Митрополит Калужский Климент: Изволися Духу Святому. И нам

30 октября 2018 Ахилла

В интервью изданию «Вечерняя Москва» глава Издательского совета РПЦ, митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) рассказал о том, как он относится к действиям Константинополя в Украине, снятию анафем с патриарха Филарета (Денисенко) и к разрыву евхаристического общения с Вселенским патриархатом.

Так, говоря о неправоте патриарха Филарета, митрополит Климент дал понять, что решения Архиерейского собора РПЦ практически идентичны решениям Святого Духа:

«Важно понимать, что в архиерейском служении Денисенко был запрещен не кем-то единолично, патриархом или другим епископом, а именно собором епископов. Члены Архиерейского собора — преемники апостолов Христовых. В своих деяниях при принятии решений Архиерейский собор законно использует апостольскую формулировку „изволися Духу Святому и нам“ (Деян. 15, 28). Эти слова подчеркивают принцип совместного действия в Церкви Божественного и человеческого начал.

Епископам, которых в архиерейской хиротонии поставил сам Христос, содействует благодать Святого Духа точно так же, как она содействовала и апостолам. Нарушая решение церковного собора, Денисенко идет против Духа Святого. В этом противлении он не только преступает каноны Церкви, но и хулит Духа Святого. Ведь хула на Духа Святого — это не оскорбительные слова в адрес Третьей Ипостаси Святой Троицы, а сознательное противление Истине».

Таким образом выходит, что любое решение Архиерейского собора — это Истина. Митрополит, правда, запамятовал, сколько было «разбойничьих» соборов, которые даже претендовали на статус Вселенских, тоже использовали формулу про «изволися Духу и нам», но другие соборы — «правильные» — отменили их решения как «неистинные».

Также, по этой логике, и решения Синода Константинопольской Церкви должны считаться истинными и исполненными Духа — или же это касается сугубо РПЦ?

Митрополит Климент подчеркнул, что «Филарет решил стать главой церкви на Украине и пошел на раскол. Причем следует отметить, и это решение, и предпринятые им в этом направлении действия были сделаны при участии и поддержке светской власти».

Тут даже не стоит комментировать, нужно лишь дать митрополиту в руки учебник по церковной истории, чтобы он освежил семинарские знания — кто в Церкви всегда решал подобные вопросы, начиная с самого первого Вселенского собора.

Что же касается разрыва евхаристического общения с Константинополем, то калужский архиерей уверен, что, вступив в общение с Филаретом, Константинопольская Церковь утеряла благодать, а значит все ее таинства стали безблагодатными. Как и у католиков ранее:

«…Константинопольский патриарх снял соборное прещение с Денисенко, признал действительными совершаемые им таинства, дает им возможность служить вместе. Для нашей Церкви то, что совершает Денисенко, не может являться таинством. А если он будет служить совместно с патриархом Варфоломеем, тогда для нас не будет таинством и то, что будет совершать патриарх Варфоломей, потому что он сознательно и добровольно вошел в общение с человеком, который делами хулит Духа Святого.

В сообществах, где нет Духа Святого, мы не можем принимать таинства. Ведь таинство — это не магия, не результат тех или иных человеческих слов и действий, а реальная жизнь Церкви, которая осуществляется Духом Святым. Именно действием Святого Духа совершаются все церковные таинства. По этой причине для нас невозможно участие в таинствах Католической церкви. Ведь некогда католики своими действиями поставили себя вне Церкви Христовой. Мы прерываем евхаристическое общение только в том случае, когда видим, что это общество потеряло благодать, ибо у них не действует Святой Дух — совершитель евхаристии».

В общем, митрополит Климент голосует за Дух, Истину, благодать и братскую любовь, не испорченную лицемерием:

«Атмосфера враждебных действий константинопольского патриарха и его Синода по отношению к нам не дает возможности действовать духу любви, который должен присутствовать во время совершения Евхаристии. Сказать во время литургии „Христос посреди нас“ будет лицемерием в настоящее время».

Справка:

Митрополит Калужский и Боровский Климент Капалин (р. 1949).

Светское образование — машиностроительный техникум.

В 1970 г. поступил в МДС. После службы в армии вернулся в семинарию, потом поступил в духовную академию. Окончил со степенью кандидата богословия, остался работать в МДА.

Принял постриг в 1978 г. В том же году принял сан иеродиакона, на следующий год стал иеромонахом.

В 1982 году рукоположен в сан епископа. В 2003 году стал управделами Московской патриархии.

В 2014 году выпускник машиностроительного техникума и кандидат богословия защитил докторскую диссертацию по истории.

В 2009 году стал основным соперником (после самоотвода митрополита Минского Филарета) митрополита Кирилла (Гундяева) в борьбе за патриаршество. Тогда к черному пиару подключился дьякон Андрей Кураев, который вытащил на свет большое количество компромата на братьев Капалиных — митрополита Климента и Тобольского архиепископа Дмитрия, чем способствовал победе на выборах Гундяева.

После поражения в выборах митрополит Климент вскоре был из управделами патриархии переведен в главы Издатсовета РПЦ.

В Калужской епархии находится знаменитый Никольский Черноостровский женский монастырь во главе с игуменьей Николаей, о чем была написана знаменитая книга Марии Кикоть «Исповедь бывшей послушницы». Митрополит Климент никак не отреагировал на обвинения в адрес игуменьи.

О порядках в мужском монашестве Калужской епархии нашему проекту рассказывал бывший клирик епархии, известный миссионер, а ныне епископ альтернативной юрисдикции, Игнатий (Душеин) (см. истории «Амвросий», «Пахомий», «Авксентий»).

Не так давно в одной из проповедей митрополит Климент сказал, что изучение иностранных языков может быть опаснее, чем пьянство:

«Почему кому-то приходится бороться со страстью алкоголизма, и для него будет личным достижением выпить не шесть рюмок, а пять. А другой человек, из семьи полиглотов, в это время учит шестой иностранный язык. Какие разные судьбы! И судьба второго, на внешний взгляд, привлекательнее.

Но если смотреть с точки зрения спасения, Господь не будет с нас спрашивать: сколько мы знаем иностранных языков и в каком объеме. Или умеем ли мы решать интегралы, извлекать в уме корни из больших чисел и так далее. Эти навыки нужны исключительно для земной жизни. Да, лучше учить иностранный язык, чем пьянствовать, наркоманить или блудить. Но и тут есть своя духовная опасность, например, впасть в гордость, решить, подобно приточному фарисею, что „я не таков, как прочие человецы“. Все выпивают и транжирят время, а я развиваюсь. Неизвестно, что опаснее для духовной жизни».

Автор этих строк лично слышал несколько лет назад по телеканалу «Союз» (это было в Екатеринбурге, в храме-на-крови, 26 марта 2016 года, на всенощной) проповедь митрополита Климента, главы Издатсовета, богослова и доктора исторических наук , который сказал, что «Библия — это самая первая, самая древняя книга. Скрижали — это самые первые письмена, которые Бог дал человечеству».

Фото: eparhia-kaluga.ru

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: