Лицемерие — главная проблема РПЦ
30 мая 2018 Алексей Плужников
Недавно в «Московском комсомольце» я опубликовал очередную заметку, в которой описал обычный день рядового священника. Хотя «Ахиллу» принято огульно упрекать, что мы круглосуточно занимаемся охаиванием РПЦ, Церкви и веры в Бога, но в реальности мы стараемся показывать разные стороны религиозной жизни. Так, мне захотелось показать людям, что есть не только попы на мерседесах, а есть (и их много) нормальные священники, старательные, искренние и даже бедные.
Как я и предполагал, подавляющее большинство комментаторов в МК статью освистали, забросали тухлыми помидорами. Комменты были в стиле: «ага, заливай больше, у попов полные карманы денег, я вот знаю про молодого игумена на Гелендвагене, а у знакомых поп на Порше, подумаешь, утрудился — пусть пойдет слесарем поработает, попяра, достали уже».
Конечно, комментаторы в МК — это не полностью репрезентативный срез всего российского общества, но очень и очень близко отражающий, как в нашем обществе относятся к РПЦ.
В конце девяностых — начале двухтысячных на попа смотрели с удивлением, открыв рот, и даже восхищением, а уж если встречали на улице или в транспорте, то это было почти чудо, к батюшке подходили, о чем-то спрашивали, водители часто подвозили (сами останавливались, предлагали).
Позже, в нулевых — десятых, попы примелькались, их становилось все больше, и отношение к ним стало более ровным: меньше любопытства, меньше вытаращенных глаз: ну, вот представитель духовенства, на нем униформа, нормально, время такое — «духовное», сейчас можно.
Но после 2012 года отношение к РПЦ и священству в целом резко покатилось по наклонной в худшую сторону. Градус презрения и неприязни рос, параллельно с ростом духовности, количества золотых куполов и иномарок духовенства. А уж облик РПЦ в СМИ, в лице патриарха Кирилла, прот. Всеволода Чаплина и им подобных, с их регулярными безумными перлами, бесконечные скандалы — начиная от исчезающих часов, нанопыли вплоть до пьяных ДТП с участием юных игуменов — потускнел и подернулся ржавчиной. Недавно к этому еще прибавились процессы, связанные с законом об оскорблении чувств верующих.
Да и люди, которые все чаще сталкивались со священством в храмах и в жизни, постепенно увидели, что то, что говорят с амвонов, и то, что происходит в РПЦ на самом деле — две очень большие разницы.
И именно в этом главная проблема нынешней РПЦ. И это не богатства, не злобные проповеди ткачевых, не прислуживание власти, не мерседесы и не равнодушие попов (хотя все это и важно). Нет — это лицемерие. Когда люди сталкиваются с лицемерием тех, кто, в их представлении, должен олицетворять собой честность и прямоту, то презрение и брезгливость начинают распространяться, уже без разбора, на всю Церковь, на всех ее представителей.
Поэтому и читатели МК освистали статью об усредненном честном священнике, потому что людям уже плевать на то, что такие существуют, что кто-то трудится не за деньги, а за совесть. Люди тотально разочаровались, они не верят, что церковники в принципе способны не лицемерить, потому что это лицемерие подкарауливает на каждом шагу.
Вот только один маленький пример для иллюстрации (а их тысячи, сотни тысяч), цитата из СМИ:
«Это крещение приурочено ко Дню защиты детей. У нас в … много многодетных семей, не у всех родителей есть время пройти перед крещением детей занятия в воскресной школе и оставить пожертвования для храма. А в этот день можно просто прийти с детьми и провести обряд крещения».
Тут мне как-то в фейсбуке попался пафосно-гневный комментарий уважаемого священника, который заявил, что крещение само по себе бесплатно, а пожертвование идет на храм, и, мол, самому священнику остается лишь небольшая часть.
И так говорят священники почти поголовно, и не осознают, насколько лицемерно, мерзко это звучит.
Бесплатно, но за «пожертвование». И пожертвование «свободно», но есть минимальный уровень. И если у вас нет денег, то вот приходите в особый день, как в вышеприведенной цитате, и так и быть, мы разок, ради рекламы, покрестим вас бесплатно (а потом об этом новость напишем, как об экстраординарном событии, плюсик нам в карму и в отчет). Ну, а если денег нет, то вы «можете написать заявление настоятелю». А можете еще на карачках перед ним поползать и туфли облобызать.
Это все подлость. Самая чистая, беспримесная ложь и лицемерие. Если бесплатно — то бесплатно. Если говорите пафосные слова о «рождении свыше, рождении Духом», то при чем тут деньги? Если же вам нужны деньги, то не прикрывайтесь высокими словесами — люди понимают, что за услуги надо платить, но тогда и услуги надо качественно исполнять по заказу клиента. Но вы же делаете так (перефразируя неприличную поговорку), чтобы и ягодку съесть, и на репей не сесть. А потом еще и людей упрекаете за то, что они в церкви хотят товарно-денежных отношений и не интересуются возвышенным. Да это вы и только вы их к этому приучили.
Или начинают пафосно рассуждать про то, что своих постоянных прихожан поп крестит и так бесплатно (ага, только прихожане и так деньги регулярно приносят), а вот с «внешних» захожан можно и содрать. Протоиерей Дмитрий Смирнов по крайней мере честно об этом как-то сказал (не дословная цитата): «Ну, с этих хотя бы денег взять — хоть какая-то польза». Уже за это его можно уважать — он хоть груб, но честен, а дальше вы уж сами определяйтесь, иметь ли с ним дела или нет.
А вот остальные прикрываются «духовкой», но всеми фибрами души или, в терминологии патриарха Кирилла, «фонетическими интонациями», намекают, что без денег тут никуда, блеют про храм, который нужно содержать. Но при этом на проповеди обязательно скажут, что церковь — это «не стены, это люди».
(Предупреждая вопросы в стиле «а чо это ты такой дерзкий, сам-то как крестил?» — отвечу: бесплатно. Так прямо и говорил: «Крещение ничего не стоит. Совсем». Как и соборование, исповедь-причастие, венчание. И никаких намеков про «пожертвование». Конечно, чаще всего люди самостоятельно что-то жертвовали, кидали в кружку, приученные, что ничего бесплатного в мире не бывает, порой и не жертвовали, но моя совесть была чиста в этом вопросе. А порой и бывало, что люди, выбирая между крещением бесплатно в нашем храме, но с беседами, и крещением за деньги, но без разговоров, в другом храме, предпочитали второй вариант, но это уже другая тема.)
И это только один пример, касающийся «пожертвований» за крещение, а сколько еще таких ежедневных примеров в приходской или общецерковной жизни, когда иерархи и священники жонглируют понятиями с амвонов, страниц СМИ или в своих книгах, будучи твердо уверенными, что народ состоит из идиотов, которые все скушают.
1917 год ничему не научил Русскую Церковь. Не безбожники разорили церкви и уничтожили веру в людях, не коммунисты — сами попы ее год за годом, десятилетие за десятилетием вытравливали веру своим лицемерием, двойными стандартами. Сейчас все вернулось на круги своя.
Мне вот только, по старой въевшейся корпоративной привычке, жаль тех честных и хороших отцов, которые ни в чем подобном не виноваты. Которые трудятся, любят людей и стараются жить не по лжи, которых самих воротит от всей этой фальшивой позолоты на вонючем деревенском сортире. Но когда придет время крушения идолов лицемерия, то вновь, как и сто лет назад, уже не будут разбираться — честный ты был или лицемерный, богатый или бедный, добрый или злой. Раз поп — значит мироед, мироедов — в расход.
Беда наших, даже хороших отцов, часто в том, что они слишком привыкли жить в своем уютном мирке храмового богослужения, быть окруженными клубами ладана и лицами послушных старушек, а сигналы внешнего мира ими воспринимаются как нелепые вопли и угрозы каких-то там безбожников, воспитанных «западным обществом потребления», а вот если среди них провести духовную работу, привести их в храм, научить исповедоваться и причащаться, то они, мол, все поймут и начнут любить попов-батюшек и церковь-матушку. Да и пожертвования — вещь нужная.
Нет, отцы, поздно уже. Процесс пошел, и скоро не только внешние, но и покорные прихожане, или хотя бы часть из них, протрут глаза и посмотрят на все внимательно, почесав в затылке. И результаты вам очень не понравятся. Но будет уже поздно.
Читайте также:
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
С помощью PayPal
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: