Мученики и «сергиане»
27 сентября 2018 Алексей Плужников
Вот и в очередной раз очередной спикер от РПЦ продолжил тему разжигания межрелигиозной вражды в Украине. Одни пугают «репрессиями», другие предлагают подавать в «суд ООН», кто-то сравнивает патриарха Варфоломея с Гитлером, а решение о предоставлении автокефалии — с нападением Германии на Советский Союз. А митрополит Иларион (Алфеев), дипломат от РПЦ, который заявил не так давно, что «все средства дипломатии исчерпаны» во взаимоотношениях с Константинополем, то есть, что началась война, — сказал вчера в Белграде, получая очередное звание почетного доктора наук:
«Православные верующие защищают и будут защищать свои святыни, поэтому если кто-то будет пытаться насильственным образом эти святыни у них отнять, а это, к сожалению, уже сейчас происходит, а если будет легитимизация раскола, то это только усилится, то люди будут вставать на защиту своих святынь».
По сути, это прямое подзуживание к гражданскому неповиновению верующих другого государства.
Есть у нас в сети замечательный и острый на язык провинциальный батюшка под ником «Иван Простопопов». Он как раз вчера сформулировал очень точно один важный принцип:
«…вот в чем причина провала МП в Украине и, напротив, поразительного успеха Филарета. В соблюдении и верности принципам сергианства! Христова сергианская Церковь должна быть всегда на стороне своего правительства, какое бы оно ни было. А в Украине МП грубейшим образом нарушила этот принцип, молчаливо поддерживая зарубежное и враждебное украинскому народу правительство. А Филарет поступил истинно правильно, и потому победил вчистую».
Разве не так? Вспомните историю гонений на Церковь в Советской России. Разве архиереи призывали верующих вставать на защиту храмов и святынь? Только в самом-самом начале послереволюционного времени, когда еще большевистская власть не утвердилась, как-то пытались обличать тех, кто насильственно отбирает церковное имущество, а потом смирились сами и стали уговаривать народ не бунтовать, объясняя (и, кстати, это вполне в духе Евангелия), что вера не в стенах и не в куполах, не в золоченых раках и каменьях окладов икон, а в «ребрах» человеческих.
Одни архиереи поступали так из любви к пастве, желая ее сберечь перед лицом репрессий и научить истинному духу Христову; другие, особенно в более поздние советские времена, сами активно помогали или, по крайней мере, не мешали закрывать повсеместно храмы, переводя священников и наказывая тех, кто смел бунтовать против «власти, которая об Бога».
Но сейчас архиереи «русского мира» грозятся, что «верующие будут защищать свои святыни» — сами-то архиереи в сторонке отсидятся, да еще и в другой стране (как Иларион Алфеев), а святыни за них будут защищать — и попадать в неприятности, а то и во что похуже, — простые верующие, «пушечное духовное мясо».
Тут мне как-то один верующий комментатор-богослов из Харькова горячо написал, что это наши храмы, мы их построили, наше право, наше имущество, и мы, мол, не отдадим наши святыни «этим нацикам», «которые приехали из США и Канады!»
Два разных христианства. Причем, что удивительно, так часто переплетающиеся между собой.
С одной стороны, века «сергианства», когда «всякая власть от Бога», и когда сервилизм духовенства по отношению к светской власти возводился в наивысший ранг добродетелей — как «смирение» и «послушание». Когда «ради святынь» посылали простодушных верующих в крестовые походы, или на «распространение миссии», по пути уничтожая, сжигая, насилуя, грабя подчас таких же христиан или ни в чем не повинных людей. А потом по этим кровавым дорогам зла и скорби проходили, смиренно потупив очи, епископы и священники, и начинали на новых «отмиссионеренных» землях строить храмы, наполнять их святынями — на деньги униженных, ограбленных и убитых «раскольников», «еретиков», «неверных»…
И с другой стороны, они же вроде как «почитают» мучеников первых веков, которые молились в катакомбах и не сражались за свои святыни, а смиренно шли и подставляли головы под плахи, сами радостно бежали в цирки на съедение львам, поражая тем самым мучителей и гонителей. Не эти ли «смиренные» «сергиане» любят пафосно повторять: «Кровь мучеников — семя христианства»?
Но во времена мучеников храмами в первую очередь были человеческие сердца, а евхаристия совершалась в «церкви» — собрании верных, и неважно где именно — в подземельях или на кладбищах, в частных домах или где-то еще. Ибо «разве не знаете, что вы — храм Божий»?
Мученичество и «сергианство» — два пути, по которым история ведет Церковь. Порой эти пути сменяют друг друга, порой часть Церкви идет по пути мученичества, а другая часть — сама является мучителем первых.
Но пути эти в своей основе — абсолютно разномирные. И смешать их в одно целое — не получится. Хотя можно долго и успешно, будучи «сергианами», прикрываться авторитетом мучеников.
И сейчас — вновь те времена.
Читайте также:
- Каноническая территория, или Надменность власти мирской и духовной
- Нарушения религиозных прав и свобод в Украине: взгляд Московской патриархии и ООН
- Христос и автокефалия
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: