Любовь и милосердие Евангелия — через музыку барокко

16 января 2020 Лариса Беляева

К сожалению, видимо, во всех христианских конфессиях, встречается (и иногда часто) ошибочное мнение о Боге, как о том, кто строго следит за тем, чтобы полностью выполнялись все требования, а оступающихся немилосердно карает, и утверждает, что только буквальное исполнение заповедей может дать человеку Вечное Спасение. То есть в таком представлении о Милосердии и Любви просто забывается.

Как правило, причина заключается в том, что наш отец настоятель назвал «воспитанием на чувстве вины». Когда в семье царит обстановка не любви и понимания, а только чувства долга и вины перед родными. Когда родители любят не безусловно, а за что-то, и искренне сердятся, когда дети не соответствуют их ожиданиям. Дети вырастают, и такую же модель отношений переносят на религию.

Или может быть проще. Люди в трудной ситуации приходят в церковь, ища утешения, а им, вместо того чтобы сказать о Любви и Милосердии, что Бог из любви создал нас, из любви страдал и умер за нас, лично за каждого из нас, что в этой временной жизни Дух Святой утешает нас, что смерти больше нет, — вместо этого им говорят о ложно понятом смирении и послушании, о том, как надо за всеми своими помыслами следить, какие вы великие грешники. Песня даже духовная была: «Каюсь, Господи, что я на свет родился». И таким образом подобных людей становится еще больше. Кто-то искренне в это верит, для кого-то это способ гадко так утешаться, отыгрываясь на других людях, кто-то просто не знает, что может быть по-другому. При этом забывается, что доведение человека до отчаяния во всех христианских конфессиях — нарушение заповеди «не убий», тогда как такому смирению и послушанию ни католическая церковь, ни православная не учат на самом деле.

А еще существует отдельный случай. Случай «наемников», людей, для кого служение Господу стало работой, и, может, там служения нет и не было. Мне сложно судить о священнослужителях, могу сказать только о регентах и певчих, так как сама была таковой. Они либо ходят на службы как на работу или подработку, при этом могут честно и добросовестно исполнять свои обязанности. Либо надевают маску этого самого ложного смирения и послушания, этакие вечные «спаси Господи», поджатые губки, вечно постные лица, иногда искренне, а чаще всего потому, что «так положено», то есть в храме это один человек, а, как любят выражаться поклонники псевдоблагочестия, «в миру» — совсем другой. Те, кто не может согласовать такой призыв к самоуничижению и евангельские заповеди, либо честно ходят как на работу, либо пьют горькую, и среди подобных людей много женщин, да и я сама так поступала. Либо они уходят, кто-то становится прихожанином, захожанином, верующим в душе, а кто-то в итоге меняет конфессию.

В данном случае я ни в коем случае не «ряжусь в белое пальто», сейчас, будучи католичкой и сознательно выбирая латинский обряд, я понимаю и честно могу сказать как есть. Сама была «наемником», сама выпивала.

А еще я поняла одну важную вещь. Я не молилась в восточном обряде, когда была регентом в РПЦ. Я элементарно… «не умею», наверно, не очень удачное выражение, скорее, не могу, опыта нет. Я молилась своими словами, по-своему искренне веря. А понимание, что Бог есть Любовь, пришло ко мне много позже.

Вообще первое мое знакомство с церковным обрядом было через музыку латинского обряда, стиля барокко. И в бытность свою регентом, посредством нарядной, торжественной и светлой музыки барокко я пыталась восполнить Евангельскую радость. Тогда я делала это неосознанно, а теперь понимаю. Понимаю, что когда уж очень громко звучали суждения и наставления о ложно понятом смирении и послушании, именно музыка напоминала о радости благовествования, о Славе Воскресения, да и просто о Любви, которая превыше всего.

Сейчас я делаю обработки, гармонизации и иногда сочиняю сама для латинской Мессы. Я понимаю, это все несовершенно, как все дела рук человеческих, что иногда я бываю типичной евангельской Марфой, которая «суетится и заботится о многом, а одно только нужно». И если брать Рождественскую тему, волхвы принесли Младенцу Христу драгоценные дары, а пастухи не принесли ничего, кроме искренней веры, и Господь всех их одинаково принимает. Но я так благодарю и прославляю…

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: