Независимость — главная беда РПЦ

2 октября 2019 Егор Владимиров

Просматривая новостные ленты с сообщениями в условной рубрике «Новости духовности» (все, что касается тех или иных религиозных институтов в различных странах мира), безусловно, сравниваешь зарубежные практики с российскими и в случае несовпадения практик пытаешься понять — а возможно ли в принципе «попробовать сделать такое в России», и если невозможно, то почему.

Ну вот, представим себе, например, такую картину. Областной центр в нескольких сотнях километров от столицы, такая вот классическая провинция — миллион жителей всего, а в самом городе — пара сотен тысяч. Естественно, одна из главных достопримечательностей областного центра — монастырский комплекс (в стране с наличествующим господствующим вероисповеданием без него никуда). И в этом областном центре практически на пустом месте разгорается немалый скандал — настоятель вот этого самого монастыря, который основная достопримечательность, уличается в том, что обжимался с молоденьким продавцом в магазине, а кто-то это дело заснял на видео, выложил в соцсети и пошла реакция.

Причем реакция пошла нешуточная — уже через неделю примерно сотня верующих (не забываем, что в городе живет пара сотен тысяч) вышла к монастырю с демонстрацией протеста, требуя убрать настоятеля от слова «совсем», а возглавлял демонстрацию председатель местного райисполкома. Помитинговали, значит, возле святой обители, потом пошли к областному управлению по делам религий, а заодно и к областному руководителю централизованной религиозной организации — побеседовать. Все в том же составе в сотню человек с лишним. И там, и там пообещали принять меры и разобраться, как только настоятель вернется из командировки в столицу.

Настоятель, вернувшись на следующий день из столицы, обнаружил, что стал фигурантом уголовного дела: юноша-продавец написал на него заявление за непристойное поведение. Тут же обвиняемый в непристойном поведении был расстрижен областным руководителем централизованной религиозной организации, препровожден в камеру — ну а там следствие покажет, 84 дня у него на это по закону есть. При этом, что характерно — нет ни выступлений известных иерархов об «антицерковной кампании», блогеры не спорят до хрипоты о том, было ли видео смонтированным, и о том, выгодно ли это условному «вашингтонскому обкому». Все, забыли и живем дальше, даже не первополосная новость.

История эта не выдумана — вполне себе стандартное событие для тайской буддийской сангхи; месяца не проходит, чтобы кого-нибудь не посадили то за изнасилование, то за наркотики, то еще за что-нибудь. При этом очевидно, что в России такое развитие событий невозможно в принципе — ну не среагирует оперативно и жестко ни государственная машина, ни церковная бюрократия «господствующего вероисповедания». Это не говоря уже о глубокомысленных «диванных экспертах», которые будут вещать и об «антицерковной кампании», и о «попытках расшатать духовные скрепы», и о многом другом — ну, по утвержденной методичке.

Разница между господствующими религиозными институтами в Таиланде и РФ состоит только в одном: Сангха зависит от общества, а вот РПЦ от общества полностью независима — как в целом, так и в лице каждого из ее представителей. И именно вот эта независимость дает возможность представителям РПЦ вести себя как угодно — они прекрасно знают, что зависят они от вышестоящего звена своей же организации, но никак не от общества.

А вот когда тот или иной институт зависит от общества, то в случае не одобряемого обществом поведения отдельных его представителей и со стороны государства, и со стороны этого института следует очень быстрая реакция, и нарушителю общественного порядка быстро и четко прилетает прямиком в голову. Совсем не потому, что все так защищают общественную мораль — нет, это всего лишь инстинкт самосохранения: если сегодня покроешь одного и убережешь от общественного недовольства, завтра прилетит уже всем без разбора.

Именно поэтому независимость РПЦ и является ее главной бедой. Впрочем, многие ее представители, как можно судить по криминальной хронике, придерживаются — пока что — иного мнения. Так что лучше не будет — хотя оно и понятно, по большому счету, проблемы института, который от общества не зависит и общество не представляет, общество не волнуют.

Фото: bangkokpost.com

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: