Неужели вы не чувствуете той пронзительной душевной боли, которая стоит за исповедями «бывших»?

4 декабря 2019 Екатерина Седова

Я верующая, пришла к осознанной вере в 1997 г., член РПЦ МП. И я хотела бы обратиться к критикам сайта «Ахилла», которые, насколько я могла заметить в Интернете, обвиняют этот сайт в предвзятости, преувеличениях и искусительности для православного люда.

Рассчитываю, что хотя бы несколько критиков такого рода прочитают ниженаписанное.

Правда или преувеличение?

На этом сайте я впервые побывала около месяца назад и знакома пока еще далеко не со всеми материалами, но те болевые точки, которые тут затрагиваются, не являются ни преувеличением, ни клеветой, что очевидно каждому человеку, чей «стаж» в лоне РПЦ насчитывает хотя бы 10 лет.

Кстати, с изумлением для себя и совершенно неожиданно нашла здесь материал о запрете в служении священника, которого лет 15 назад немного знала, в то время, когда он был еще дьяконом. Это был честный, простой и открытый человек, немного наивный, но с горячим сердцем и искренне веровавший в Бога. Помня, каким он был, у меня нет сомнений в правдивости его повествования. Думаю, что не нарушу правил сайта, назвав его имя, — о. Димитрий Ларионов.

Итак: лично у меня нет оснований считать свидетельства авторов «Ахиллы» преувеличением, ложью или предвзятостью.

В кого бросить камень?

Да, в РПЦ можно найти представителей духовенства, одержимых патологической любовью к деньгам и красивой жизни; да, увы, на приходах и в монастырях можно наблюдать и непорядочность, и жестокость, и равнодушие, и подлость. И да — не каждый человек может вынести это явное несоответствие между призывом Евангелия и нашей церковной реальностью. Вынести и устоять в вере… Выдержать и найти силы противостоять человеческому несовершенству и несовершенству системы, исповедуя принцип «малых дел», делая то благое, что можешь, и при этом упражняться в постоянном терпении… Не все на это способны. Но, быть может, в том, что люди вынуждены уходить из Церкви, что система ломает их души и жизнь, виноваты в первую очередь мы, как представители церковного сообщества, к какому бы слою мы ни принадлежали: к слою высшего церковного духовенства или к мирянам? Повторю здесь банальную вещь: фразу известного исследователя сект «культы — это неоплаченные счета церквей» можно, видоизменив, применить к нашей же ситуации, ведь люди, которых мы потеряли, которые ушли из Церкви — куда бы они ни ушли — в атеизм, католицизм, адвентизм, еще в какой-нибудь «изм» или в никуда, — это наши с вами неоплаченные счета.

Осудить или понять?

Уважаемые критики «Ахиллы», читая тексты, выложенные на этом сайте, тексты, написанные теми, кто ушел из РПЦ, из монастырей, кто отошел от нашего церковного сообщества, кто снял сан, кого запретили и т.д., обвиняя этих людей или снисходительно усмехаясь с вершин своей благополучной правоты, вы не чувствуете той пронзительной душевной боли, которая зачастую стоит за их исповедями?

Вы можете сколько угодно потешаться над неофитской наивностью ожиданий, но разве вы не видите, что за иллюзиями, ныне разбитыми вдребезги, когда-то стояла чистота сердца?

Вам, быть может, не нравится здешняя резкость высказываний, иногда — грубость суждений, но, по-моему, не нужно быть гением от психологии, чтобы понять, что сарказмом люди прикрывают здесь раны, что за их резкостью слышна неподдельная боль, что ожесточенность некоторых обвинений — лишь обратная сторона обоснованного возмущения, порожденного оскорблением лучших человеческих идеалов, порывов и стремлений, которые когда-то жили в людских душах? Жили… пока их не убили.

Неужели вы не понимаете, что этот сайт могли создать только люди, искренне неравнодушные к жизни Церкви и ее проблемам?

Например, однажды узнав о том, что в РПЦ есть архиереи-гомосексуалисты, как на эту информацию отреагировали вы лично, вы, читающий эти строки? Неужели вы не ощутили жгучего стыда и острой боли за попрание в самом сердце церковного сообщества элементарных основ христианского благочестия? Или вы не ощутили ничего и вам было все равно? Но в этом случае вам и сейчас, и потом будет все равно

Как отнестись?

Я лично совершенно не осуждаю священнослужителей и монашествующих, которые оставили сан или покинули монастырь. Напротив, я уважаю этих людей за их честность и глубоко сопереживаю им, так как такой выбор не дается думающим людям легко.

Пусть я максималист, но я считаю, что монах (или послушник), раз и навсегда утративший веру, просто обязан покинуть монастырь. Вы с этим не согласны? А по-моему, это честный и последовательный поступок, который свидетельствует о том, что человек не пытается обмануть себя и не вводит в заблуждение окружающих самим своим статусом монаха, то есть человека, посвятившего свою жизнь Богу. Посвящать жизнь Богу, в Которого не веришь, может разве что прожженный карьерист.

А те, кто не утратил веры, но в «перекосах» монастырской системы не находят для себя ничего, кроме вреда, причем духовного вреда в первую очередь? Какой смысл в таком монашеском «делании»? Может быть, в миру, без необходимости подчиняться «слепым вождям, ведущим в яму», этот человек обретет и духовный рост, и душевный покой, и жизнь его принесет пользу и ему самому, и окружающим…

Священник же, который «выгорел» и не может служить и нести свет Христовой веры, а лишь «работает» в силу необходимости, инерции и по принципу «а куда я пойду, если уйду», никак не сможет долго скрывать свое подлинное мировоззрение, отношение к Богу, вере, Церкви, людям. Ведь, надеюсь, вы согласитесь, что служение в храме Божьем, предстояние перед Престолом — это не театральное представление, где актеры исполняют роли в спектакле по определенному сценарию. И не стоит тешить себя мыслью, что прихожане слепы и ничего не понимают в людях, в том числе и в тех, кто служит в алтаре. Как гласит мудрая русская поговорка, «каков поп, таков и приход», поэтому к разочарованному пастырю, вынужденному трусливо лицемерить и прогибаться, потянутся такие же лицемеры-прихожане, люди, ищущие в жизни только сиюминутной выгоды, а в глубине души, возможно, не верящие ни во что. И сколько мы все знаем таких священнослужителей с безразличным взглядом, холодным сердцем, весь интерес и все средоточие помыслов которых сконцентрировано с определенного времени лишь на одном — на деньгах и на личном семейном благополучии. Такие «отцы» рассматривают все остальное (включая Самого Господа Бога и служение Ему) лишь как средство для достижения только что названных целей. Извините, но зачем нужны такие пастыри: в какое болото они заведут пасомых? Так не честнее ли им уйти? А если уйти честнее, и такие люди действительно уходят, то за что их осуждать?

«Ахилла» − польза или вред?

Мне представляется, что адекватный здравомыслящий человек всегда, в любой ситуации, предпочтет смотреть на жизнь без прикрас, без «розовых очков». Хотя бы потому, что любые иллюзии чаще всего разбиваются о реальность жизни.

Если же разбиваются иллюзии, которые лежали в основе веры, то часто умирает и сама такая «вера». Тут все логично: вера, основанная на иллюзиях, это вера, основанная на обмане или самообмане. Весьма непрочное основание, согласитесь…

Материалы, представленные на сайте «Ахилла», помогают понять мирянам (людям, зачастую непосвященным в детали внутрицерковных проблем, но все равно замечающим церковные «неполадки») положение дел в церковной системе, увидеть изнанку внешне красивой церковной жизни, обнажают проблемы, которые так или иначе касаются каждого православного христианина, члена РПЦ.

Это хорошо хотя бы потому, что признание проблем, трезвый взгляд на существующие проблемы дают надежду на их преодоление, пусть частичное, пусть постепенное…

Священникам и архипастырям лучше было бы не отмахиваться от таких материалов и не закрывать на них глаза, а честно признать существующую болезнь и попытаться что-то изменить. Согласитесь, что видя раковую опухоль и зная о ней, глупо прятать голову в песок и рассчитывать, что она рассосется сама по себе, поругивая одновременно с этим тех, кто отказывается скрывать проблему, а напротив — бьет о ней в набат…

Не лучше ли поблагодарить людей, взявших на себя смелость открыто рассказать общественности о сложившейся внутрицерковной жизни, не полезнее ли выслушать эти свидетельства и предпринять хоть какие-то шаги к исправлению ситуации, пока еще не все потеряно?

Я понимаю, что надежда на перемены к лучшему многим покажется наивной, но куда мы придем, если не задумаемся и ничего не изменим?

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: