Нижегородская епархия: приходы грабятся, попы не голодают, возмущений нет

13 февраля 2019 Ахилла

В «Ахиллу» продолжают поступать данные о финансовой составляющей жизни епархий РПЦ, или о «коррупции», как это изволил назвать недавно митрополит Иларион (Алфеев). Хотя тут правильнее говорить просто о дани, собираемой баскаками (благочинными) в пользу ханов (епископов), а те уже передают часть дани в Ставку — в Золотую Орду (патриархию) верховному хану (патриарху). (Хотя обычно данники платят напрямую в бухгалтерию местного хана, просто отстегивая баскаку его процент.)

Как финансовый оборот выглядит ныне в уже известной нам Нижегородской епархии, возглавляемой знаменитым митрополитом-вертолетчиком Георгием (Даниловым), нам рассказывает анонимный источник с «земли».

***

Итак, весь доход в храме с кружек и церковной лавки — это оборот, 100%.

30% оборота — налог в епархию.

Еще 30% — зарплатный фонд работникам прихода. Духовенство получает зарплату в храме по фиксированной ставке — для клириков не меньше 30 т. р. Настоятель может получать полный оклад только в одном храме, а в других — долю и только с разрешения архиерея.

Приход оплачивает жилье духовенству и регенту во время практики (год певческой практики в училище). (Пояснение священника Дмитрия Терехина: несколько лет назад регенту жилье не оплачивалось, дьяконам на жилье давалось не более 10 т.р., священникам — не более 15.)

Оформление духовенства на приходе по трудовой с отчислениями в фонды.

Зарплаты свечниц и уборщиц — не выше 10 т.р.

Зарплаты певчих разные, обычно маленький оклад, добирают на выходах (выход — 350-600 р.).

За визит архиерею ничего не платится, конвертиков нет. Взносы ему на именины и другие праздники — 2-5 т.р.

Протодьякону за визит — 3 т.р., иподьяконам — 1.5-2 т.р., хору — по 1.5 каждому певчему.

40% от оборота остается в храме. Из этих денег покупается товар — только на епархиальном складе с его наценкой. Из этих же сумм оплачиваются: печатная продукция просветительского центра, взносы на гимназии, семинарию, епархиальные отделы, коммунальные услуги.

Существуют епархиальные нормы внешнего вида облачений. В каждом храме должен быть набор облачений и на престол-жертвенник, и на духовенство всех цветов.

Пошив облачений — по графику в епархиальном ателье, в обязательном порядке.

У митрополита каждую службу — новое облачение.

На приходах есть штатные катехизаторы, минимум две беседы перед крещением.

Требы за плату, но можно оформить социальное крещение или венчание.

Есть касса поповской взаимопомощи, туда перечисляют из личных денег рублей 500.

На ремонт и текущие нужды остается очень мало.

Сметы ремонта и прочего оформляются через епархиальный сметный отдел.

Росписи и реставрация делаются принудительно по благословению архиерея в аффилированных фирмах.

Приходам, влезшим в долги перед епархией, сокращают штаты и обязывают другие приходы платить долги за них (так благочинные свои приходы спасают).

Привоз святынь внутри епархии — без отката архиерею, из других епархий — с откатами.

За выплатой жалования клирикам и ремонтными работами митрополит следит лично — тут все боятся. Это приводит к тому, что нет поповской клановости, нет поповского беспредела, хотя приходы грабятся епархией.

Митрополит строит гимназии, и в Москву деньги отправляет.

При рождении ребенка митрополит может помочь, дать тысяч 30. Если написать прошение на матпомощь, то его рассмотрят, но какую сумму дадут — зависит от отношения архиерея. Если священник пьет — дадут меньше.

Бесправность духовенства покупается относительной сытостью, а также переводами с места на место. Все к этому привыкли, поэтому деятельности на местах почти нет. Каждый священник приписан к школе, с которой должен вести диалог и работу, но на практике все сводится к отчетам о линейках. Лишь единицы занимаются открытием семейных центров. Тех, кто сами строят, ищут спонсоров, не спрашивают денег в епархии — ставят на епархиальном собрании в пример, называют подвижниками тех, кто держит приход в плюсе.

В общем, попы голодными не сидят, возмущений нет, потому что в основном священники — это рядовые жрецы. Возмущаются только попы с образованием, мечтатели об идеальной церкви с автономными общинами.

***

Священник Дмитрий Терехин дополняет предыдущего автора рассказом о том, как обстояла финансовая жизнь в той же епархии 3-6 лет назад:

Каждому приходу, даже самым бедным сельским, выставляется задание по денежным отчислениям на весь год. Выдается задание в начале года — в январе, на основе финансового отчета за прошедший год.

Епархиальным складом, с которого каждый приход обязан брать товар, заведует брат митрополита, Данилов Иван Тимофеевич. Покупать что-либо где-либо за пределами склада — запрещено. И если о таких закупках станет известно начальству епархии — на приход будет выписан штраф, а священник подвергнется наказанию. (Существует система штрафов за многие «нарушения».)

Облачения, пошитые в епархиальном ателье, стоят в два раза дороже, чем в розничной продаже в Москве. Так, например, подрясник в Москве стоит 4800 рублей, а в ателье епархии — 10 000 рублей. Наличие у священника личных одежд, подаренных и проч. — не учитывается. На каждого есть разнарядка (раз в год — подрясник, подризник, раз в два года — ряса, и так далее).

Кроме священнических одежд, руководство требует обязательного пошива в ателье разных вещей для храма: завесы на царские врата, облачения на престол и жертвенник. Наличие собственных швей и множества комплектов разных тканей никого не волнуют. Некоторые наименования (например, плащаница, используемая один раз в год) стоят до 120 тысяч рублей. Деньги эти тоже тянутся с прихода, а если у прихода нет денег — объявляется сбор по бабушкам-прихожанкам, часто с угрозами снять священника, если не соберут деньги, и другим шантажом.

Сборы на подарки митрополиту — из личного кармана священника, от 1 до 10 т.р.

Еще вид поборов — это когда приходы обязывают оплачивать работу сотрудников епархии или оплачивать квитанции за разные бумаги. Например, епархия оформляет на себя приходской храм в свою собственность (именно юрлицо — епархия, а не приход, у которого свое юрлицо), а оплачивают все приход и прихожане. Эти суммы разные: от десятков до сотен тысяч, в зависимости от того, что оформляют: землю или здания.

Следующий вид поборов — на рекламные щиты вдоль дорог, где рекламируют паломничество в Дивеево и другие богатейшие монастыри и туристические места.

Также приходы должны в обязательном порядке выкупать печатную продукцию издательского центра при митрополии с названием «Глагол». Это журналы, брошюры, листовки и книги. Дальнейшая их реализация никого не волнует. В принудительном порядке каждому выдается план — и настоятель должен не только выкупить, но и за свой счет вывезти печатную продукцию из Нижнего Новгорода. Поскольку, бо́льшая часть этой продукции такого содержания, что никого не интересует, то нам, да и многим другим, приходилось ее ежемесячно сжигать.

Еще один вид поборов — обязательный выкуп билетов на мероприятия. Например, когда исполняли произведения митр. Илариона (Алфеева) в Нижегородском Оперном театре. Ряд приходов выкупает билеты, но на концерты никто не едет, так как нужно еще организовать доставку.

Еще один вид поборов — закрепление за каждым приходом обязанности ежегодно устанавливать большие поклонные кресты в разных населенных пунктах, вплоть до деревень, в которых уже никто постоянно не живет. На кресты есть нормы: не менее 6 метров в высоту. Стоит один такой крест от 80 тысяч рублей. Плюс установка, а перед этим — оформление земли.

На мой приход вешали по пять таких крестов в год, но я не мог поставить ни одного, потому что на это не было ни копейки.

В принудительном порядке со священников требуют сдавать ежемесячно деньги в кассу взаимопомощи епархии. По 500 рублей в месяц. Сдают не все, тех, кто отказывается, прессуют.

Приезд на приход архиерея и любой проверяющей комиссии — это дополнительные большие расходы. Это почти всегда роскошная трапеза со столами для владыки и его окружения, куда изысканные блюда и напитки часто закупаются и готовятся по заранее оговоренным требованиям службы протокола митрополита.

Кроме трапезы — подарок. Как правило, это дорогая писаная икона стоимостью от десятков до сотен тысяч рублей. Обязательно несколько шикарных букетов цветов, стоимостью от 5 000 рублей. Конвертик для каждого из свиты архиерея.

Если говорить конкретно о храме, где настоятелем был я, то это сельский бедный приход. Мне удалось поднять в нем оборот до 80 тысяч рублей в месяц (в среднем по году). Из этих денег на ежемесячный налог уходило около 25 тысяч, на прочие поборы еще примерно 25 тысяч. Оставшиеся 30 тысяч распределялись на зарплату мне, сотрудникам и на оплату коммунальных услуг. Без целевой помощи спонсоров у храма давно бы уже отключили и свет, и газ. Ремонт и прочее — чисто на энтузиазме людей и настоятеля.

Каждый богатый храм епархии для архиерея как личный киоск или торговая точка. Был свидетелем того, как звонят доверенные лица настоятелям крупных приходов и говорят, до какого времени какую сумму предоставить. Невыполнение такого требования карается переводом с понижением.

До священства мне некоторое время довелось поработать в торговом бизнесе, а именно помощником руководителя немаленькой торговой сети бутиков при гипермаркетах. Могу сказать, что бизнес светский и бизнес епархиальный мало чем отличаются. И митрополит на собраниях духовенства откровенно говорит в категориях такого бизнеса: ротация кадров, проходимость в воскресный день и прочее…

Вместо послесловия

Из последнего интервью с митрополитом Нижегородским Георгием:

«…Всем молодым людям хочу пожелать впитать слова псалмопевца Давида, который говорит: Господи, … сердце чисто созижди во мне и дух прав обнови во утробе моей (Пс. 50:12). Чистота сердечная — одна из высших добродетелей человека. Мы говорили с вами, как важно услышать голос Божий, но в Священном Писании читаем, что только чистые сердцем Бога узрят (Мф. 5:8). Бога можно увидеть только чистым сердцем. Поэтому желаю молодым людям хранить чистоту сердечную, не разрушать ее, и тогда Господь будет с вами, а вы сможете выбрать правильный путь жизни.

…Главная цель нашего диалога с молодежью состоит в том, чтобы помочь молодому человеку понять, хочет ли он свободы от Бога или свободы в Боге, быть рабом Господа или рабом греха и своих страстей, услышать слова апостола Павла: К свободе призваны вы, братья».

Фото: nne.ru

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: