«Нет власти не от Бога»: узурпация и общественный договор
24 мая 2022 Ахилла
Из тг-канала священника Иоанна Бурдина:
Православные любят говорить: «Нет власти не от Бога!» Монархисты рассказывают о пороках демократической системы. Демократы твердо уверены, что все беды в мире происходят от того, что вся власть сосредотачивается в руках одного человека (будь то самодержец или автократ), или одной группы людей (тоталитарная система). Правы все!
На самом деле, любая земная власть несет в себе сатанинское начало.
Она пытается подменить собой Бога, узурпировать то, что принадлежит Ему по праву Творца.
Само появление института власти связано с грехопадением: необходимость в нем появляется тогда, когда человек отделяется от Бога.
Причем обращение к христианам «царственное священство» («Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий»), говорит о том, что каждый человек, соединившийся со Христом («уже не Я живу, но живет во мне Христос»), становится и царем, и священником. Он — царь не в смысле своей власти над другими людьми (также царями и священниками), но в смысле своего Божественного предназначения управлять землей, как творением Божиим. В этом праве все люди равны между собой и нет между ними высших и низших. Ни они сами, ни ангелы, ни бесы, никакая другая тварь не может обладать над ними властью. Единый Царь и Господин над людьми сам Бог. И любое покушение на Его власть, любая попытка узурпации — тяжкое оскорбление Бога.
Весьма характерно, что сам институт власти возник именно среди язычников (людей, отпавших от Бога) и уже от них перешел к первому «народу Божию» — иудеям. До этого момента Бог был для них не только небесным, но и земным Владыкой. «От Него исходили законы, постановления, распоряжения не только чисто религиозного, но и семейного, общественного, государственного характера. Как Царь, Он был в то же время и Главным Вождем военных сил своего народа. Скиния, будучи местом особого присутствия Господа Бога, была вместе с тем и резиденцией Государя еврейского народа: здесь открывалась народу воля его небесного и земного Царя во всех важнейших случаях его религиозной, семейной, общественной и государственной жизни. Пророки, первосвященники, вожди, судьи были лишь послушными исполнителями и проводниками воли Небесного Владыки народу» (митрополит Иосиф Петровых).
Мы помним, что когда иудеи отвергли Самуила и потребовали «поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов… и мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши», Господь сказал Самуилу: «Не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними».
Таким образом сама Библия рассматривает появление института земной власти как признак глубокого отпадения от Бога, разделения между человеком и Творцом.
Означает ли это, что на земле не может быть никаких администраторов, управляющих, президентов и проч.?
Конечно, нет. Без этого не могло бы быть исполнено никакое дело. Однако здесь важен, во-первых, принцип добровольности (общественный договор), во-вторых, то, что Самим Христом сформулировано как «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом». Эти слова обращены к христианам не потому, что могут быть применены только к церковной иерархии, но потому, что именно христиане — истинный Народ Божий, народ «царей и священников», признающий своим Владыкой Самого Творца.
Чем сильнее возвышает себя земной правитель (или чем более возвышают его люди), тем более покушается он на то, что ему не принадлежит: «Ибо Твоя власть, и Твои — Царство, и сила, и слава», «Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков».
Кстати, в том же евангельском отрывке Христос последовательно отвергает все возможные человеческие попытки узурпировать власть Бога, призывая не присваивать себе власть «Учителя», «Наставника» или «Отца» (именно «отцами народов» так любят называть себя императоры, цари, вожди и диктаторы).
Полагаю, сюда можно отнести и власть «Судьи» («не судите, да не судимы будете»). «Все же вы — братья», — говорит Христос, подчеркивая равенство каждого человека перед лицом Божиим.
Таким образом, любая земная власть только суррогат, подмена истинной власти Творца. Ее источник — бунт сатаны против Создателя, его попытка узурпации Божественной власти. «Мир в целом лежит во власти лукавого» (1Ин 5:19) и он кому хочет передает эту земную власть (Мф. 4:8-9). Имея своим источником сатану, земная власть стремится подчинить и подавить человека, выстроить вертикаль, присвоить максимально «власть, честь и поклонение», которые ей не принадлежат (с этой точки зрения, «помазание на царство» монарха — лишь беспомощная попытка освятить то, что по своей природе и по своему смыслу направлено против Источника святости, Бога. Это своеобразный «предохранитель», который должен был бы напоминать монарху, от Кого он получил свою власть и Чье место занимает. В идеале, это повод не для гордости и самодовольства, а скорее — для благоговейного ужаса от осознания того, на Чьем месте ты временно сидишь).
Отсюда следует, что идеальных политических режимов в принципе быть не может. И разница между ними сводится к тому, в какой мере они склонны к «узурпации», насколько подчинены условиям «общественного договора» и насколько легко людям ограничить государство в его попытках «подменить» собою Бога.