«Лозунг „Мы — русские, с нами Бог“ — нацистский». Проект «Россия, РПЦ, война»
7 апреля 2023 Ахилла
Предлагаем вашему вниманию новый проект «Ахиллы» под названием «Россия, РПЦ, война». Мы задали некоторым клирикам РПЦ — как нынешним, так и бывшим — несколько вопросов на указанную тему. Авторам предоставляется право отвечать как под своим именем, так и анонимно или под тем псевдонимом, под каким автор уже публиковался на нашем сайте.
Мы приглашаем ответить на эти вопросы и других священнослужителей, связанных с РПЦ сейчас или в прошлом, но одно условие у нас остается то же, что и раньше: публиковаться можно анонимно, но редакция должна быть уверена наверняка, что текст принадлежит реальному человеку. Тексты от анонимного «клирика» приниматься не будут, чтобы избежать «сочинений на свободную тему».
Вопросы можно скачать по ссылке или посмотреть на сайте в разделе «Проекты».
Адрес для ваших ответов прежний: ahilla.ru@gmail.com
Используйте для ответов наши вопросы, но поощряется и свобода творчества, можете добавить от себя то, что считаете нужным, или опустить ответы на те вопросы, которые вам не подходят. Текст по возможности лучше писать цельно и развернуто, а не в стиле скучной анкеты «на краткий вопрос — краткий ответ общими словами».
Если вы мирянин — нынешний или бывший, — то вы тоже можете прислать нам свои ответы, опустив вопрос «канонического статуса» и заменив, где нужно, в вопросах «клирика» на «мирянина». Миряне могут писать анонимно.
Сегодняшний участник — анонимный мирянин, пономарь.
Я — пономарь одного из провинциальных приходов России. За 15 лет воцерковления пришел к убеждению, что Церковь — это, в первую очередь, Таинства, и только потом — проповеди, какие-то авторитеты в лице того или иного сановного лица, разношерстная паства со своими персональными достоинствами, особенностями и «тараканами» в голове. Даже если тот или иной батюшка, архиерей или даже сам патриарх сказал нечто, что вызывает, мягко говоря, недоумение, это следует воспринимать спокойно, понимая, что каждый даст ответ в меру своей ответственности. Понимание этого помогло остаться в Церкви, в то время как на моих глазах происходило разочарование и отход от веры некоторых моих друзей и знакомых.
А насмотрелся и наслушался я немало. Особенно после 24 февраля 2022 года.
Как вы сравните РПЦ (Церковь) времен, когда вы пришли в нее впервые осознанно и в последний год?
Мне сложно сравнивать, поскольку, когда я пришел в церковь, в первую очередь интересовался плачевным состоянием собственной души. В первое время нахождения в Церкви все люди в этом мире, даже неверующие и иных конфессий, казались мне кристально чистыми. И уж тем более я просто не допускал мысли, что можно критически смотреть на священство. Я смотрел на мир и на Церковь глазами восторженного неофита. Следует признать, то были блаженные времена.
За 15 лет я изучил обстановку в Церкви сполна, соприкоснулся с огромным количеством людей: облеченных саном и простых мирян. Прошел практически все испытания веры: от войны с сектантами на улицах и поддержки движения анти-ИНН до членства в православной молодежной патриотической организации. Топил и за возрождение монархии.
С юности я был вовлечен в т.н. андеграунд, мне довелось глубоко окунуться в деятельность Национал-большевистской партии (впоследствии переименованной в «Другую Россию»), созданной в девяностых такими персонажами, как скандально известный писатель Эдуард Лимонов, лидер культовой рок-группы «Гражданская Оборона» Егор Летов и экстравагантный философ Александр Дугин (это тогда его мало кто знал!). Этих троих я до последнего называл своими авторитетами. Летов отошел от политики еще в девяностых, Лимонов успел умереть до начала СВО (но был ярым сторонником уничтожения Украины как государства), а вот Александр Дугин неожиданно стал популярным, и некоторые считают его главным идеологом нынешней войны.
На философию Дугина меня плотно «посадил» в 2013 году мой старший товарищ К., молодой кандидат философских наук с окладистой бородой. К. позиционировал себя старообрядцем и считал, что только старый обряд Православия спасителен. К. учил нас «правильному» понимаю веры, воспевал домострой и подспудно забрасывал в сознание женоненавистничество (оно коренилось в его неудачных браках). Впоследствии мне потребовались годы, чтобы избавиться от предвзятого отношения к женщинам. В целом я благодарен К.: он открыл для нас ряд интересных авторов и, самое главное, научил критически мыслить. Со временем К. перешел к открытому антиклерикализму и закончил тем, что стал, судя по всему, атеистом.
Так вот, знакомство с Дугиным я начал с подачи К. То, что это «особое» учение, к сути христианства, с его миролюбием и человеколюбием, имеющее лишь косвенное отношение, я понял не сразу. Тогда дугинские идейки, касающиеся войны (ее он называл «нашей матерью»), мне казались не более чем интеллектуальным эпатажем, но когда в 2022 году увидел их реализацию на Украине, ужаснулся. И то, что было в моих глазах простительно скандальному, но честному автору Лимонову, который в ряде своих книг открыто называл себя фашистом, я не мог простить «православному» философу Дугину. Из моего любимого мыслителя он за этот год превратился в спятившее на старости лет чудовище, несущее убийственную ахинею, направленную на разжигание и эскалацию войны. После долгих размышлений я пришел к выводу, что Гельевич вероятнее всего просто сошел с ума (да и гибель дочери на это явно повлияла), а не банально продался за деньги Малофеева.
Произошло крушение и других авторитетов. Я больше не воспринимаю о. Андрея Ткачева: из горячего проповедника он в моих глазах превратился в ярого пропагандиста войны. Про о. Артемия Владимирова и профессора Осипова вовсе молчу, они и раньше не вызывали моего доверия.
Канал «Спас», в моих глазах, сохранил только христианское название и прочую православную мишуру. Борис Корчевников елейным голосом, жеманничая, изрекает человеконенавистнические вещи про то, что «уничтожение народа есть испытание верой». Ему поддакивает Роман Голованов, который по случаю войны надел для эфира рубашку-милитари. У меня к этим людям было бы хоть немного уважения, если бы они отправились на передовую — доказывать делом свои слова. Возможно, вернувшись с войны с тяжелыми увечьями, они стали бы вещать иные вещи (если бы вообще смогли вещать), наконец-то осознав, что Христос не учил войне и захвату чужих территорий, а проповедовал любовь к Богу и ближнему.
Нагорная проповедь Христа, кажется, сегодня не актуальна. Достаточно почитать комментарии пользователей канала «Царьград», чтобы в этом убедиться. Да и сам контент «Царьграда» и его подачу иначе как агрессивными и не назовешь. «Первый русский» — гордо они заявляют о себе и всюду пичкают слова «русские», «русский», вкладывая в них явно нацистский подтекст. Консервативная суть канала, о которой предупреждает его руководство, явно носит коричневый окрас. Они призывают Бога, Богородицу и святых на помощь в победе «нашему войску», лишая неискушенного читателя мысли о том, что по ту линию фронта свою страну защищают (ключевое слово!) тоже православные люди.
«Православные» милитаристы и поджигатели войны «присвоили» себе Бога. Лозунг «Мы — русские, с нами Бог» — нацистский и превозносит людей, русских по крови и православных по вере, над другими народами. Видимо, эти «русские, с которыми Бог», ставят себя выше и других народов, проживающих в РФ, и, вероятно, выше тех русских, которые не являются православными. Считаю, что это не только нацизм, но и языческий культ беззаветного служения родине (= путинскому государству), в котором Бог ставится явно не на первое место. Если вообще о Нем вспоминают.
Из всей когорты медийных священнослужителей в текущей ситуации порадовал о. Андрей Кураев. Впрочем, в нем я не сомневался. Интересно, какую позицию занял бы неоднозначный о. Дмитрий Смирнов, если бы был жив.
Про михалковых и прочих «христианствующих» деятелей искусства даже и говорить не хочу. Они и раньше были мне противны. Кстати, никогда не думал, что буду симпатизировать Пугачевой и Галкину. Да, война расколола общество на два принципиальных лагеря.
РПЦ после 24 февраля — все еще Церковь или нет? Была ли она Церковью Христа до этого числа?
Когда началась т.н. «спецоперация», я поразился спокойствию и даже пофигизму в среде верующих, как будто ничего и не произошло. Более того, у некоторой части братьев и сестер — кто позиционирует себя ярыми патриотами — и вовсе была радость. Это потом Охлобыстин вопил свое безумное «гойда» на Красной площади, а задолго до того подобные настроения царили в первые дни войны среди воинствующих православных патриотов. Один брат и вовсе на странице в соцсети, комментируя атаки путинской армии на Киев, заявлял, что 24 февраля — замечательный день. Когда же к делу подключились «Ахмат — сила», он очень надеялся, что через три дня уж чечены-то точно возьмут столицу Украины и «воскресная литургия будет в освобожденном от укронацистов Киеве», и вообще грядет суд, пока что земной.
В целом же, как вскоре выяснилось, паства войну поддержала. В частности, можно было услышать, в том числе в стенах церкви, что «надо вообще до самой Польши на танках дойти», «будь моя воля, расстрелял бы собравшихся на Майдане с пулеметов», «Украина не имеет своей государственности, у нее внешнее управление, и поэтому как государство она должна быть уничтожена». Я пытался дискутировать и переубеждать, но в лучшем встречал непонимание. Кое с кем общение прекратилось. В целом, я пришел к выводу, что практически никого переубедить невозможно, поскольку это как вера: человек принимает и верит в то, что ему по душе.
Однажды на общей трапезе на приходе я публично выразил свою позицию и раскритиковал действия России на Украине. Чувствовалось, что мои слова идут вразрез с тем, что люди привыкли думать. Но надо отдать должное нашим прихожанам: они четко понимают, что политические воззрения не должны влиять на межличностные отношения. Впрочем, я решил больше этот вопрос не поднимать, тем более что у некоторых наших женщин — у кого внук, у кого зять мобилизован, и для них это боль.
Один только дядя Сережа открыто выразил свою позицию по отношению к СВО. С ним мы изредка сидим у него дома, пьем крепчайший кофе его изготовления и изливаем друг другу душу. Как и мне, ему настойчиво снились сны про войну, как и мне, ему не дает покоя тот факт, что его страна напала на другую страну. У дяди Сережи взрослые дети, подрастают внуки, за них и болит душа у пожилого человека.
Помню разговор с одним священником, горячим сторонником СВО. Мы приехали семьей к нему в гости в храм и в разговоре неизбежно затронули тему войны. Я не преминул выразить свою точку зрения, причем через призму христианской морали. В ответ на это выслушал целую лекцию о том, что Россия на самом деле аж с 1991 года противостоит агрессии доллара и либерализма, оттого нынешняя война оправдана. А то, что украинские дети гибнут под российскими бомбардировками, так мы, русские православные люди, за это ответственность не несем.
В первые недели войны в нашем городе был проведен автопробег в поддержку СВО, с флагами, соответствующими лозунгами и речевками. Одним из организаторов являлась местная молодежная православно-патриотическая организация, назовем ее Братство N. Я когда-то был в этом братстве, стоял у его истоков. Потом отошел. Многие люди ушли из братства — из-за его организатора, одного одиозного батюшки (кстати, в юности состоявшего в РНЕ). Братство организует летние молодежные лагеря, устраивает рождественские благотворительные акции и вроде бы старается создать положительный образ Церкви в глазах молодежи, но, как говорил вышеупомянутый К., плохо, когда из веры делают идеологию.
В целом же, по моим наблюдениям, отношение к нынешней войне в среде верующих в основном индифферентно. Как и в общем в российском обществе. Это Гиркин с Дугиным с пеною у рта вопят о необходимости всеобщей мобилизации и о том, что эта «священная» война надолго. Населению же плевать. Раз уж в Белгороде, столице региона, который на протяжении многих месяцев методично обстреливается и где есть жертвы, умудрились в это трагичное время провести фестиваль вареников, то что говорить про остальные регионы!
Какова судьба РПЦ после войны?
Надеюсь, при самом плохом сценарии основная функция Церкви — богослужения и таинства — не пострадает, ведь, как сказал один из классиков отечественного рока, вера — это все, что у нас есть. Что же касается РПЦ как организации, то прогнозировать ничего не могу. Единственное, опасаюсь, что может сбыться наихудший сценарий для страны в целом, по которому война перекинется на территорию собственно России (сюда не вношу «вновь приобретенные территории»).
Ваши чувства, эмоции 24 февраля 2022 и в течение года? Ваше отношение к войне?
24 февраля я был в пути, и через смартфон смотрел то самое заседание Совета Безопасности от 21 февраля, где Путин предлагал признать ЛДНР. Тревога и нехорошее предчувствие не покидало уже несколько дней. Вскоре от приятеля пришла СМС: «Походу, война началась». Включил ТВ, а там Путин с серьезным лицом вещает про то, что был вынужден начать спецоперацию на Донбассе. Сразу же обратила внимание на себя нацистская эстетика буквы Z, начертанной где только можно. Тут же я открыл зарубежный канал (я в вузе изучал иностранные языки), а там: «Срочное сообщение. Россия начала вторжение на Украину». Различие в подаче события росСМИ и зарубежными СМИ — первое, что поразило меня.
На улице кого ни встречал, говорили: «Правильно, давно надо было с ними разобраться». Ощущение надлома, надвигающейся катастрофы, тревога не покидают с тех пор. В первые месяцы и вовсе чувствовалась непрестанная саднящая боль. У одного из моих друзей тревога появилась, только когда была объявлена частичная мобилизация — 21 сентября. А до этого многие жили спокойно, индифферентно: мол, началась война, ну и началась. Пока не затронула каждого.
Буквально в первый день войны на электронную почту пришли сообщения от моих иностранных друзей. В частности, приятель из Англии, пожилой человек, писал, что лично меня он уважает и ценит, но то, что совершила моя страна, является позорной страницей в ее истории. Он впоследствии писал (когда Путин начал размахивать ядерной дубинкой), что за свои 72 года жизни впервые почувствовал опасность ядерного конфликта, при том, что большую часть своей жизни он прожил в эпоху холодной войны.
Ваши близкие, семья на чьей стороне в войне?
Один из моих родственников, военнослужащий по контракту, с самого начала в зоне боевых действий. Брат жены, иподиакон владыки, записался в ЧВК «Вагнер». Увещевания, доходившие до ругани, не помогли, а я в его глазах остался «ср…ным либералом». В целом, в среде моих родственников открытых противников войны нет. В лучшем случае — переживания за будущее.
Намерены ли вы уехать из России в ближайшее время или после войны?
В юности я стажировался в одной из развитых стран, но жить там постоянно не остался. Теперь же впервые стали появляться предательские мысли: почему я родился именно здесь? И да, начинаю подумывать об эмиграции. Только ради детей. Был бы один, как-нибудь продержался бы в путинском государстве. Но прятаться по подпольям с семьей — дело такое себе.
Какие у вас надежды на ближайшее будущее России и ваше, вашей семьи?
Единственная надежда на то, что к тому моменту, когда дети пойдут в школу, этот режим рухнет и за воспитание детей можно будет не переживать. Не знаю, есть ли цивилизованные страны, где полностью отсутствует та или иная идеология, насаждаемая в школах и детсадах. Как ни высмеивай бредни российских пропагандистов, а кое-где за рубежом действительно в сознание подрастающих поколений вбивают превратные ценности. Например, в той же консервативной стране Японии в школах, как и в обществе в целом, потихоньку начинают насаждать толерантное отношение к содомии и однополым бракам. Для меня это неприемлемо. Как неприемлемо милитаристское победобесие и открытая пропаганда нацизма в российских образовательных учреждениях. На будущее человечества в целом смотрю с пессимизмом.
Что вы могли бы сказать украинцам, а что — россиянам?
Украинцам хочу пожелать скорейшего прекращения этого ада. Больше мне нечего им сказать. Просить прощения? Но за что? За тех, кто развязал эту бойню? Так они за это ответят. За все наше больное общество? Но я себя не хочу ассоциировать с ним.
Российским властям желаю принять как можно скорее решение отвести войска. Простым жителям России — скорейшего протрезвления (всем опьяненным военным угаром) и терпения — всем здравомыслящим.
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
ЮMoney: 410013762179717
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: