Кадровая политика патриарха Кирилла

5 марта 2019 батюшка Лютер

Прошедшее во вторник (26 февраля — прим. ред.) заседание Синода принесло ряд новых назначений на ключевые посты в иерархии Московской патриархии. Эксперты высказались, рассказали всё про кланы, фаворитов, перспективы, а у батюшки Лютера одна мысль: Господи, жги.

В дополнение к ней вот вам цитата из романа Никоса Казандзакиса «Последнее искушение» (диалог происходит на Тайной вечере):

«Иаков уже примирился с мыслью о [грядущей] смерти Учителя и теперь раскидывал умом, что им нужно делать на земле, когда они останутся без Учителя.

— Мы не можем противиться воле Божьей и воле Учителя, — сказал он. — Твой долг, Учитель, как о том говорят и пророки, — умереть, а наш долг — жить, дабы не пропали сказанные тобой слова, дабы утвердили мы их в новом Святом Писании, установили законы, возвели наши синагоги по всему миру, избрали наших первосвященников, фарисеев да книжников.

Иисус пришел в ужас.

— Так ты распинаешь дух! — воскликнул он. — Нет! Нет, я не желаю этого!

— Только так дух и может не обратиться в воздух и сохраниться! — возразил Иаков.

— Но так он не будет больше свободным, не будет духом!

— Достаточно, что он будет похож на дух. Для этого нам работы хватит, Учитель.

Холодный пот выступил на челе Иисуса».

Кадровая политика патриарха Кирилла: Казус Москвы

Назначение викариев патриарха по г. Москве в последние несколько лет превратилось в какой-то безумный конвейер, который на выходе производит пшик.

Казалось бы, должность патриаршего викария (ведь, по сути, это заместитель главного руководителя крупной организации) и управление одним из московских викариатств требует от епископа довольно высокого уровня — и образовательного, и культурного, и гомилетического, и пастырского, и административного. Что мы видим на практике? Парад каких-то совершенно сторонних персонажей, непонятно на каком основании оказавшихся в столице. Эти персонажи образуют безумный круговорот, они сменяют друг друга, переходят из одного викариатства в другое, уезжают вообще из Москвы или внезапно появляются из каких-то глубоких российских недр.

Назначение викариев — это процесс, не поддающийся никакому логическому анализу. Тому можно найти много подтверждений.

Например, очень странно выглядит перемещение еп. Дионисия (Порубая) из Рязани в Туапсе и, через полгода, в Москву. Сначала (это из первых уст) патриарх поручает ему селиться и обустраиваться в Перерве (информация об этом просочилась и в кураевский блог), потом резко назначает его в Новоспасский.

Еп. Иоанн (Руденко) тоже кажется абсолютно случайной фигурой. Слетает отовсюду, куда его назначат.

В 2016 году он был избран епископом для Воркуты, через полтора года переведен в Москву, где начались его мытарства: 9 января 2018 г. назначен управляющим Северо-Восточным викариатством, 14 июля 2018 г. назначен наместником Новоспасского монастыря, 27 июля освобожден от управления Северо-Восточным викариатством и назначен управляющим Юго-Восточным викариатством, викариатством Новых территорий г. Москвы, а также благочинием ставропигиальных приходов и патриарших подворий в Московской области, 24 января 2019 г. освобожден от управления Юго-Восточным викариатством, 26 февраля 2019 г. освобожден от должности наместника Новоспасского монастыря г. Москвы.

И зачем нужно было дергать его из Воркуты? Сидел бы там тогда уж, все равно в Москве не пошло.

Или принцип таков, чтобы сперва взять случайного человека, поручить ему чем-то управлять, чтобы на практике проверить, как он справляется? Странный принцип, какой-то непрофессиональный. В какой еще организации руководство проводит такую кадровую политику?

Кадровая политика патриарха Кирилла: Кланы и лобби

Эксперты и аналитики любят порассуждать о кланах и лоббистах, которые, якобы, продвигают в церковное руководство своих ставленников и создают группы влияния.

Такого рода конспирологические построения, безотносительно их истинности, весьма притягательны для читателей, так как создают видимость погружения в закулисье Московской патриархии и ощущение приобщенности к «тайному знанию». В условиях, когда реальные мотивы церковного руководства скрыты от глаз, такие построения нужны как минимум для заполнения информационной пустоты. Но у них есть одно очень слабое место — они представляют патриарха Кирилла зависимым и безвольным руководителем, которым манипулируют разные группы.

В реальности же все гораздо прозаичнее и проще. Единственный мотив патриарха в его кадровой политике — это оттенить свой тонкий ум толстыми брёвнами. То есть окружить себя ничем не примечательными серыми исполнителями, которых можно легко заменить на таких же не запоминающихся функционеров.

Например, Савва (Тутунов), с его образованием, культурным уровнем и настроениями, вполне мог бы стать ярким и харизматичным московским викарием. Но нет, он избран формальным епископом Зеленоградским, без викариатства. Зато Фома (Демчук), который понемножку успел побыть и викарным, и правящим архиереем, а больше особо ничем и не примечателен, получает в управление два викариатства и монастырь.

Кстати, из семи нынешних управляющих викариатствами трое получили духовное образование заочно, один был иподиаконом и, скорее всего, тоже особо не учился, один был быстро рукоположен и направлен на приход. Мы специально не указываем имена, потому что это не критика отдельных лиц, а критика порядков. Образованность не является основным критерием для церковной карьеры.

Так что дело не в кланах, а вернее, не столько в кланах, которые, конечно, существуют, но представляют собой не тайные ордена внутри РПЦ, а просто группки связанных между собой на личном уровне лиц, которые, бывает, друг друга тянут, а бывают — и топят. Вернее было бы сказать, что общий дух времени, господствующая в стране власть, общественные запросы и тенденции — это те волны истории, которые выносят на поверхность церковной жизни разную пену. Сменится политическая ситуация — и все эти сегодняшние образы и типажи канут в небытие. Нет, никого не будут уничтожать, они сами легко переобуются и наденут ту маску, которую подаст им жизнь.

Источник

Фото: хиротония архим. Саввы (Тутунова) в епископа/Сергей Власов/patriarchia.ru

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: