Наш храм: обряды — старушкам, причастие — детишкам, тусовка — старым знакомым

31 августа 2018 Ахилла

Очередная анкета анонимного прихожанина.

***

Расскажите немного о себе (по желанию).

Мне 32 года, я живу в довольно большом городе с десятком приходов, среди которых есть и дореволюционные храмы, и новые. Работаю на одном из градообразующих предприятий руководителем отдела. Имею высшее образование, родителей-филологов, тонкие нервы и рыжего кота.

Что привело вас в православный храм?

Мои родители пришли к вере в зрелом возрасте — после 30, когда родили меня, двух братьев и сестру. К наступлению моего сознательного возраста они как раз находились в состоянии романтического неофитства, поэтому мне пришлось погрузиться в православие сразу и глубоко. В нашем городе усилиями православных энтузиастов 90-х при одном из храмов была основана православная гимназия, куда и определили меня в 6 лет, руководствуясь, разумеется, самыми благими намерениями. Писать об учебе (а точнее, о жизни) в этом учебном заведении, крепко спаянной с жизнью прихода, можно долго — у меня даже когда-то была идея написать художественное произведение на эту тему и отразить все тонкости 10-летнего пребывания в гимназических стенах. Собственно, «приход в храм» как раз там и состоялся: молитвы утренние, чтения житий за приемами пищи, молитвы до и после каждого урока, послушания, паломничества, свыше 10 дополнительных предметов, запреты, очень строгая дисциплина. Нас буквально натаскивали на православный образ жизни, но по итогу мало кто из тех, кто изучал со мной Закон Божий и церковнославянский язык, продолжают сегодня посещать богослужения и участвовать в Таинствах.

Как выглядит ваша внешняя церковная жизнь: посещаете ли один приход постоянно или ходите в разные? Есть ли у вас духовник (и считаете ли вы необходимым исповедоваться только у постоянного духовника) или ходите к разным священникам на исповедь? Стабильно ли вы причащаетесь (как часто) — важна ли для вас регулярность/частота причащения или «по вдохновению»? Как вы относитесь к молитвенным правилам, постам и регулярности посещения богослужений? Всей семьей ходите ли в храм или только вы?

До 20 лет я ходила в наш храм, при котором заканчивала школу. Потом в связи с переездами начала ходить в разные приходы и сейчас продолжаю их менять, иногда заглядывая в «родную гавань», которую помню еще на стадии котлована. Исповедуюсь у разных священников, со своим духовником давно не общаюсь, так как его мне навязали в приказном общем порядке в гимназии. Причащаюсь редко, 1–2 раза в год — наверно, потому что сейчас нахожусь в неком кризисе переосмысления своих отношений с Церковью и Богом. Посты стараюсь соблюдать, хотя слушаю себя и по состоянию здоровья сама могу его себе ослабить (раньше я бежала просить на это благословение, сейчас считаю это глупостью). Правила вычитываю не всегда, очень сильно отторжение от школьных воспоминаний, когда нас заставляли молиться и читать огромные помянники, угрожая страшными карами за сокращение молитв или чтение их сидя/с непокрытой головой. Стараюсь осмысленно читать литературу на духовную тему (в отрочестве этого не делала опять-таки из-за насильственного характера приучения к этой литературе и строгого спроса за объем такого чтения). Мои братья и сестра богослужения не посещают, чем вызывают море слез со стороны родителей. Надеюсь, я не дойду до хождения в храм «чтобы не огорчать маму». Хотя родителей мне безумно жаль, они хотели как лучше для нас.

Участвуете ли вы в приходской жизни каким-либо образом (например, в социальной или миссионерской деятельности)? Если да, то в чем это проявляется?

Наелась за школьные годы иконописными кружками, клиросом, преподаванием на воскресных курсах для маленьких детей, вождением туристов по нашим «святым местам» и т. д. Сейчас если попадаю на приход, в котором выросла, могу помочь разово — на кухне, организовать чай, покидать снег и т. д.

Есть ли на приходе воскресная школа, молодежная организация, проводятся ли беседы со священником? Проводятся ли огласительные беседы перед крещением, венчанием? Если да, то кто их проводит и каков их уровень? Все упомянутое проходит формально или интересно и живо?

Для маленьких детей есть некое подобие курсов «Евангелие для самых маленьких». Есть ли от него эффект, не знаю. В основном, родители водят туда детей, потому что бесплатно можно оставить ребенка на несколько часов, он там полепит из пластилина, послушает отрывки Слова Божия и поест. С молодежью на приходе не работают вообще. Выясняла почему: оказалось, со стороны старшего поколения прихожан, которые затевали нашу богоспасаемую гимназию, есть некоторая обида на наше поколение — тех, кого они растили, и кто теперь не является на службы вовсе. Наша гимназия давно сдала свои позиции, не может набрать детей и готовится к закрытию.

Есть курсы по изучению Библии, их посещает определенный контингент: суровые бородатые мужчины в возрасте за 40 и бойкие бабушки. Состав уже лет пять не меняется, мне кажется, они сколотили нужный им междусобойчик и новых членов не ждут.

Огласительные беседы проходят бессистемно и от случая к случаю. Полагаю, что вопрос, заниматься этим или нет, решает каждый священник для себя отдельно.

Устраивает ли вас богослужение в вашем приходе? Понимаете ли вы богослужебное пение и чтение в вашем храме? Хотели бы вы, чтобы богослужение велось на русском (или вашем родном) языке?

Благодаря образованию я богослужение понимаю, да и, в общем, знаю его дословно. Ценю и уважаю церковнославянский язык, хотя не приветствую слепой привязанности к нему. Как-то доводилось быть на англоязычной литургии — считаю это прекрасным опытом. Очень бы хотелось услышать службу и на современном русском.

Язык и длительность песнопений меня устраивает, а вот наша восточно-христианская манера стоять всю службу — нет. Честно говоря, это то, что наводит на меня с детства тоску. Храм наш маленький, народу по воскресеньям и праздникам — тьма. Люди поджигают волосы и куртки от свечей, через раз к нам едет скорая, потому что теряют сознание. Скамеек практически нет, на тех, что есть, постоянно обитают бабушки. А тебе сидеть не положено. Ну неужели мое положение в пространстве как-то должно определять мою молитву? Честное слово, не рвусь в католики, но как-то зайдя с экскурсией в костел и посидев на скамейке, ощутила, что прямо хочется обратиться к Богу, оторваться от земного, внимательно рассмотреть распятие — еще и потому, что не думаю об усталых ногах. Да, я знаю, что наше стояние и коленопреклонение должно быть вроде нашей жертвы Богу. Но если это мне мешает молиться? Понимаю, что до реформ этой сферы я не доживу, и поскольку мне не светит выделенное место в храме без соседских локтей, регулярно слушаю службу в подсобных помещениях, куда доведены динамики.

Что вы можете рассказать о настоятеле (священнослужителях) своего прихода (можно не называть их имена-фамилии)? Достойно ли они служат, проповедуют, как относятся к исповеди, к требам? Как они относятся к прихожанам, работникам храма, певчим, друг другу (если священников несколько)? Долго ли служат на приходе священники или часто их переводят?

Настоятель — романтик «церковного возрождения», который на сегодняшний момент очень устал. Внутреннего его состояния я не знаю, потому что мало с ним общаюсь, но поток его активных дел явно усох. Проповеди очень изменились, лет 15 назад он «жег» не по-детски, а теперь очень часто зачитывает чужие тексты (о. Дмитрия Смирнова, например) или делает вместо проповедей объявления об уборке территории. Он очень много сделал, чтобы построить наш храм и, будучи, весьма образованным человеком, сильно вложился в нашу гимназию, в том числе как педагог. В общем и целом я его уважаю за эрудированность и трудовые подвиги его юности. С другими священниками отношения ровные, хотя все прихожане были свидетелями нескольких неприятных конфликтов (но наверно, это нормально).

Как выглядит финансовая жизнь вашего прихода: в достатке ли живут ваши священники, ездят ли они на дорогих машинах или пользуются общественным транспортом? Знаете ли вы зарплаты работников на приходе? Есть ли цены на требы и таинства (укажите суммы за записки, требы)? В порядке ли поддерживается храм или есть дисбаланс между состоянием храма и благосостоянием настоятеля?

О финансах могу судить только со слов знакомых, трудящихся на клиросе, свечном ящике и т. д. В 90% случаев все работают «во славу Божию». Храм уставлен ящиками для пожертвований, прихожане же собирают периодически на отопление, на трапезы и т. д. О зарплатах священников, налогах с прихода ничего домысливать не буду, ибо не в курсе. Определенной суммы за требы нет, висят объявления о том, что если нет денег, ее совершат бесплатно. Может, такие случаи и есть, но мы всегда платили и на венчаниях (3000–5000 руб. батюшке и клиросу) и на отпеваниях, и на крещении.

Особого благосостояния у настоятеля не вижу: ездит на старой французской иномарке, живет в обычной квартире в старом доме. Бурного развития храмовой территории в последнее время не видно (может, кризис виноват), но относительный порядок поддерживается.

Какова атмосфера на вашем приходе: дружелюбная или есть интриги, наушничество, любимчики и изгои? Каковы взаимоотношения прихожан и работников храма? Какова роль жены настоятеля на приходе (старосты, бухгалтера)? Важна ли для вас жизнь общины или вы предпочитаете, чтобы вам «не лезли в душу»?

Бывает всякое. Иногда всем миром помогают кому-нибудь, иногда случаются вопиющие случаи вроде драк между прихожанками. Еще обретаются на службах откровенно ненормальные персонажи с настоящими психическими заболеваниями и устраивающие высокохудожественные спектакли с воплями, киданием на молящихся и распространением запахов немытого тела. Трогать их запрещают во имя христианской любви. Жена настоятеля вообще на приходе не заметна, властолюбие — точно не про нее. А вот эконом (женщина) может и дивизией покомандовать при случае. Настоятель ее откровенно боится.

Я считаю нашу общину несформировавшейся. Точнее, она как манная каша: есть комочки, а остальное — масса. То, что можно назвать «костяком» — это люди, строившие храм в 90-е, они тогда уже в большинстве своем были в зрелом и преклонном возрасте. Сейчас многие из них совсем пожилые, многие умерли, а на смену почти никто не пришел. Провал проекта с православной гимназией очевиден. Храм наполнен пожилыми женщинами, даже их ровесников-мужчин по пальцам пересчитать, про молодых и речи нет. Молодые — это родители малышей, которые приезжают к причастию и сразу уезжают.

Община, конечно, важна, особенно у нас в стране, где много незащищенных слоев населения. Но в той с натяжкой «общине», что есть, я даже появляться не хочу, потому что сразу получаю «шишки»: почему не замужем, скоро состаришься и детей не родишь, почему так редко видим тебя в нашем храме, а чего постриглась, а чего уши проколола, молись о муже, почему сестра не ходит в храм, ты слишком много времени уделяешь мирской работе, зачем тебе быть начальником и т. д. Не шучу, а реально цитирую. По-моему, это и есть «лезть в душу». Полагаю, что имею доброжелательные отношения с общиной только по старой памяти, просто потому что провела среди этих людей все детство.

Что бы вы хотели изменить в вашем приходе, если бы могли?

Я бы хотела более просторный храм, потому что наш нынешний не справляется с количеством народу (хотя в последние годы и отмечается падение числа прихожан, родители с детьми на причастии делают пребывание в храме физически очень сложным).

В более глобальном смысле я бы хотела справиться с кризисом отхода молодежи от Церкви (и это неотделимо от моей собственной внутренней работы). Наш храм сейчас — это место отправления обрядов для старушек, причастия детишек и тусовочное место для старых знакомых. Никакого обновления и развития нет, мероприятия давно поросли мхом, даже паломничества пару лет назад сошли на нет. Я еще не до конца осмыслила этот процесс, но он наводит на меня грусть. Думаю, наш храм как морская капля отражает в какой-то степени современные процессы в РПЦ, вектор которых радовать не может.

Что нас ждет? Может, вы знаете?

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: