Митрополит Серафим (Чичагов) о возрождении приходской жизни

12 декабря 2018 митрополит Серафим (Чичагов)

Митрополит Серафим (Чичагов) широко известен как инициатор прославления преп. Серафима Саровского, как автор «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», как священномученик, расстрелянный на Бутовском полигоне. Намного менее он известен как епархиальный архиерей. А именно он, после того, как побывал на Кишиневской, Орловской кафедрах, а затем, во время Первой мировой войны, стал Тверским архиереем, много внимания уделял работе по обустройству епархии. В частности, он составил обширное воззвание к священству Тверской епархии, призывая их взять на вооружение его предложения по возрождению приходской жизни. К сожалению, в 1917 году митрополита Серафима, убежденного монархиста, изгнали из епархии, и уже было не до его предложений.

Краткие выдержки из его обращения «О возрождении приходской жизни» мы предлагаем вашему вниманию.

***

О необходимости возрождения приходской жизни

…Еще в 1905 году Св. Синод (18 ноября) издал постановление об устроении и возрождении приходской жизни, которое было вызвано требованиями времени и общественным голосом, ввиду переживаемого лихолетия.

…Указанный путь не требовал ломки существующей организации приходов и новой реформы, а устанавливал лишь новую форму оживления приходской деятельности с помощью постоянно действующего церковно-приходского совета.

…Ныне обстоятельства чудовищной войны быстро развили эту приходскую деятельность и понудили провести реформу в кратчайший срок. Благие результаты налицо, и естественно, что избранные советы … должны … приступить к развитию и утверждению своей деятельности, тем более, что после войны должен быть рассмотрен в законодательных учреждениях новый приходской устав, ожидаемый столько лет и вполне выработанный Св. Синодом. Необходимо подготовиться к воспринятию приходами этого устава, а поэтому теперь же начать вводить положения, на которых основана христианская жизнь в церковных общинах.

…Такая серьезная реформа может быть проведена в жизнь только при условии, что все пастыри предварительно изучат вопрос до мельчайших подробностей, согласятся в своих действиях, станут убежденными сторонниками реформы и их речи и объяснения народу будут исходить из собственного убеждения, а не из одной заученной теории и предположений. Необходимо духовенству в предстоящих собраниях и съездах разобрать приходский вопрос со всех сторон н выяснять себе не только важность его, но и безусловную необходимость.

…Что значит возродить приходскую жизнь? Когда говорят, что приходская жизнь исчезла, упала, распалась, приход бездействует, — это значит, что и причт, и прихожане потеряли между собою связь, единение, исчезла христианская жизнь, взаимопомощь, христианское делание. Следовательно, чтобы возродить приходские общины, необходимо улучшить жизнь людей, искоренить дурные обычаи и привычки, утвердить веру, православное исповедание, воскресить любовь, единение и в особенности понятие об обязанностях христиан.

…Необходимо вернуться к церковно-общественной жизни древнерусского прихода, чтобы приходская община единодушно занималась не только просвещением, благотворительностью, миссионерством, но и нравственностью своих сочленов, восстановлением прав старших над младшими, родителей над детьми, воспитанием и руководством молодого поколения, утверждением христианских и православных установлений.

…Равнодушие, отсутствие ревности по вере — вот что более всего страшит! Беда, если не прозревают будущего, не отдают себе должного отчета в происходящем и мало интересуются упадком религии, как будто это не опасно! Поэтому как в 1905 году, так и теперь я настаиваю, что единственное средство к вразумлению — это возрождение приходской жизни. Оно необходимо, неотложно!

а) Необходимо прежде всего в религиозном отношении для утверждения веры, для возрождения духа, любви в людях, взаимопомощи, патриотизма, для восстановления влияния Церкви на жизнь каждого прихожанина.

б) Необходимо для воспитания и руководства молодого поколения, для поднятия нравственности, для борьбы пастыря с современными нестроениями и совращениями соединенными силами прихода. Одному священнику в приходе немыслимо справиться со всеми делами и удовлетворить духовные нужды прихожан; он постоянно занят то учительством в школе, то письмоводством, то требами, то отпиской по начальству, то исполняет различные поручения; времени для пастырского дела у него остается немного, и он не может знать всех нужд прихода и вовремя прийти на помощь, если прихожане не будут ему помогать. Борьба же пастыря с современными нестроениями и безнравственностью также немыслима, если он не призовет к себе на помощь членов приходского совета и вообще всех объединившихся между собой прихожан. Без сомнения, приходская деятельность потому и замерла, что священники были одиноки в своей работе и не привлекали к общему делу своих прихожан.

в) Необходимо для восстановления семьи, семейной жизни, повиновения детей родителям, для противодействия разделам и разводам, которых стало такое множество. Это — новое бедствие в народе!

г) Необходимо в государственном отношении, потому что если приходы не в порядке, то и все государство не в порядке.

д) Необходимо в национальном отношении, так как единение может быть основано только на вере и произойти под сению храмов.

е) Необходимо ввиду дарования в России свободы вероисповеданиям, а также расколу и сектантству. Без единения православных в настоящее время невозможны защита и охранение православия!

…ж) Необходимо для организации самих приходов, выбора уполномоченных членов совета, разделения труда пастыря с прихожанами. Пока не будет восстановлен приход, нельзя приступить к созыву церковного Собора и управлению Церковью на соборных началах. Как нам выбирать мирян для участия в Соборе, если приходы не организуются? Неужели назначать только церковных старост или избранных для проверки денежного отчета?

О роли пастырей

…Общество презирает только недостойных. Надо же наконец понять, что общество, народ нуждается в нас, ищет хороших пастырей, скорбит, когда не находит, и в праве же оно требовать, чтобы духовенство было духовно. А если оно не духовно, то, разумеется, никому не нужно. Влияние на народ зависит от того: будет ли духовенство учить только словом или также делом.

…Нам нужно послужить своим меньшим братьям подобно тому, как Христос послужил Своим ученикам, умыв ноги. И нас враг, конечно, не оставит в покое на пути служения ближнему, и нас ожидает много скорбей, мытарств и страданий. Но за то мы и воскреснем, подобно Христу, оживем духом, пройдем сквозь горнило нравственного очищения и возродимся к новой, лучшей жизни. Нужно только решиться твердо и бесповоротно начать работать: ходить по домам прихожан, знакомиться, стараться разузнавать их нужды, облегчать их горе участием, советом, хлопотами и залечивать сердечные раны.

…В деле нравственного воздействия со стороны пастыря, как и со стороны родителей, громадное значение имеет, во-первых, личный пример. Когда пастырь служит живым образцом убежденного, бескорыстного служения, тогда пасомые будут истинными духовными чадами. Во-вторых, сила благодатной веры; всякое добро — дело вспомоществующей благодати Божией, которая располагает ко благу, возвращает и завершает его. Эта-то благодатная, живая вера и есть громадная сила в деле духовного возрождения человека. И всякий воодушевленный этой верой пастырь непременно будет победоносным воином на поле брани своей. Конечно, для верующего человека нужно и знание, богословское развитие.

О роли епископа

…Без епископа совершенно невозможно провести подобную реформу, и она требует со стороны архипастыря полного самопожертвования. Ни консистория, ни просветительное братство епархии, никто тут не в силах, не может внести дух и руководство, кроме епископа.

…Если последний не объединится со своими помощниками-пастырями, то они не объединятся между собой и прихожанами; если епископ не проникнется этой идеей возрождения прихода, не будет сам беседовать во время объезда епархии с пастырями, давать им самые подробные, практические указания, не станет с полным самоотвержением переписываться с недоумевающими священниками, сыновне вопрошающими архипастыря в своих затруднениях, не будет печатать в «Епархиальных ведомостях» свои наставления и указания, все то, что он хотел бы пояснить и внести, то приходское оживление не произойдет и новое жизненное начало не проникнет в наши омертвелые общины.

…Требуются поездки епископов во все уездные города и большие фабричные и промышленные центры для бесед с духовенством уезда и представителями приходов на которых присутствовали бы интеллигенция и народ. Только таким образом можно объединиться архипастырю со всей его паствою и преподать научение и наставление. С этого единения должна начаться реформа, дабы пастыри и прихожане лично слышали от архипастыря его взгляды на все вопросы предстоящего возрождения приходской жизни, а также: с чего надо начать, как приступить к делу? … Это самый страшный и трудный вопрос, который непременно озаботит каждого пастыря. Положить начало необходимо самим епископам не циркуляром, посланием и консисторским определением, а личным изложением, открытою проповедью, откровенною беседою лицом к лицу с возможно большим числом пастырей и их прихожан;

О приходе

…Православным приходом именуется союз православных христиан, составляющий часть паствы местного епископа и чрез сие принадлежащий к единой святой Соборной и Апостольской Церкви, находящийся в известной местности, объединенный в общину при своем храме и врученный епископом ближайшему пастырскому руководству одного или нескольких священников для достижения членами оного вечного спасения посредством общей молитвы, благодатных Таинств, церковного назидания и дел христианского благотворения.

Все лица, входящие в состав прихода и именуемые прихожанами, а также члены их семейств, вносятся приходским причтом в особые приходские списки с показанием фамилии, имени, отчества, звания и рода занятий каждого, времени его рождения и крещения, бытия у исповеди и святого причастия и вступления в брак, времени смерти, времени переселения в приход или из прихода и места, откуда кто водворился и куда выселился, а также сведений о том, кто какие проходил должности приходские и чем содействовал благосостоянию прихода.

…В случае переселения кого-либо из одного прихода на постоянное жительство в другой, переселяющиеся лица могут испрашивать от настоятеля прежнего прихода переходное свидетельство на переселение с прописанием в нем всех сведений, имеющихся в приходских списках.

О приходском собрании и приходском совете

…Участие прихожан в управлении приходскими делами осуществляется чрез приходское собрание и приходской совет.

Приходское собрание составляют все лица, платящие приходские сборы, а также и другие прихожане, коих приходское собрание признает полезным пригласить к участию в своих занятиях. Церковный староста есть непременный член приходского собрания.

Не имеют права участия в приходских собраниях: 1) не достигшие гражданского совершеннолетия; 2) не исполняющие христианского долга исповеди и святого причастия по крайней мере в течение трех лет сряду; 3) подвергшиеся суду за преступные деяния, влекущие за собою лишение или ограничение прав состояния, либо исключение из службы, а равно за кражу, мошенничество, присвоение вверенного имущества, укрывательство похищенного, покупку и принятие в заклад заведомо краденого или полученного через обман имущества и ростовщичество, когда они судебными приговорами не оправданы; 4) отрешенные по судебным приговорам от должности в течение трех лет со времени отрешения, хотя бы они и были освобождены от сего наказания за давностью; 5) состояние под следствием или судом по обвинениям в преступных деяниях, означенных в п. 3 сей статьи или влекущих за собою отрешение от должности; 6) лишенные права участия в приходском собрании по постановлению оного; 7) лица, состоящие под епитимиею, наложенной по церковному суду.

Приходское собрание может лишить права участия в своих заседаниях и права быть избранными на какие-либо приходские должности лиц, неоднократно нарушавших своими поступками благочиние в приходских собраниях, а также постоянно уклоняющихся от взноса общеприходских сборов, устанавливаемых согласно сим правилам.

…Приходское собрание созывается по постановлениям приходского совета не менее двух раз в год — в начале гражданского года и осенью.

…Объявление о созыве приходского собрания делается настоятелем в церкви после богослужения в три предшествующие собранию воскресные дня, а также вывешивается на церковных дверях. …

По делам, не терпящим отлагательства, приходское собрание может быть созвано и в семидневный срок, но на таком собрании не могут быть постановляемы решения о каких-либо общеприходских денежных сборах.

В объявлении о созыве приходского собрания точно обозначаются время и место собрания и предметы, подлежащие обсуждению.

Дело, не обозначенное в объявлении о созыве, не может быть решаемо на собрании. В случае возбуждения какого-либо нового вопроса на самом собрании, последний может быть предметом обсуждения, но окончательному решению он подлежит на следующем приходском собрании.

…Предметами обсуждения приходских собраний служат:

а) сооружение, ремонт и содержание в надлежащем благолепии храма и других церковных зданий;

б) приобретение ризницы, церковной утвари, богослужебных книг и других принадлежностей храма и богослужения;

в) устройство домов для церковного причта и ремонт их; улучшение содержания причту;

г) оказание пособий по страхованию церковных и причтовых зданий;

д) содержание собственных приходских благотворительных и просветительных учреждений;

е) избрание церковного старосты согласно действующей инструкции церковным старостам, членов приходского совета и лиц для заведывания учреждениями прихода и его имуществом;

ж) вопросы, касающиеся религиозно-нравственной жизни прихода (об учреждении в приходе миссионерских, просветительных и благотворительных братств, кружков и союзов, а также обществ трезвости, хоругвеносцев, певческих хоров, об устройстве школ и вспоможении им, об учреждении стипендий в духовно-учебных заведениях для окончивших учение в начальных школах прихода);

з) содействие к охранению приходского храма и его имущества от посягательств со стороны злонамеренных людей; содержание в порядке приходского кладбища;

и) приобретение и отчуждение приходского имущества; принятие пожертвований в пользу прихода;

к) изыскание средств на нужды прихода посредством сборов, подписки и другими способами, допускаемыми духовною властью; л) в случае недостатка приходских средств — ходатайство перед епархиальным начальством об оказании пособия из церковных сумм на благоукрашение приходского храма и нужды приходских учреждений;

м) оказание пособий на общие епархиальные нужды; н) рассмотрение годичного отчета приходского совета о приходе и расходе приходских сумм и о других предметах; о) избрание лиц для рассмотрения и ревизии отчета приходских сумм и имущества и для подписания постановлений приходского собрания;

…Решение приходского собрания принимается открытым и общим соглашением, если же такового не последует, то простым большинством голосов, причем в случае равенства голосов голос председателя дает перевес.

… Ближайшее ведение приходских дел и заведывание приходским имуществом в каждом приходе возлагается на приходской совет. В состав совета входят: настоятель приходского храма, члены причта, церковный староста, попечитель (попечительница) храма, если лица, имеющие такое звание, есть в приходе, и представители от прихода, избираемые в приходском собрании на три года, в числе от 6 до 12 лиц.

…Все члены приходского совета свои обязанности по званию членов исполняют безвозмездно.

Заключение

…Никто нам не препятствовал начать возрождение давным-давно и тем предотвратить многие постигшие нас бедствия, а теперь уже этот громадный труд сделался нашим неотложным долгом! Будем ли спорить, что все должное — несомненно возможное?! Я уверен, что вы, дорогие пастыри врученной мне Господом епархии, после пережитых Россиею ужасов и бедствий ныне не замедлите взяться за возрождение народной нравственности с искренней и горячей любовью к Богу и родине и в полном сознании, что нет ничего дороже для России, как ее сокровище — единая, истинная, православная христианская вера. Тысячу раз повторяю вам, братья и друзья, что без пастырей не может воскреснуть и возродиться Россия! Начинайте же, Бог в помощь.

Иллюстрация: архиепископ Серафим, Тверь, 1916 г.

Читайте также:

  • Митрополит Серафим (Чичагов): военная строгость и барская милость

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: