Храм на площади Свободы, реактивный самолет и стрижи

12 сентября 2018 Алексей Плужников

Продолжаем наше «Паломничество „Ахиллы” по храмам Урала».

***

7 июля 2018. Поселок Билимбай Свердловской области, Свято-Троицкий храм.

Билимбай — поселок небольшой и скучный, одна из его достопримечательностей — развалины строгановского завода, а вторая — огромный Троицкий храм, который был заложен 200 лет назад. В 1914 году в Билимбае произошло сильное землетрясение, центр которого был недалеко от храма, но храм устоял. Во время Великой Отечественной войны в храме располагалось конструкторское бюро, где создавался первый советский реактивный истребитель БИ-1, после войны в храме находились дом культуры, библиотека и проч., храм подвергался серьезным внутренним переделкам.

Таким был храм до революции

С девяностых годов прошлого века в храме вновь идут богослужения. Храм сейчас в плачевном состоянии.

Мы добрались до храма субботним утром, на праздник Иоанна Предтечи. Хотя мы пришли около десяти утра, служба уже закончилась, здесь служат по оригинальному расписанию: литургия в 7.30, всенощная в 13.30 (обычно в сельских храмах литургия начинается в 8–9 часов и раньше 11 редко заканчивается). А среди недели в храме каждый день читают акафист, что тоже нечастое явление на селе.

Немногочисленные старушки расходились со службы, когда мы пришли. Кстати, ни одного мужчины мы не встретили, но, возможно, кто-то ушел раньше или приходит в воскресенье.

Сам храм находится на третьем этаже здания, старушкам явно непросто пониматься на такую высоту регулярно.

Когда мы вошли, настоятель храма отец Михаил стоял недалеко от алтаря и оживленно что-то обсуждал с двумя то ли прихожанками, то ли певчими: довольно добродушно, посмеиваясь, несколько раз он пригласил их «пойти попить чайку в трапезную, работать-то ведь все равно нельзя»:

— Сегодня ж какой праздник? — Иоанна Крестителя. А ему голову ведь отрубили, поэтому как же: начнешь ты сегодня готовить, резать надо картошку — так ведь нельзя, согрешишь, —добавил батюшка то ли в шутку, но, скорее, всерьез. Рядом стояла пожилая суровая тетушка, которая явно работает в храме, она согласно поджала губы и кивнула:

— Да-да, я козу вот заранее подоила.

— Козу можно доить, и кормить можно — что ж, животным надо, — резонно согласился отец Михаил.

Одна из прихожанок жадно слушала, тоже решила добавить:

— И я сготовила все еще вчера! И детей ведь можно же кормить, и все такое?

— Ну, конечно, дети, как же… — благодушно прогудел батюшка.

Рядом с местом, где они беседовали, стоял подсвечник, высотой примерно в метр-метр двадцать — «детский».

В лавке сидела старушка и деловито подсчитывала доход после службы, сверяясь с распечаткой. Никаких листков на виду с прейскурантом духовных услуг я не увидел, видимо, свои все знают и так, что почем. Пару кружек стоят рядом, одна «на оплату электроэнергии».

Рядом стол с книгами. Ассортимент скучный: в основном книжечки о благочестии, много с изречениями старцев или с житиями этих старцев. Из реально хороших книг — одна митр. Вениамина (Федченкова). На удивление — ни одной книги Андрея Ткачева или Даниила Сысоева, только есть сборник текстов лауреатов патриаршей премии по литературе.

Обращаюсь к свечнице с нашим стандартным вопросом: как у вас тут насчет покрестить. Она с трудом отрывается от подсчетов, пожимает плечами:

— Нуу, настоятель крестит, в принципе, в любой день… Вон он стоит, у него все спросите.

— А сколько все-таки стоит крещение? — допытываюсь, но старушка не сдается:

— А вот у него и спросите.

Улучаю мгновение, когда разговор отца Михаила с прихожанками стихает и вклиниваюсь:

— Батюшка, простите, а как у вас насчет крещения? Меня родители попросили узнать, у них ребенок трехмесячный: когда можно, что нужно, сколько стоит?

Отец Михаил довольно бодро реагирует на вопрос:

— Да вот завтра приезжайте пол-одиннадцатого — и покрестим!

— А что для этого нужно?

— Ну, крестные — только чтобы были крещеные. Крестик чтоб носили… — отец Михаил неодобрительно косится на мою шею: — И вам бы хорошо носить…

Я отодвигаю край футболки, показываю молча гайтан. Батюшка тут же приободряется:

— А, носите? Это хорошо! Ну вот, приезжайте, покрестим. Родители-то сами крещены?

На ходу сочиняю историю:

— Ээ, не уверен, папа вроде не крещен…

Отец Михаил неодобрительно качает головой, но не слишком обеспокоенно:

— Ну ничего, сразу вместе и окрестим.

— А какая-то беседа накануне нужна?

Священник отмахивается небрежно:

— Не, ничего не надо, просто приезжайте!

— Крестик с собой или тут купить?

— Можете тут купить, но у нас нету серебра, и золота нету — мы тут по-простому… Если свой — освятим, ничего…

— А сколько стоит?

Отец Михаил пожимает плечами равнодушно:

— Стоит?.. Хм, матушка, а сколько у нас крещение-то стоит?

Стоящая по-прежнему рядом пожилая суровая женщина тут же деловито отвечает:

— 1300!

Отец Михаил поворачивается ко мне:

— Ну вот, слышали?

В общем, мы обещали «позвонить».

Храм холодный, сырой, для его реконструкции нужны не просто миллионы, а, наверно, как минимум, десятки миллионов рублей. Но верующих в Билимбае с населением в шесть тысяч человек явно не более полусотни. Так что пока только сотни стрижей радостно и яростно выводят птенцов в каждой трещине кирпичной кладки храма.

Все фото «Ахиллы»

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: