Лучше грешить, чем принимать себя слишком всерьез

16 сентября 2018 Симона Вейль

Симона Вейль (1909—1943) — религиозный философ. В 1938 г. она, еврейка и атеистка, стала внеконфессиональной христианкой, даже не приняв крещения. Во время Второй мировой войны жила в доминиканском монастыре в Марселе и была участницей Сопротивления, потом перебралась в Англию. Во время войны в знак поддержки узников нацистских концлагерей снизила свой рацион до размера пайка в концлагере, что привело к ее преждевременной смерти.

Предлагаем вашему вниманию отрывки из ее дневников.

***

«Тетради. 1933—1942»

Тетрадь IV

Август—октябрь 1941

…Отче наш, тот, который Небесный,

Хлеб наш сверхъестественный подай нам сегодня.

Сами по себе мы можем идти вот до этого предела. Здесь мы касаемся пустоты. («Помоги себе сам, и небо тебе поможет»¹.)

Прощать. Мы не умеем. Когда кто-то делает нам зло, это вызывает в нас реакции. Добровольное забвение обид. Желание мести есть желание равновесия. Принять не-равновесие. Видеть в нем отображение сущностного неравновесия. Искать равновесие на другом, более высоком, уровне, или в большем объеме…

Способ очищения: молиться Богу втайне — не только по отношению к людям, но думая, что Бог не существует.

…После того, как Овидий был доведен до самых рабски-унизительных молений об облегчении ссылки, ему оставалось только продолжать их до самой смерти, даже когда он убедился, насколько они тщетны. Он не мог допустить, что унижался впустую. И, стремясь к иллюзорной цели, вынужден был идти на все более и более жалкие унижения.

(Крепко остерегаться таких дел, неудачу в которых не сможешь вынести.)

Овидий. Помилование, о котором он умолял, с каждым моментом принимало для него, впридачу к своей собственной ценности, новый эквивалент относительно качества унижения, пережитого к этому моменту.

Если бы Август вернул Овидия из ссылки в течение года или двух, Овидий, после первых излияний благодарности, возненавидел бы его (вместо того чтобы быть преданным ему до гроба). Ибо его жизнь в прошлом, в худшем, была бы при нем — а в чем компенсация за пережитые страдания и унижения?..

Дурно — непочтительно задевать вещи священные даже шутя (думая, что шутишь), так же дурно бывает оказывать им почесть на некотором уровне. Но не подобает также и совсем молчать о них.

Всегда соблюдать иерархию по вертикали.

Лучше грешить, чем принимать себя слишком всерьез — в некотором смысле. И все-таки…

Делать снисхождение в себе тому, что действительно нуждается в снисхождении, и ничему другому. Сообразовывать самое высокое только с тем, что есть самого высокого в тебе самой, и так во всем, на всех уровнях.

Если мы не соблюдаем вертикальную иерархию в себе, — мы лицемерим, даже если хотим быть искренними…

Дурно использовать низменную энергию для возвышенного деяния. (Например, проявить героизм, чтобы похвастаться удалью.) Так же дурно — делать низкие и мелкие дела с возвышенной энергией: разве что если рассматривать эти дела как посредства (посох слепого) или как прообразы по отношению к вещам великим. «Все, что бы ты ни делал, жертвуй мне»².

Как распоряжаться низкой энергией? Может быть, пустить ее играть? Отсюда необходимость игры.

Выполнять всевозможный труд, прилагать всевозможные усилия ради Бога и думая при этом, что Он не существует…

Две концепции ада. Обычная (страдание без утешения); моя (ложное блаженство — ошибочно верить, что ты в раю). Между ними я выберу без колебания. Но если этот выбор будет мне предложен в момент крайнего моего страдания — будет ли мой ответ тем же?..

Литература и мораль. Воображаемое зло романтично, романтично, разнообразно; зло реальное угрюмо, монотонно, уныло, как пустыня, скучно. Воображаемое добро скучно; добро реальное всегда ново, удивительно, опьяняюще. (Почему так?)

¹Из басни Лафантена «Увязший воз» — здесь и ниже прим. переводчика.

²Сжатая цитата Бхагавад-Гита, IX, 27.

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: