Между пацаном и чушпаном

11 декабря 2023 Ахилла

Из тг-канала священника Иоанна Бурдина:

Не хочется, конечно, дублировать знаменитое «я пастернака не читал, но скажу», однако, в некоторых случаях, наверное, можно.

Российские сериалы не смотрю и никакого желания смотреть не испытываю.

Мне хватило нескольких попыток (от «Улиц разбитых фонарей» с «Бригадой» и «Диверсантом» до «Топи» и «Монастыря»), поэтому кидаться смотреть «Слово пацана», о котором сейчас так яростно спорят, я не буду.

И к нему, и к большинству прочих подобных российских сериалов, у меня претензии не сюжетные и не эстетические, а мировоззренческие.

Тема, которую он затрагивает (криминальные группировки Казани), не кажется мне интересной, важной или нужной. Ни «волны преступности на улицах городов» (мало их, видно, показывали в предыдущих сериалах). Ни «мир уличной жизни», в котором «молодые люди» ищут свое место «в этой непредсказуемой реальности» и «противостоят насилию и страхам взрослого мира». Ни тем более «история отношений Андрея и молодой сотрудницы милиции Ирины» (не помню, кстати, чтобы в милицию в конце 80-х брали женщин, это — примета уже середины 90-х годов).

Еще в конце 90-х, когда все засматривались «Ментами», мне казалось, что вся эта криминально-бандитско-ментовская тематика не столько отражает окружающую жизнь, сколько ее формирует. Создает некие поведенческие стереотипы (как популярный когда-то «Ворошиловский стрелок»).

В книге «Осень Средневековья» Йохан Хейзинга рассматривает, как лирика трубадуров, рыцарские и куртуазные романы формировали тот мир идей, которым жило средневековое сознание.

Все знали, что такое женщина из плоти и крови и откуда берутся дети, но это не мешало создавать образ «Прекрасной Дамы», переносить его на дочку соседнего феодала, поклоняться ей, совершать в ее честь подвиги и сочинять баллады.

Литература так или иначе формировала действительность. Пусть никуда не исчезали грубость и жестокость нравов, но наряду с этим жил и некий идеальный образ, который толкал людей на рыцарские поступки, причем иногда даже в ущерб собственным интересам.

Во время нападения французов на англичан возле Дартмута один из французских предводителей Гийом Дю Шатель собирается ударить с фланга, чтобы не идти в лоб на мощные укрепления. Однако, услышав упрек от другого дворянина, что не пристало рыцарю бояться деревенщины, тут же меняет планы и погибает вместе со своим отрядом в самоубийственной атаке.

Генрих Трастамарский сознательно жертвует выгодной позицией, чтобы по-рыцарски сразиться со своими противниками в равных условиях, и… проигрывает битву при Наваррете.

В той же реальности граф Раймонд Тулузский, чтобы запугать своих врагов, совершенно не по-рыцарски приказывает вырезать глаза, отрезать уши и носы, отрубить руки и ноги двум тысячам французских военнопленных. Однако вовсе не подобное поведение формирует рыцарский идеал и служит примером.

Без рыцарской литературы не было бы и рыцарей (как очень точно подметил Сервантес). Именно так, а вовсе не наоборот.

Поэтому мне совершенно неинтересно искусство, которое «стремится отражать правду жизни». Мне ближе идея Гоголя, который утверждал, что искусство должно «исправлять нравы» — преображать душу человека (хотя ему самому и не удалось воплотить эту идею в жизнь).

Натурализм (что 19 века, что современный) кажется мне и нравственно, и эстетически бесплодным.

Да есть огромный зазор между романтикой и действительностью, но не имея перед глазами привлекательного нравственного идеала, человек и не будет понимать, к чему он должен стремиться.

Во многом мы — то, что мы читаем и смотрим, особенно в то время, когда только формируется наша способность различать добро и зло.

Могу сказать на собственном опыте: лет до 16-17 (а может быть и чуть дольше) мне нужны были некие поведенческие стереотипы, примеры, образцы, чтобы понимать, как себя вести в той или иной ситуации.

То, что взрослый человек черпает из собственного опыта, подросток берет в том числе из книг, фильмов, игр и роликов в Тик-токе.

Да, не напрямую, да, опосредовано, но культура, внутри которой мы живем, влияет на каждого из нас.

Да, советское общество было насквозь лживым. Да, советская литература и искусство в целом не отражали, а скорее искажали действительность, но все-таки они создавали и достаточно четкие нравственные идеалы и ценности (пусть даже не благодаря, а вопреки).

Образы пионеров-героев были далеки от своих реальных прототипов, но (за исключением разве что Павлика Морозова) они не героизировали жестокость, подлость, предательство и не утверждали зло, как норму.

Пусть и в ущерб правдивости и точности отражения реальности, но культура того времени утверждала очень важную идею, которой я совершенно не вижу в современной литературе и кино: зло не всесильно и не бессмертно. И еще: оно — искажение, а не норма.

И, на мой взгляд, совершенно неважно, вырастет из зрителя сериала «Слово пацана» пацан, который будет вместе со своей стаей топтать того, кто ему не нравится, или «чушпан», который будет подозревать в каждой встреченной на улице группе подростков «правильных пацанов» и прятаться от них в подворотне. И тот, и другой будут воспроизводить те стереотипы, которые им навязывают, как норму, и создавать ту реальность, которую полагают единственно возможной.