Не заразиться и не заразить: о совместном причащении в условиях пандемии

30 марта 2020 Андрей Дударев

Пандемия COVID-19 распространяется всё стремительнее. Государство вводит строгие ограничения на перемещения граждан, что говорит об осознании всей серьезности ситуации. Однако Русская Православная Церковь, разделяя, по сути, тревогу и государственных мужей, и граждан, тем не менее пока ещё не готова к радикальным мерам. Более того, вокруг этой новой ситуации с распространением коронавируса развернулись целые богословские баталии. Для некоторых участников этих виртуальных споров вопрос заострился примерно таким образом: нужно ли сохранить совместное причастие в условиях риска заразить и быть зараженным? Как правильнее поступить верующему? Как должны вести себя прихожане, священники, епископы и патриарх?

Кто-то говорит, что через Святые дары невозможно никакое заражение (не будем приводить здесь их аргументацию), кто-то наоборот говорит, что заражение возможно, приводя научные и богословские доводы в пользу своих тезисов. Есть и такие, которые говорят: да, заражение возможно, но в этом будет наш подвиг веры, наш крест. Все эти дискуссии не имели бы никаких последствий, если бы велись отвлеченно, и если бы они никак не влияли на принятие решений о том, идти или не идти в храм в ближайшее воскресенье. При этом печальная реальность нашей жизни заключается в том, что зараженных становится всё больше, а значит, богословские теоретизирования получают вполне наглядное воплощение.

Попробую и я предложить некую цепочку рассуждений в обоснование именно моего способа действия в данной ситуации. Иисус Христос главными заповедями в Законе назвал заповедь о любви к Богу и любви к ближнему (Мк. 12:30-31). Сейчас проявление любви к ближнему может заключаться в том, чтобы не заразить этого ближнего коронавирусом, а также и самому не заразиться от него же, тем самым позволив и ближнему исполнить заповедь. Подчеркну, заповедь о любви к ближнему выше заповеди совершать Евхаристию. Что поделаешь, если в жизни «есть время обнимать, и время уклоняться от объятий» (Еккл. 3:5). Обычно любовь проявляется в стремлении быть вместе, в желании соединиться в совместной молитве. Но сейчас, очевидно, любовь проявляется в том, чтобы разъединиться. Любовь к ближнему не совместима с потенциальным вредом, который мы можем этому ближнему оказать. А вирус, болезнь с риском умереть — это очевидный вред.

Поэтому сила веры парадоксальным образом может проявиться иначе, чем обычно. Если обыкновенно мы подтверждаем нашу веру, идя на литургию, то сейчас наша вера и доверие Богу сильнее проявятся, если мы не пойдем на литургию. К слову сказать, такой способ поведения поможет нам освободиться от того, что можно назвать магией литургии, магией Святых даров. Отец Александр Шмеман говорил в своё время, что поскольку Христос посреди нас, Тело Его на престоле. А мы часто придерживаемся обратного хода мысли: Христос посреди нас потому, что Тело Его на престоле. Общение со Христом и ближними не исчезает от уединения, а часто наоборот, после уединения или в уединении любовь становится сильнее. Присутствия Божьего многие подвижники в уединении не лишались.

Из этого моего короткого размышления напрямую следует такой образ поведения. В местах, где эпидемия уже довольно значительно распространилась, если ты простой прихожанин*, то до прекращения или существенного ослабления эпидемии лучше не посещать литургию, если ты дьякон или пресвитер — лучше не проводить литургию, если епископ — лучше в тех приходах, где есть опасность распространения эпидемии, епископской властью приостановить все храмовые богослужения.

В таких действиях, как мне представляется, сейчас будет выражаться адекватное христианское поведение. Иногда это поведение может быть связано с крестом, когда придется, например, пойти против воли начальства. Чем такое противостояние закончится, неизвестно. Но на кону человеческие жизни, не будем забывать. Напомню, что в Италии от коронавируса погибло уже более шестидесяти священников. К тому же никто не запрещает молиться келейно дома, мирянским чином, например. Возможно также служить литургию Слова, или присоединяться к общей молитве через Интернет. Конечно, очное общение и молитва лучше, чем заочные, но что поделаешь? Сила веры всё-таки, надо признать, проявляется не только в готовности совершить подвиг, но и в разумности поведения, в бережливости по отношению к своей жизни и жизням окружающих.

После того, как эта заметка была написана, я узнал, что патриарх Кирилл призвал верующих отказаться от посещения храмов на время пандемии коронавируса и молиться дома. Об этом он объявил в минувшее воскресенье после литургии в храме Христа Спасителя в Москве. Однако не очень понятно пока, как относиться к этим словам патриарха. То ли это строгий запрет на посещение литургии всем, кроме членов клира, то ли решение возлагается на епископов или настоятелей приходских храмов, а его слова — лишь его частное мнение. В общем, тема так и не потеряла своей актуальности.

Наверное, решение оставить литургическое служение малыми силами (клиром) в закрытых храмах — разумный компромисс. Для многих православных характерно думать таким образом, что Евхаристия, бескровная жертва должна продолжаться всегда и при любых условиях. Если она прекратится, мир не устоит. К тому же мистериальное сознание мешает многим православным принять логику этики. Но, если быть до конца честным, надо сказать, что попытка сделать из литургии некоторый аналог вечного огня натыкается на сопротивление приверженцев богословия евхаристического возрождения, согласно которому литургия без народа (лаиков) теряет свою сущность, т.к. не совершается первоначальное условие совершения литургии — таинство собрания. Т.е. евхаристия — это именно соборное делание, общее служение, и без присутствия народа Божьего она неполноценна.

Отдельная ремарка по поводу мистериальности. Конечно, в Церкви и, как следствие, в Евхаристии есть элемент чудесного. В этом и сложность. Но элемент чудесного не отрицает элемент разумного, причём божественно-разумного. Также и в жизни, кроме рационального есть то, что можно назвать несакраментальным присутствием Божьим. И оно никуда не денется, если мы немного посидим на карантине. А этот риск — принять присутствие Божье вне таинств — многие допустить не могут потому, что для них это будет не свобода в Духе, а страх потерять Бога. Поэтому и нужно искать адекватный внутрицерковный язык для разговора о всех этих связях и смыслах. Надеюсь, предложенная концепция иерархии заповедей будет способствовать пониманию того, почему сейчас нужно поступать именно так, а не иначе.

*Хотя в церкви таких нет, а все лаики – члены народа Божьего, царственное священство.

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: