто так патриарх Варфоломей летает чартером Эгейских авиалиний). А также — греческая диаспора.

Греческая диаспора на Западе — это в первую очередь те самые малоазийские греки, а также все греческие экономические эмигранты. Их насчитывается несколько миллионов. Если у себя дома грек может быть членом Элладской церкви или Кипрской, то в диаспоре он будет обязательно во Вселенском патриархате. В Америке греческая диаспора — самая успешная, после еврейской. Так что не Госдеп определяет политику Вселенского патриархата, а паства: в значительной степени именно паства патриарха в англоязычных странах. Греки диаспоры — его основные спонсоры.

Помимо Северной Греции и греческой диаспоры, ко Вселенскому патриархату относится часть Русского зарубежья в Западной Европе (Русский Экзархат) и часть Украинской диаспоры в Северной Америке, Финская и Эстонская автономные церкви. Всего — до 7 миллионов человек.

Все те автокефалии ХХ-го века, которые признаны сегодня в православной мире, начали «работать» после их утверждения Вселенским патриархатом. Русские епархии, которые после революции оказались вне пределов Советского Союза, были не «похищены» Константинополем, а благодаря ему смогли избежать того канонического хаоса, который был в самой России после смерти патриарха Тихона (1925) и до избрания патр. Алексия в 1945. Это Православные церкви Финляндии, Польши, Прибалтики, Русский Экзархат в Западной Европе. Автокефальный (или автономный) статус этих церквей признается всем православным миром, включая Русскую церковь.

В 90-е годы через Вселенский патриархат к полноте церковного общения вернулось несколько украинских епархий в Северной Америке (около 200 приходов).

Ну и, конечно, часть Вселенского патриархата — это все монастыри Св. Горы Афон. Включая русский и другие славянские. Вселенский патриарх является их единственным епископом.

Так выглядит Константинополь на сегодняшней церковной карте.

Источник

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: