Нужно ли сейчас СМИ для «продвинутых» православных?

3 апреля 2019 Алексей Плужников

В последние дни в сразу в нескольких блогах довольно известных авторов на фейсбуке стали обсуждать тему, указанную в нашем названии. Мол, долгие годы существовали (да и до сих пор существуют) православные СМИ для «новоначальных» и «сомневающихся», где туповатому и простоватому стаду бесконечно разжевывают, когда у нас празднички, как надо молиться-поститься-исповедоваться, цитатки святых отцов, постная кухня, рецепты куличей и «как радостно сияло солнышко на куполах нашего храма во время посещения владыченьки!». Мол, надоело, тридцать лет все новоначальные да новоначальные, пора бы обсуждать те серьезные вещи, которые нужны «продвинутым пользователям». Правда, тут мнения расходятся — а что надо-то этим самим «опытным» и надо ли им что-либо вообще? Нужно ли им какое-то СМИ или и так уже все понятно, обсуждать особо нечего, новостей нету, а если и хочется что-то «вумное» почитать, то вот вам пару-тройку ссылок на наших любимых блогеров, вокруг которых собралась своя тусовочка и которым смотрят в рот, что бы они ни сказали.

А действительно, какие у нас есть православные СМИ, которые в последние годы практически полностью перешли на сугубо интернет-формат?

Ну, Патриархию.ру нельзя называть всерьез СМИ — это просто бюллетень официальной информации, так же как и «Журнал Московской Патриархии» (который всех попов заставляют выкупать, но никто эти глянцевые страницы даже не листает, они пылятся по углам в храмах).

Также еще остался в бумажно-глянцевом виде «Фома», про который еще лет десять назад мне рассказывал анекдот друг, настоятель сельского храма: «Я спрашиваю приходского библиотекаря: „Ну как, народ берет „Фому““? — „Нет, они смотрят, написано: „для сомневающихся“ — и не берут!“»

Когда-то, в самом начале существования, «Фома» был для многих таким светом в окошке интеллигентного православия. Но в итоге он стал гламурным журналом на общую тему «посмотрите, как круто верить — вот вам интервью верующего актера, музыканта, телеведущей, политика, вау!» А после того, как господин Владимир Легойда стал главой СИНФО, «Фому» стали навяливать тоже в обязательном порядке на епархиальных складах.

Еще есть мегапортал «Православие.ру», который многие воспринимают как главный неофициальный ресурс РПЦ, курируемый митрополитом Тихоном (Шевкуновым). Разумеется, на этот портал не попадет ничего, хоть на миллиметр уклоняющегося от курса партии. А мощь аудитории портала достигается административно — абсолютно все епархиальные сайты перепечатывают материалы с Православия.ру и дают на него ссылки.

Есть еще один мегапроект, который довольно долго считался «либеральным», — «Православие и мир». Правда, либеральным он пробыл до 2013 года, до тех пор, пока им не велели выгнать со своих страниц протодьякона Андрея Кураева, начавшего тогда критику гей-лобби в связи с историей вокруг Казанской семинарии. А потом и других, не в меру либеральных авторов. Начиная с 2014 года, Правмир полностью перешел на политику поддержки партии, которая включала в себя антиукраинскую риторику, зато приобрел высокого покровителя в лице министра культуры Владимира Мединского, правда, за это покровительство пришлось платить — лебезить перед спонсором и восхвалять на своих страницах его деяния. Но зато потом главред Правмира Анна Данилова сподобилась и государственных премий.

В последние пару-тройку лет Правмир уловил тренд: либерализм умер, консерватизм плотно занят другими ресурсами, типа Православия.ру, поэтому было выбрано стратегически верное решение: Правмир переключился на «социалку», создал благотворительный фонд. Ну а православие осталось некоторым довеском, с одним и тем же набором батюшек, авторов и безопасных тем.

Есть еще сайт «Русская народная линия», который годами считался маргинальным, ультраправым, критиковавшим жестко даже патриарха. Но в последние годы портал зарегистрировался как СМИ, стал надеяться на госдотации, поэтому риторика изменилась, да к тому же и политика государства и патриархии неожиданно резко приблизились к тому направлению — антиукраинскому, антилиберальному, антиоппозиционному, — которое исповедует и РНЛ. В итоге, маститые и уважаемые батюшки регулярно дают интервью и комментарии ресурсу, общаться с которым, казалось бы, должны брезговать все приличные люди.

Ну, был и есть еще ультраправый «Благодатный огонь», но там своя тусовка, у которых сплошной апокалипсис и апостасия круглосуточно.

Есть ничего из себя не представляющие ресурсы, типа Православие.фм, «Рублев», портал для официозного общения попов и архиереев «Пастырь».

Конечно, есть умеренно либеральный блог портала «Предание», но материалы там выходят редко и аудитория у них незначительная. «Предание» всеми воспринимается скорее как библиотека полезных материалов, так же, как и «Азбука веры».

Это вроде бы основной набор «православных СМИ».

Есть сейчас и другое направление, куда более популярное и все более набирающее обороты: это видеоблоги, или влоги. Сейчас огромное количество батюшек вмиг стали видеоблогерами, тем более, это так незатратно: включил камеру в мобильнике, едешь себе в авто на службу в храм или на требу, и треплешь языком о том, о сем — привычка ведь выработалась — болтать на амвоне от ветра главы своея. Народу нравится, народ слушает, подписчиков тысячи, а у кого-то и десятки тысяч. Кто-то, вроде знаменитого белорусского «Батюшка ответит» Александра Кухты, даже старается более профессионально подходить к съемкам и монтажу своих роликов. Правда, и тут отцы держатся в рамках, а то некоторым уже запретили публичную деятельность через YouTube за слишком «смелые» или скандальные высказывания.

Есть немало пишущих блогеров, особенно в фейсбуке, имеющих большую читающую аудиторию. Этим блогерам уже, действительно, не нужны никакие СМИ для публикаций, тем более, что сейчас на «гонорар» могут скинуться читатели напрямую, не надо клянчить у редакции жалкие рублишки.

Ну, конечно, отдельно стоит блог «самого» отца Андрея Кураева, хотя сейчас многие спорят — стоит ли его считать православным блогом или уже нет.

С другого фланга, так сказать, стоят «околоцерковные», или антицерковные (как их называют некоторые) ресурсы. Например, старожил — портал Кредо, который в основном занимается агрегацией чужих материалов и отличается определенной позицией, с поддержкой кого угодно, лишь бы не РПЦ — ПЦУ, ИПЦ и прочих. Но за годы православный народ привык их читать, потому что можно найти критические материалы в одном месте, не надо самим искать.

Есть блог в ЖЖ Kalakazo, иеромонаха Валентина Соломахи, который был некогда в РПЦЗ. Ему часто сливают внутреннюю кухню поповско-архиерейской жизни, особенно из Санкт-Петербургской епархии (сам Соломаха живет в Питере). Особенностью этого блога является абсолютная неразборчивость — там публикуется ради хайпа абсолютно все, что присылается на почту — любой треш, записки сумасшедших и прочий мусор. Нам это хорошо известно, потому что некоторые авторы шлют свои тексты рассылкой: в «Ахиллу», Калаказо и Кураеву. В итоге все психи и неадекваты обязательно будут опубликованы на страницах Калаказо.

И в комментариях там творится такой же «треш и угар» — мат, взаимные оскорбления, поток безумия и подобное. Но многим нравится — весело и скандальненько.

В последнее время был популярен своими «сливами» телеграм-канал Церквач, который, как говорят, имел доступ к документам патриархии, но, видимо, его то ли уволили, то ли вычислили, и теперь его активность поутихла.

Ну и да — есть «Ахилла». Тут мнения расходятся. Для одних мы антицерковный ресурс, чуть ли не антихристов, для других наоборот — слишком «православный», не могущий порвать свою связь с «гнилым» РПЦ. Православные либералы и консерваторы держатся от нас подальше, фыркают, мол, «Ахилле» лишь бы только критиковать и вообще «у них направление: щас мы вам покажем, как в РПЦ все ужасно». На диалог мы якобы не настроены (можно подумать, хоть кто-либо с кем-либо настроен, если не считать их собственный узкий кружок единомышленников). Да и вообще, «Ахилла» — это «для разочарованных» (забавно, что все эти мнения о нас были ровно такие же и два года, и год назад). Перепощивать «Ахиллу» тоже считается не комильфо — своя тусовка осудит да и «можно ли им верить?!». (Например, есть один забавный товарищ в фейсбуке, который два года назад прочитал на нашем ресурсе рассказ анонимного священника о своем служении в Чечне. Этот товарищ увидел в тексте фразу, которая показалась ему «фейком» — и с тех пор радостно бегает из блога в блог уже два года и всем вновь и вновь доказывает, какой нехороший «Ахилла» — фейки распространяет, нет им доверия! И плевать этому православному товарищу, что я могу поручиться, что автор — настоящий, честный священник, который служил там, и который говорит то, что видел и знает. Плевать — главное ведь «уже все понятно». Наверно, это и есть подход «продвинутого» православного.)

Некоторые фыркающие все же предполагают, что у нас, у «Ахиллы», «вроде бы даже своя аудитория» имеется. Представьте себе, имеется. В прошлом месяце двадцать тысяч всего не дотянули до полумиллиона просмотров за месяц.

Так нужны ли продвинутым православным собственные СМИ или достаточно читать десяток популярных блогеров? Не знаю, каждый пусть решает сам за себя. Но мы знаем, что есть большое количество людей, которые не являются ни знаменитыми, ни даже вообще блогерами. Их личную историю не возьмут ни в одно православное СМИ, а если они опубликуют свою историю в своем блоге, то читать ее будет некому — у таких авторов практически нет аудитории. И вот «Ахилла» существует для таких людей — не знаменитых, не «крутых», но таких, которым нужно поделиться своей болью, своим разочарованием, рассказать о своем пути. Нужно иметь ресурс, на котором аккумулируются такие рассказы. И вот уже два года мы регулярно получаем благодарности: «спасибо вам за такую-то историю, у меня была похожая, я теперь поняла, что я не одна такая, мне стало легче, я не одинока; я нашел на „Ахилле“ друзей, мне написали люди после моей публикации — и многие меня поддержали, сказали добрые слова…»

Вот ради таких людей и с такими людьми мы и работаем. И неважно, называемся ли мы СМИ или просто блогом; неважно, как нас определяют «продвинутые» — как православных или неправославных, «злых» или «обиженных»; неважно, что у нас нет «крутых» авторов, которые величаво роняют свое веское слово в толпу только за гонорар и громкие аплодисменты. Мы знаем, кому наша работа важна — и только это нам и важно.

Обсудить статью на форуме

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: