О богословском образовании и предубеждении

3 мая 2018 Ахилла

От анонимного автора.

***

Эта история случилась пару лет назад, когда я получала образование по специальности «Православное богословие». Это была программа профессиональной переподготовки. Я была вдохновлена возможностью изучать православную теологию, особенно после того, как «теология» приобрела статус научной специальности и в связи с этим стала преподаваться в светских вузах, а также после событий 2016 года в Гаване, имевших для меня большое значение. Сразу оговорюсь, я пришла туда уже будучи католичкой, но с верой в «светский подход» к богословскому образованию.

Кафедре на тот момент было три года, преподаватели и студенты только привыкали к учебным планам. Преподаватели на кафедру были взяты в основном из почти окончившего свое существование местного духовного училища. Соответственно, и предметы преподавались «по привычке» на том же уровне, что и среднее образование. Оттуда были переняты некоторые особенности именно духовного образования. Например, перед каждой лекцией студенты и преподаватели молились, в добровольно-принудительном порядке девушки должны были носить юбки. Некоторые преподаватели имели совершенно отдаленное от богословия образование (например, биология, психология) или не имели профильного высшего образования вовсе.

Я отучилась там год. Не без пассивных конфликтов, но в целом спокойно. И вот пришло время писать дипломную работу. Темы выбрали заранее. Мой научный руководитель (по совместительству еще и завкафедрой теологии) сказал, что я могу сдать дипломную работу, которую писала в другом вузе (в то время я заканчивала обучение по специальности «Религиоведение» и писала дипломную работу о Католической Церкви). Я прекрасно понимала, что тема работы не подходит для обобщения знаний по православной теологии и была готова писать на другую тему, однако меня четырежды заверили, что все в порядке и работа будет принята.

В то же время моя одногруппница попросила меня помочь ей с написанием ее ВКР. Так как мне не нужно было готовить свою работу, я согласилась. Тем более тема была для меня очень близкой и интересной (о милосердии в святоотеческой литературе). Пришло время защиты. В тот день мне позвонил мой научный руководитель и сказал, что мой диплом признан комиссией «еретическим». Я даже сперва не поверила и переспросила, но формулировка была именно такой. У меня еще была надежда на то, что просто мои изначальные предположения о несоответствии темы работы были верными. Хотя уже тогда меня насторожила фраза «еретические источники» (коими были труды католических святых и ученых-богословов). Но я не предала этому особого значения, так как была шокирована тем, что научный руководитель мог так серьезно ошибиться и не узнать заранее, подойдет ли моя работа под «формат» образования. В этот же день моя одногруппница сдавала написанную с моей помощью работу и получила за нее отлично.

Естественно, диплом я не получила и написала заявление на академический отпуск.

Через год я решила снова сдать работу, уже на тему, которую мне предложили на кафедре (сравнение катехизаторской работы в Православной и Католической Церквях). Я писала, проводила исследования, согласовывала с научным руководителем. В день защиты дипломной работы я была уверена, что написала работу совершенно свободную от конфессиональной передпочтительности, стараясь донести объективные данные о сложившейся ситуации в обоих Церквях. Со мной защищались еще семь человек. Началось мое выступление. Как я полагаю, в приемной комиссии уже знали о том, что я католичка, так как буквально с первых фраз начались проблемы.

Первый вопрос, который мне задали, звучал следующим образом: «Легитимно ли нахождение епархий Католической Церкви на территории РФ?» Когда я попыталась напомнить о законе о свободе совести, меня одернули и повторили вопрос. Меня заинтересовала взаимосвязь вопроса и темы моей работы. Я не ответила на этот провокационный вопрос, потому что развязывать конфликт мне не хотелось. Настойчивость комиссии вызывала недоумение. Этот вопрос был задан мне три раза. Беседа отдалилась от темы ВКР, перейдя к настойчивому требованию признать, что Католическая Церковь не имеет права проповедовать и даже находиться на территории России. Естественно, мне не хотелось говорить заведомую чушь, и я этого не сделала.

Когда объявляли оценки, мою работу прокомментировали следующим образом: «Конечно, католичка не может написать достойную работу по православному богословию, поэтому, учитывая, что девушка второй год пытается получить диплом, мы засчитаем эту работу, но поставим за нее оценку „хорошо“».

Я всегда с уважением относилась к православным, мне чаще всего встречались потрясающие, глубокие и очень тактичные люди. Мне хочется верить, что то, с чем я столкнулась в университете, является скорее исключением, нежели определяющим фактором в отношении православных к католикам. Я очень надеюсь, что система высшего светского богословского образования работает. Поэтому прошу, если кто-то из тех, кто читает это, оказывался в подобных ситуациях, особенно, если это не заканчивалось так же, как в моем случае, поделитесь своими историями.

Фото: Osservatore Romano Handout/Reuters

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

С помощью PayPal

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: