Маленькая сельская община и снисходительный батюшка: десять лет вместе

8 января 2018 Ахилла

Первый текст в нашем новом проекте «Анкета анонимного прихожанина/приходского работника».

***

Расскажите немного о себе (по желанию).

Женщина средних лет, образование высшее филологическое, замужем. Преподаватель. Росла в семье, где к православию относились с уважением, но и только. Знали только Пасху и Рождество. Но бабушка моя была очень верующей, до самых своих последних дней посещала службы в храме. К её вере в семье относились со снисхождением: что, мол, взять со старого и тёмного человека?

Что привело вас в православный храм?

В храм я шла долго, очень долго, если учесть, что интерес к православию был давний, ещё со студенческих лет. Но интерес этот, скорее, был интеллектуальным. Хотелось ПОНЯТЬ, что это такое – православие, почему одни люди верят, а другие к вере безразличны и т.д. И так я долго делала попытки стать прихожанкой, ходила вокруг церкви (в переносном смысле), но не могла раз и навсегда остаться в ней. Не то чтобы меня что-то отталкивало, нет. Скорее, ничего не притягивало. Приду, исповедаюсь, причащусь – и снова полгода, год не появляюсь там. Шли годы. И вот узнаю, что в соседнем от нас посёлке будут строить церковь. Поехала туда и увидела весьма печальное зрелище: разрушенный жилой кирпичный частный домик, фактически руины, на которых собираются слабыми силами нескольких энтузиастов построить церковь. Ну, или подобие её. Я прониклась уважением к этим энтузиастам и как-то незаметно прилепилась душой и к этим руинам, и к людям, и к батюшке, который приезжал периодически на службы (жил он в городе). Окна полуразрушенного дома затянули плёнкой, так и молились, спотыкаясь о валявшиеся на земле кирпичи, ёжась от холода и неустроенности. Но было что-то в этой неустроенности, что притягивало. Постепенно, очень медленно, стал вырисовываться храм.

Назначили нам и нового настоятеля, постоянного. Правда, кроме нашего храма, у батюшки ещё 4 малочисленных прихода, поэтому службы идут по графику. У кого есть возможность, приезжают за батюшкой в другие его приходы, а у кого этой возможности нет, ожидают своей очереди. Таким образом, в месяц у нас бывает 2-3 литургии и столько же всенощных.

Был и другой момент, подтолкнувший меня к окончательному приходу в церковь. Часто я заходила на действовавший тогда форум Кураева, потом он вроде бы переименовался, но не в этом дело. На форуме обсуждались различные вопросы, а у меня к тому времени накопилось столько ПОЧЕМУ, что это было то самое место, где я надеялась найти ответы на все эти вопросы. Я стала туда обращаться, но, к моему удивлению, разумных и вразумительных ответов не получала, зато получала много «пинков» со всех сторон, в том смысле «пинков», что обсуждалась не суть моих вопросов, а их содержание, ну, типа – дура. Конечно, для церковных людей, коими они представляли себя, мои вопросы, возможно, были слишком наивными, я это теперь понимаю. Но тогда я была в шоке: все такие умные, такие православные… и так реагируют. Ну вот. И это заметил один из батюшек, бывавший на этом форуме. Он написал мне, что готов ответить на все мои вопросы, но только лично, а не на форуме. Завязалась у нас переписка, в которой он очень терпеливо разъяснял мне суть православной веры, советовал, что следует прочитать по тем или иным вопросам. Вот этот батюшка фактически и привёл меня в храм буквально за руку, хотя лично мы с ним не были знакомы. Так я в храме и осталась.

Как выглядит ваша внешняя церковная жизнь: посещаете ли один приход постоянно или ходите в разные? Есть ли у вас духовник (и считаете ли вы необходимым исповедоваться только у постоянного духовника) или ходите к разным священникам на исповедь? Стабильно ли вы причащаетесь (как часто) — важна ли для вас регулярность/частота причащения или «по вдохновению»? Как вы относитесь к молитвенным правилам, постам и регулярности посещения богослужений? Всей семьей ходите ли в храм или только вы?

Когда храм наш ещё строился, службы были нерегулярными. Но у меня уже стала формироваться потребность в церковной молитве, поэтому я параллельно начала посещать другой храм, поближе к нам. Так и получилось, что исповедовалась попеременно у двух разных священников. Оба они знали об этих обстоятельствах, поэтому никаких преткновений не было. Когда наш храм построился, в другом стала бывать всё реже и реже, а когда начала петь на клиросе, то почти там не бываю, т.к. в основном службы проходят в обоих храмах одновременно. Но тёплые отношения с другим батюшкой сохранились, и как только появляется возможность, я захожу и в тот храм.

Духовник. Ни батюшка, ни прихожане нашего храма никогда не уточняли, кем для нас является наш настоятель. Может быть, он и есть духовник, ведь мы постоянно исповедуемся у него? Во всяком случае, он ответит на любой вопрос, что-то подскажет, если у него об этом спрашивают. В нашем храме все его уважают, но это ли называется духовничеством – я не знаю.

Причащение. Почти все в нашем приходе причащаются на каждой службе, которые, как я уже сказала, проходят 2-3 раза в месяц. Никто никого не принуждает и не отстраняет от причастия. Поэтому получается, что мы причащаемся «по вдохновению».

Молитвенное правило сначала исполняла ревностно, но постепенно эта ревность стала спадать. Просто стараюсь постоянно помнить о Боге: в течение дня мысленно обращаюсь к Нему или по возможности тихонько пою, произношу какие-то короткие молитвы. Полностью вычитываю правило только при возникшем желании. Иногда читаю псалтырь.

Посты соблюдаю в соответствии с состоянием здоровья. Батюшка, выслушав причину, благословляет на послабление поста.

В храм хожу я одна. Пробовала привлекать мужа, но, увидев, что соглашается он только ради меня, перестала это делать. Он относится к храму и к нашему батюшке с уважением, поэтому никаких препятствий для меня не создаёт.

Участвуете ли вы в приходской жизни каким-либо образом (например, в социальной или миссионерской деятельности)? Если да, то в чем это проявляется?

У нас очень маленький сельский приход – постоянных прихожан всего около 20 чел. В праздники, конечно, бывает намного больше, но это обычно люди, которых называют «захожанами» — приходят, чтобы освятить «пасочку» или водичку.

В связи с малочисленностью вся приходская жизнь ограничивается нуждами церкви. У нас как-то получилось само собой, что обязанности никто не распределял, все нашли себе дело по душе или в соответствии со своими возможностями. Ещё когда храм строился, нашёлся бывший бухгалтер по профессии, она тут же стала кассиром, до сих пор работает в свечной лавке. Кто-то разводит цветы, кто-то убирает храм, другие работают на клумбах, чистят подсвечники и т.д. Была у нас женщина-регент, которая пела в соседнем храме. Но когда наш храм стал формироваться, её батюшка благословил регентствовать у нас, т.к. не было других кандидатов. Хор состоял из 3 человек. И вот 3 года назад наш регент скоропостижно умирает, пришлось мне взять на себя эту роль. Я никогда не думала, что вообще буду петь на клиросе, но вот пришлось. Почему я? Потому что я окончила музыкальную школу, знаю нотную грамоту, а больше некому было, остальные поют на слух. Постепенно втянулась, мне даже нравится. Я воспринимаю своё пение на клиросе как усиленную молитву – так глубоко, как на клиросе, я никогда молитву не чувствовала.

Да, важный момент: у нас никто не получает никакой платы, все работают по собственной инициативе. Честно говоря, если бы сейчас это вопрос об оплате поставить перед нашими прихожанами, все бы сильно удивились. Никто никогда этот вопрос не поднимал. И о какой оплате может идти речь, если приход такой маленький? Доходы, естественно, тоже очень маленькие.

Есть у нас местный добровольный спонсор, вот он нам и помогает в основном в ремонте, украшении храма и т.д. Без него мы не выжили бы. Его приход к благотворительности – тоже очень интересная история, но в анкете об этом не расскажешь. Да и не знаю, как он сам отнёсся бы к тому, что его деятельность предана огласке, с этим связана личная его история.

Есть ли на приходе воскресная школа, молодежная организация, проводятся ли беседы со священником? Проводятся ли огласительные беседы перед крещением, венчанием? Если да, то кто их проводит и каков их уровень? Все упомянутое проходит формально или интересно и живо?

Воскресной школы нет, молодёжной организации, конечно, тоже, потому что молодых у нас на приходе мало.

Огласительные беседы перед крещением батюшка проводит сам, мы при этом не присутствуем. А вот беседы со священником проводятся. Темы выбирает сам батюшка или предлагаем мы. Иногда проводятся беседы, состоящие только из вопросов-ответов.

Здесь я хочу сказать следующее. Прихожане у нас в основном люди простые и в вере несколько наивные. Не изжиты полностью предрассудки, есть место и остаткам оккультизма. При явных каких-то глупостях, скажем так, батюшка поправляет, объясняет, но слишком этим не увлекается. Относится снисходительно. Сначала меня это удивляло. Получив мощный заряд против всех этих явлений от своего заочного батюшки, я пробовала возмущаться, объяснять прихожанам, но постоянно натыкалась на непонимание. Однажды мне дали почитать книгу, которой все на нашем приходе восхищались, с трепетом пересказывали содержание и давали читать «только на три дня». Я тоже взяла эту книгу – «Флавиан» прот. Александра Торика. Уже читая, я стала испытывать сильное недоумение, было неприятно читать эту «медовуху». Но дотянула до конца. Возвращая книгу назад, я высказала своё отношение к ней, но меня никто не понял, смотрели на меня даже с некоторым сочувствием: долго мне ещё возрастать духовно, чтобы такие книги стали мне доступны! Ведь в церкви все равны, все просто прихожане, и никому не интересны твои филологические знания и чувства. Я написала об этом батюшке (заочному), и он дал мне сноску на сайт Psevdo.net. Так что заочная встреча с Алексеем Плужниковым у меня произошла задолго до «Ахиллы». Мир всё-таки очень тесен!

Это я рассказываю к тому, что теперь понимаю нашего батюшку, который снисходительно относится к слабостям прихожан. Это трудноискоренимая болезнь многих и многих. Всю жизнь человек придерживался каких-то псевдоправославных истин, и переубедить его в преклонном возрасте уже невозможно.

Устраивает ли вас богослужение в вашем приходе? Понимаете ли вы богослужебное пение и чтение в вашем храме? Хотели бы вы, чтобы богослужение велось на русском (или вашем родном) языке?

Нас всё устраивает. Насчёт русского языка… Говорю только своё мнение: в принципе богослужение на церковнославянском языке мне вполне понятно. Да, бывают отдельные слова, вызывающие вопросы. Но сейчас в молитвословах часто прилагается словарь, также и в псалтыри, всегда к нему прибегаю в момент затруднения. Даже не считаю это проблемой. Тем, кто внимательно следит за ходом службы и хочет что-то уточнить, всегда придёт на помощь батюшка – и разъяснит, и подскажет.

Что вы можете рассказать о настоятеле (священнослужителях) своего прихода (можно не называть их имена-фамилии)? Достойно ли они служат, проповедуют, как относятся к исповеди, к требам? Как они относятся к прихожанам, работникам храма, певчим, друг другу (если священников несколько)? Долго ли служат на приходе священники или часто их переводят?

Наш батюшка служит у нас почти 10 лет (сразу же, как был построен наш храм). Ему чуть за 40 лет. Лично мне кажется, что это верующий человек, причём верующий глубоко. В этом я смогла убедиться по его ответам на мои вечно заковыристые вопросы. Другой бы батюшка меня отправил уже подальше, а он терпеливо каждый раз разъясняет мне все мои «несогласки».

Поначалу мне не нравилось, как батюшка принимает исповедь: он слушал молча, затем говорил несколько слов, если была необходимость что-то уточнить, и читал разрешительную молитву. Казалось, что это слишком сухо, слишком отстранённо и даже безразлично. Особенно в сравнении с другим батюшкой, который на исповеди тут же вступал в диалог, давал оценку тем или иным высказанным грехам, напутствовал и т.д. Казалось, что у нашего батюшки исповедоваться очень трудно, иногда, чувствуя эту его внутреннюю отстранённость и закрытость, сокращала свою исповедь.

Но постепенно мы стали к нему привыкать. Это человек очень сдержанный, довольно закрытый. Хотя в неформальной обстановке (например, когда разговляемся на Пасху), он бывает совсем другим: более открытым, довольно остроумным, умеет шутить.

Теперь я понимаю, что исповедь и надо принимать именно так, предоставляя человеку полную свободу для высказывания, не перебивая. Не подталкивая его к ненужным подробностям, ничего не выпытывая. Он слушает всегда с большим вниманием и, что я считаю особенно ценным, никогда не даёт советов, если его об этом не просят.

Как выглядит финансовая жизнь вашего прихода: в достатке ли живут ваши священники, ездят ли они на дорогих машинах или пользуются общественным транспортом? Знаете ли вы зарплаты работников на приходе? Есть ли цены на требы и таинства (укажите суммы за записки, требы)? В порядке ли поддерживается храм или есть дисбаланс между состоянием храма и благосостоянием настоятеля?

На некоторые вопросы я уже ответила.

Батюшка приезжает к нам на дорогой машине. Но он работает в сфере IT. И преподаёт. Как он всё это совмещает – для нас большая загадка. Но службы никогда не пропускаются.

Цены на требы есть, но не всегда они исполняются точно. Чаще всего настоятель получает за требы «сколько дадут». Большинство ограничиваются платой «на бензин» (он живёт в городе).

Записки – 5 руб. за имя.

Какова атмосфера на вашем приходе: дружелюбная или есть интриги, наушничество, любимчики и изгои? Каковы взаимоотношения прихожан и работников храма? Какова роль жены настоятеля на приходе (старосты, бухгалтера)? Важна ли для вас жизнь общины или вы предпочитаете, чтобы вам «не лезли в душу»?

Атмосфера в нашем храме дружелюбная, спокойная. Возможно, потому что приход маленький. Как я уже говорила, батюшка очень сдержанный человек, никаких любимчиков у него нет, ко всем он относится ровно и дружелюбно. По характеру он мягкий, практически не делает замечаний, а уж о том, чтобы повысил на кого-то голос, речи вообще нет. Бывает, что мы на клиросе допускаем какие-то ошибки (ведь среди певчих нет профессионалов), но он не делает замечаний, а когда мы сами говорим ему об этом, он только улыбается или скажет: вы делаете настолько, насколько Господь даровал вам талантов. При этом, при всей его мягкости, всегда сохраняется дистанция между ним и прихожанами – никакого панибратства. Ближе всего к нему наш староста, мужчина в возрасте за 60 лет. С ним он может обсуждать и какие-то личные свои проблемы, мы просто это видим, но староста тоже человек очень сдержанный и добропорядочный.

Для меня лично жизнь общины не очень важна, я предпочитаю, чтобы «не лезли в душу». У нас так и есть. Мы знаем друг о друге ровно столько, сколько сами этого хотим. В то же время при каких-то нештатных ситуациях (у кого-то что-то случилось или умер родственник) все мобилизуются для содействия, чтобы посильно помочь, поддержать.

Что бы вы хотели изменить в вашем приходе, если бы могли?

Хотелось бы, чтобы на приходе было больше молодёжи и вообще, чтобы приход прибывал. В остальном меня всё устраивает.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

С помощью PayPal

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: