Кто хозяин «исторической правды»?
23 октября 2018 Алексей Плужников
В своем интервью ТАСС митрополит Иларион (Алфеев), глава ОВЦС, среди прочего ответил на вопрос об отмене Фанаром действия грамоты 1686 года: «насколько это соответствует исторической правде?»:
«Представьте, что у вас есть дом, в котором на протяжении трехсот лет жили ваши предки, а сейчас там живете вы и живут ваши дети. Это ваша фамильная собственность, но триста лет назад она была передана вашей семье какой-то другой семьей. И вот теперь объявляется некий потомок тех дарителей и говорит, что это, оказывается, был не подарок, а просто вашей семье этот дом с участком временно сдали в аренду. И неважно, что дом тогда был в три раза меньше, территория прилегающего к нему участка с тех пор в пять раз выросла, многие поколения ваших предков там жили, следили за этим участком, возделывали его. Теперь объявляется другой хозяин, перечеркивает всю эту историю, а вам и вашим детям предлагает выселиться. Что это, как не беззаконие и разбой? Признаете ли вы законными подобного рода притязания?»
Хочется продолжить логику митрополита. Этим летом редакция «Ахиллы» посетила уральский поселок Билимбай, в котором находится Свято-Троицкий храм. Этот величественный храм был заложен Строгановыми 200 лет назад, строился постепенно на протяжении более полувека.
В 1934 году храм закрыли, была снесена колокольня, в шестидесятых годах срублен купол. Во время Второй мировой войны в храме располагалось конструкторское бюро, разрабатывавшее первый советский реактивный самолет.
В шестидесятых годах здание подверглось капитальной реконструкции: появились этажи, лестницы, перегородки, укрепленная крыша. Здание использовали как Дом культуры, краеведческий музей, библиотеку, кинотеатр, театр, концертный зал, музыкальную школу. В 1973 году здание передали на баланс экспериментального завода строительных конструкций и деталей.
В девяностых храм стал бесхозным, в 1994 году храм передали РПЦ.
Возникает вопрос (согласно логике митрополита Илариона): кто хозяин здания и почему храм отдали Екатеринбургской митрополии? Ведь хозяевами были купцы Строгановы (шире — Российская империя), потом — советская власть. Помещения несколько десятилетий занимали разные полезные научные и культурные учреждения, государство занималось капитальным переустройством внутреннего и внешнего пространства — на каких основаниях нынешние представители РПЦ предъявили свои права на храм? Только потому, что 200 лет назад это здание тоже было храмом? Но ведь были в промежутке другие хозяева, которые вложились в переустройство, — почему же не вернуть в здание музыкальную школу или театр, или библиотеку, или завод? Потому что «пришли другие хозяева» и «перечеркнули историю», потребовав «свое», хотя никакого отношения, кроме самоназывания себя Церковью, к этому зданию нынешние православные не имеют?
То же касается и прочих притязаний РПЦ на дореволюционную «собственность».
Или логика действует только по желанию РПЦ, а по желанию Фанара перестает работать?
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: