«Куда мы идем, Жан? Где Церковь?» — «Как обычно, на стороне победителя»

15 сентября 2021 Ксения Волянская

Повторяем текст Ксении Волянской 2017 года — главу из записок радиоведущей: «Голос Америки» на православном радио.

Часть 5

Самая важная передача на любом православном радио — это, конечно, беседы с Батюшками. Я нарочно пишу это уютное слово с большой буквы. По определению, Батюшка, приходящий в эфир, должен вещать на любые темы, от богословских до политико-экономических. Редкий батюшка говорит: «Нет, вы знаете, я в этом ориентируюсь плохо, ничего сказать не могу». Обычно на радио приходят попы, которые думают, что могут судить обо всем «очами веры» и ничтоже сумняшеся дают рекомендации, как воспитывать детей и мужа, молиться, поститься, что читать, смотреть, а что ни в коем случае, разъясняют политику партии и правительства, осуждают бездуховный Запад и учат, как правильно любить Родину.

Десятки батюшек побывали у меня в эфире — прямом или в записи, некоторые из них становились частыми гостями, с некоторыми встречаться повторно не возникало желания. Труднее всего с выпускниками семинарии, они в большинстве своем не умеют «переключать регистры» и говорят в микрофон, будто стоят на амвоне, пересыпая тяжеловесную корявую речь церковнославянизмами. Приятнее всего было иметь дело с батюшками, говорящими «человеческим» языком. Обычно это те, кто до рукоположения окончили светские вузы и успели поработать и пожить обычной, не поповской жизнью. Со некоторыми сами собой устанавливались неформальные приятельские, иногда дружеские отношения по «розановскому» принципу: «Посмотришь на русского человека острым глазком… Посмотрит он на тебя острым глазком… И все понятно».

Со временем замечаешь, как многие попы привыкают носить благочестивую маску: с правильными православными они ведут себя соответствующим образом, идя навстречу их ожиданиям, а в приятельском или дружеском кругу расслабляются и позволяют себе дышать и говорить без маски то, что думают. Порой эти два образа так разительно отличаются, что диву даешься. Ну и жалко их становится, конечно…

А для себя я делила батюшек на две основные категории: тех, кто знают ответы на все вопросы, и тех, кто позволяют себе сомневаться и признавать, что вера не дает готовых ответов. Даже интонации у этих двух типов разные: победительно-уверенные у одних и раздумчиво-мягкие у других. Вторые, конечно, встречались редко.

26 июня 2014 г.

Паки о либерализме. Из книги П. Басинского «Святой против Льва»: «Образованная часть русского общества… воспринимала приходских священников как своего рода низшую касту и относилась к ним в лучшем случае пренебрежительно, а порой и с явным презрением. Скажем, приглашенного в барский дом батюшку после исполнения им службы, как правило, не сажали за общий стол, высылая ему деньги и закуску. Любопытно, что на это постыдное обстоятельство — не сажать батюшек за общий стол — обратил внимание не кто-нибудь, а Толстой в разговоре с военным прокурором А. Жиркевичем. „Но лично я делал иначе и всегда приглашал священника за общий стол, думая, что поступаю ЛИБЕРАЛЬНО“, — вспоминал Толстой». Да фу на него, на этот либерализм. Может, пора вернуться к традициям?

27 июня 2014 г.

Смотрю французский фильм «Запрещенные священники» 1973 года, с Робером Оссейном. Война, режим Виши. Диалог друзей, двух священников в запрете. «Куда мы идем, Жан? Где Церковь?» — «Как обычно, на стороне победителя».

28 июня 2014 г.

Забивая расписание на завтра, имела неосторожность включить на минуту передачу детской редакции «Познайка». Детишки общаются с дядей, который был в разведроте. Православный такой дядечка. Мальчик его спросил, что делать, если видишь раненого врага, он просит пощады, и что? Дядечка просвещает, что разведчики раненых не оставляют, а используют. Например, минируют. Мальчик-ведущий интересуется, а как же совесть, нормально живого человека минировать, оставлять умирать? Дядечка говорит, что раненых не минировал, только мертвых, но то, как он это говорит, не оставляет ни малейших сомнений, что в минировании раненых врагов он не видит ничего особенного. Это такое типа духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

29 июня 2014 г.

Я уже рассказывала, что подрабатываю звукооператором на трансляциях, поэтому вечером в субботу и утром в воскресенье сижу на радио. Вчера на службе в Ново-Тихвинском женском монастыре Екатеринбурга присутствовал какой-то московский чиновник, поскольку привезли частицу мощей св. Евфросинии Московской. Выражался забавно: «Я тут как представитель г. Беглова, который помогает Патриарху укреплять Церковь», «святой СергЕй Радонежский», «почитание этих святых мужчин», «остовы духовности нашего государства».

15 июля 2014 г.

А мне как-то раз написали «пирожок» по мотивам моего страшного сна про шефа.

иду подставив щеки ветру

весна помада декольте

завивка блин отец игумен

простите батюшка грешна

А сон был такой. Сижу я вроде как в кабинете чьем-то, на работе. И вдруг слышу за дверью голос шефа-игумена… И страх хватает меня ледяной дланью. Ибо осознаю, что в джинсах, нечестивой одежде… Ну не успела переодеться. А шеф говорит: «Женщина в брюках — мерзость перед Богом…» И лицо у него при этом делается брезгливое и злое. А уж про джинсы что говорить. Горе мне, окаянной! Смотрю — кладовочка… бегу, закрываюсь в ней и дрожмя дрожу, слыша шуршание за стеной и понимая, что ОН вот-вот может меня обнаружить… держу со своей стороны ручку… И просыпаюсь!!!

20 июля 2014 г.

Я сейчас один страшный вещь скажу. Вот если мне скажут — Россия перестанет называться Россией, будет какой-нибудь там провинцией, придатком, фиг знает чем, но не будет никогда Великой, Духоносной империей… и никто не будет ее бояться, трепетать и благоговеть. Но при этом будет мир, и не будет людоедских законов, и не будут гибнуть люди на войне, и не будет железного занавеса, и у власти будут неамбициозные люди, просто хорошо выполняющие работу, которую им поручило общество… То и ну его, патриотизм этот, куда подальше.

28 июля 2014 г.

А мы сегодня с одним батюшком записали передачу про «еретика» Г.К. Честертона. За Гааза на меня уже донос писали в патриархию, теперь вот я пала еще ниже. Одно утешение — может, авторитет протоиерейский меня прикроет.

1 августа 2014 г.

Очень симптоматично, что в правновостях сплошь и рядом: «в этом году мы ОТМЕЧАЕМ столетие Первой мировой войны». Чем отмечаем? Конечно, всякими военно-патриотическими лагерями для православного юношества, чем же еще, не проповедью же пацифизма. А кстати, есть православный милитаризм, а православного пацифизма нет?

19 августа 2014 г.

Начальник-архимандрит держит кота на работе. Нет, вроде мило, и кот славный, рыжий, хвост пушистый. Но вот вчера пришла я пораньше на работу. После того, как кот провел выходные в одиночестве. И амбре настигло меня уже при входе, и все усиливалось по мере подъема. Ну мне-то ладно, мне выше, на третий, а тем, кому на второй, к коту и продуктам его жизнедеятельности, работать и дышать этим? И все покорно терпят. Так что нравы начальников и покорность подчиненных — это две вещи неразрывно связанные, увы.

25 августа 2014 г.

Какая все же странная формулировка — молиться, чтобы Господь остановил кровопролитие. Как будто Господь все это устроил.

26 августа 2014 г.

Я иногда в недоумении — как общаться с людьми, которые в розово-неофитской стадии, на каком языке? То есть как общаться с собой минус двадцать лет? Трудно. Такое ощущение, что в головах этих людей, очень славных и милых, — органчик, воспроизводящий «Радио Радонеж» и Закон Божий, а своих мыслей нет совсем.

28 августа 2014 г.

Переслушала тут хит «Надо слушать радио Радонеж» и осознала потерю. Господа, а куда делись масоны, которые «ведут ужасную подрывную работу»? Ведь еще лет 5-10 назад они лидировали в списке врагов православия? А теперь американцы вырвались на первое место. Что бы это значило? У меня есть версия — масоны заняли все ключевые посты во всех ветвях власти. И строго следят, чтобы ни одно упоминание о них не просочилось в печать. Шифруются.

Спустя несколько лет можно сказать, что я ошибалась. Конспирология — очень даже живучая штука. Недавно мне рассказали, что один господин из церковной структуры отозвался об «Ахилле» так: «Все думают, что это гиперпроект, что за ним стоит мощное масонское лобби и финансируют их из-за рубежа» (прим. автора 2017 г.).

29 августа 2014 г.

Перефразируя Розанова: «Нужно разрушить геополитику. Бог больше не хочет геополитики, залившей землю кровью, обманом, жестокостью».

16 сентября 2014 г.

Сегодня о. N., который вот уже несколько лет приходит ко мне на радио на «Беседы о вечном», переслал письмо, полученное им от редактора городской газеты из Кемеровской области. Редактор слушала наш с о.N. цикл по первохристианским текстам, и ей так понравилось, что она хочет — в светской газете! — давать пересказ этих наших бесед.

Я поражена, конечно, потому что все это чистая импровизация, и, как мне кажется, уровень этих бесед не такой, чтобы пересказывать их для далеких от Церкви людей. Вот несколько абзацев из ее письма:

«Нужно сказать, что были в моей газете и очень умные, нужные и полезные православные беседы и публикации. Но ваш цикл бесед решает, на мой взгляд, ряд принципиально важных задач и имеет ряд преимуществ.

Сегодня подавляющее большинство из нас — неатеисты. Я буду говорить за сограждан, коих 130 тысяч человек + 25 000 жителей района, но думаю, и по всей России так. Город небольшой, и к тому центральная его часть по-деревенски мала, но окружена шахтерскими поселками, до которых от 20 до 35 км. И в каждом есть православная церковь или часовня. А вот прихожан немного. Даже в центральной части города в большом храме в часы службы — пустота. Скажем прямо, большинство сознательно не желают воцерковления…

Это реалия дня сегодняшнего — не все любят, понимают и стремятся слиться с РПЦ в том виде, в котором она существует сейчас.

В этом смысле Ваш цикл бесед замечателен тем, что обращает к истории христианства, к тому времени, которое для большинства из нас светло, если не свято. Первые христианские общины… Апостолы, святые, пророки… Чем жили эти люди, о чем думали… Я не знаю, мне кажется, одно лишь живое представление об этом сегодня имеет очищающее душу воздействие…

Просветительское воздействие. Проще говоря, ну где, когда и кто рассказывал рядовому обывателю, откуда что взялось, так подробно и главное простым языком… Кто и как вообще с нами говорит в церкви?»

Конечно, приятно, что кому-то интересно, а то порой ощущение полной бессмысленности нашей работы…

17 сентября 2014 г.

День памяти епископа Василия Родзянко. Он приезжал к нам в Екатеринбург в 1993 году. Встреча с ним была в ДК автомобилистов, бывшем Свято-Троицком единоверческом храме (сейчас восстановлен). Я тогда была на пике своего неофитства, мало в чем разбиралась, но страшно интересовалась всем, что связано не только с христианством, но и вообще всем тем, что принято называть «духовностью». Например, незадолго до этого была счастлива, купив «Розу мира» на встрече в том же ДК с вдовой Даниила Андреева.

На вечер я пришла с большущим «репортером» — это тогда были такие профессиональные магнитофоны кассетные для записи, весила эта штука килограмма два, кажется. Выступление владыки я записывала, наверно, собиралась дать кусочек на каком-то местном радио, но теперь не помню, получилось или нет, а кассета у меня долго хранилась. Ничего особенного, запоминающегося владыка не сказал, по крайней мере, в памяти ничего не отложилось. Но весь его чудный облик оставил неизгладимое впечатление на всю жизнь. Я надеялась записать с ним хотя бы небольшое интервью, и, когда после выступления на сцену стали подниматься люди, я тоже подошла со своей просьбой. Владыка с кем-то говорил, а когда повернулся ко мне и спросил, чем может помочь, меня совершенно потряс его взгляд: он смотрел на не знакомую ему девушку так, как смотрит дедушка на любимую внучку, с такой, знаете, стариковской терпеливой нежностью. Интервью мне взять не удалось, кто-то из сопровождающих сказал, что владыка устал, и его увезли. На следующий день тоже была встреча с ним, и я привела к концу своего трехлетнего сына — мне хотелось, чтобы его благословил святой. Я была совершенно уверена в святости вл. Василия, еще более укрепилась в этом, когда посмотрела фильм «Моя судьба», и продолжаю быть уверенной в этом и сегодня.

Недавно мне случайно попалась в ЖЖ интересная публикация: кто-то выложил еще несколько лет назад сканы записок с вопросами владыке Василию с этого вечера. Нашла и несколько своих. Жаль, не помню, ответил ли мне владыка Василий.

Иллюстрация: моя записка владыке Василию (Родзянко)

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: