Ничего католического в пассии нет

15 апреля 2019 Викентий Синичкин

Спор о пассии продолжает привлекать новых авторов.

***

Когда я слышу стандартную, назойливую фразу «ну, пассия — это же католическая служба», я тут же прошу конкретизировать, что именно католического в пассии. Тык-мык, «ну… вот это вот… самое… ну вот там есть… вот такое вот…»

Пассия действительно была введена в XVII в., однако не как униатский обычай, а вопреки (!) и в противовес унии, как и все, что делалось тогда в Киеве и вообще Малороссии для противостояния католичеству.

Шел 1629 год, уния уже более тридцати лет довольно успешно продвигалась с Волыни и Галиции на Восток, но, благодаря казакам, была остановлена на подступах к Киеву. До конца XIX в. пассия не покидала пределов Украины, и только с начала ХХ в. начинает утверждаться как повсеместный обычай и в России. Таким образом, для России пассия — это уже столетняя традиция.

В Киево-Печерской лавре пассия совершалась только в одном, Крестовоздвиженском храме на Ближних пещерах. Сам дух этой церкви располагал к этому. Служили не по воскресениям, а в 1-4 пятницы Великого поста (что более логично), и она была «добавлением» к малому повечерию. Местные иконы Спасителя и Божией Матери в иконостасе заменялись иконами Христа и Богородицы в страстном образе. Даже свечи были «постные» — зеленого цвета (вообще, цветам в Киево-Печерской лавре придавали большое значение, у них даже традиция богослужебных облачений до революции была совершенно иной, чем сейчас). На пассии собирались толпы народа.

В чем же была тогда и остается сейчас притягательность этого чинопоследования?

Отец Георгий Флоровский говорил, что Русская Церковь — самая «западная» изо всех Поместных в том смысле, что она действительно переняла в себя очень многое из Запада, но «пережевала» и «переварила» его. То же самое, на мой взгляд, произошло и с пассией. Западные чины, похожие на эту службу, были скорее не богослужением, а мистерией, театральной постановкой — с хором, оркестром, иногда даже ксендзы одевались в соответствующие костюмы — Пилата, сотника и т.д. Но ничего подобного мы не увидим в православной пассии. Это не концерт и не спектакль, это именно полноценное великопостное православное богослужение! К тому же, неравнодушные священники и архиереи потрудились вычистить его от католических моментов, которые, все же, время от времени проникали. Например, этим занимался митрополит Варшавский Дионисий, который в тридцатые годы ХХ в. издал чин пассии, по которому до сих пор служат многие канонические приходы на Украине, а также раскольники и греко-католики.

Чтобы понять, зачем ввели такую службу, нужно вспомнить о том, что наш исконно-русский подход к проблеме — это сделать вид что ее нет. А вот Петр Могила, несмотря на то, что его за католичество «окаянное» принято только ругать, был человек далеко не глупый. Он понимал, что православному народу нужно дать что-то свое — похожее, но свое, и, тем самым, ответить «конкурентам». Ведь в то время принято было «ходить друг ко другу», чтобы слушать песнопения и смотреть службу (радио и кино еще не изобрели). Даже иудеи приходили на Подол в храм, где регентовал Ведель, и в притворе слушали его «На реках Вавилонских» (в Киево-Печерскую лавру вход для них был запрещен).

Лично для меня пассия ценна хотя бы тем, что это хоть какое-то внеуставное, внебогослужебное последование, которое очень полюбилось и прижилось в нашем народе. Даже для тех настоятелей, у которых вместо мозга — «Богослужебные указания» да циркуляры архиерея, которые думают, что в уставоисполнении своем услышаны будут и им спасутся, даже для многих из них не вопрос послужить пассию. Служба оставляется на совесть настоятеля, поэтому здесь момент свободы и творчества вполне допустим.

Популярность пассии для меня также объяснима тем, что, действительно, темы Креста и Страстей в посту нет, хотя сам Великий пост как бы приурочен к Пасхе. Да, можно вспомнить про Крестопоклонную, про десятки средо-пятничных трипеснцев, канонов, стихир, седальнов, однако, своим планомерным вы-читыванием и вы-певанием служб мы сами добились того, что их никто не слушает, включая хор и псаломщика.

Долгое время я думал, что самым католическим моментом в пассии является поклонение язвам Христовым, пока в Триоди не нашел такой тропарь: «Язвам покланяемся Твоим, Жизнодавче, имиже греха страстей избавльшеся, честным Крестом Твоим познахомся запечатствовани, во спасение и заступление от всякаго прилога вражия» (сырная пятница, 9 песнь). Авторство, вроде Иосифа песнописца (или Иосифа Солунского). Так что даже этот элемент, несмотря на то, что любовь к анатомии — это, в первую очередь, католическая «фишка», не особо-то чужд был песнописцам Востока. Да и многие песнопения Триоди и Октоиха рисуют нам картину распятия куда более яркую и красочную, чем этого хотелось бы «пассийным» недоброжелателям.

Наконец, пассия — служба трогательная. Если даже не будоражить свое воображение сценами крови и насилия (а людям с воспаленной фантазией действительно пассия может пойти во вред), то все равно достаточно ярко и живо можно увидеть сцены Голгофы. При этом я не отрицаю того, что для некоторых пассия — лишний повод «пощекотать» нервы. Ну не было раньше кинотеатров, которые бы крутили страшилки и триллеры, поэтому люди восполняли этот «пробел» в своей душе чтениями житий мучеников да пассиями.

Поэтому на вопрос «нужна ли пассия» я бы ответил утвердительно, ведь ее содержание — это сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Его Крестной смерти. Этим она помогает верующим углубить покаянный дух и продолжать великопостное поприще.

На вопрос же «католическая ли это служба» я бы ответил резко отрицательно, потому что, как человек, очень хорошо знающий православное богослужение и интересующийся богослужением и духовностью католиков, могу определенно сказать, что лично я, спустя многие годы раздумий по этому поводу, ничего собственно католического в ней не нашел. А что нам кажется католическим — есть собственно наше, общехристианское. Если на русском холодном и суровом севере не понимают этого — сделайте скидку на то, что южным народам (украинцам в том числе) эта служба необходима и близка.

Но к самому чинопоследованию у меня есть несколько замечаний для обсуждения:

  • Евангелие читать лучше, конечно, начиная с Тайной вечери, чем непосредственно с суда у Пилата;
  • прокимен «Разделиша» можно сделать великим, включив в него, помимо 2 ст., еще 13 и 17 стт.: «Обыдоша мя тельцы мнозии, юнцы тучнии одержаша мя», и «Пронзиша руце Мои и нозе Мои» (вместо «ископаша» — «пронзиша» — как в Синодальном тексте);
  • служить Пассию лучше по пятницам. Конечно, вряд ли придет столько народа, как в воскресение, но можно продумать вариант, как ее «вмонтировать» в пятничную Преждеосвященную.

Фото: lavra.ua

Читайте также:

Обсудить статью на форуме

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: