О пчелах и мухах

19 ноября 2020 Арина Островская

«Из опыта я познал, что люди разделяются на две категории. Одна категория людей подобна мухе. Муха всегда садится на грязное. Например, если в саду много благоухающих цветов, она пролетит весь прекрасный сад, не садясь ни на один из цветков. Только когда увидит где-то нечистоту, тогда сразу спустится и начнет копаться в ней, наслаждаясь зловонием, и не может оторваться.

Текст читает Ксения Волянская:

Если бы муха могла говорить, и ты, поймав ее, спросил, знает ли она, где в саду находятся розы, то она ответила бы, что не знает, что это такое. „Я, — сказала бы она, — точно знаю, где есть помойки, нечистоты, грязь“. Подобным образом и в жизни есть люди, похожие на муху. Это категория людей, которая научилась о всем думать отрицательно и всюду находить злое, не замечая и игнорируя все доброе.

Другая категория людей похожа на пчелу. Особенность пчелы — находить красивое и сладкое. Скажем, например, что в грязном помещении кто-то в углу поставил вазу с цветком. Если залетит туда пчела, она пролетит мимо всего грязного и не сядет до тех пор, пока не найдет цветок, и только там остановится.

И если бы ты поймал эту пчелу и спросил у нее, где поблизости есть мусор или помойки, она ответила бы, что ничего такого она не заметила, зато вот там — гортензии, там — прекрасные розы, еще дальше — фиалки, там — мед, вот там — сахар… Она окажется знатоком всего доброго и не будет иметь никакого понятия о чем-либо другом. Ведь добрые помыслы и думают, и видят хорошее».

Эта притча Паисия Святогорца о мухах и пчелах с некоторых пор прочно обосновалась в православном массовом сознании. Особенно охотно к ней прибегают, когда нужно призвать к молчанию критиков: мол, не будь как плохая вредная муха, а будь как хорошая полезная пчелка — не выискивай грязь, думай о хорошем и тем заслужишь всеобщий почет и уважение. Но оправдана ли такая аналогия? И приведет ли такое поведение к чему-то хорошему — хотя бы к стяжанию душевного мира для самой пчелки, не говоря уже о самопроизвольной чудесно-промыслительной санации грязных канав?

Рискуя навлечь на себя неодобрение поклонников покойного старца, позволю себе утверждение: нет, не приведет. Причем следует такой вывод ни из чего иного, как из пристального рассмотрения употребляемых в притче художественных образов.

Да, о розах и гортензиях пчела может рассказать очень многое: они — ее пища и одновременно материал, из которого она делает пищу для следующих пчелиных поколений, да и не только для них. Но значит ли это, что пчеле не нужно забивать свою хорошенькую головку информацией о местоположении и содержании сточных канав? Боюсь, даже самая беспечная пчелка не может себе этого позволить: залететь на помойку вместо цветочного луга — значит без пользы истратить и так небольшие силы, а уж задержаться на ней — значит почти наверняка погибнуть. Поэтому она вынуждена держать в памяти самый подробный реестр находящихся в пределах досягаемости помоек, свалок, скотомогильников и прочих неаппетитных мест, не забывая сопровождать каждое из них оценкой его вредоносности. Для пчелы это вопрос выживания — знать, можно ли пролететь над той или иной навозной кучей по прямой, не рискуя задохнуться в зловонии, или лучше облететь ее по широкой дуге, прокладывая маршрут до следующей клумбы.

Другое дело — муха. О цветах она знает очень немного — ей от них ни вреда, ни пользы, поэтому большую часть из них она просто не замечает. Зато помойка — о, это ее стихия. И чем больше в округе помоек, чем они обширнее и богаче нечистотами, чем вольнее и сытнее живется мухе. И что с того, что на месте помойки, возможно, когда-то был цветущий луг — это было давно и неправда, да и не для нас, простых грешников, все эти ваши благоухания и благорастворения. А своя помоечка, что ближе к телу — вот она, кормилица. Говорите, рядом с помойкой цветы вянут и пчелки, говорите, гибнут? Ну и сами виноваты, нежные какие, ты ж посмотри на них. Истинно, истинно вам жужжим: уничтожат родную помойку — и миру конец придет, ибо она — наша традиционная, исконная-посконная и вертикальноскрепная среда обитания, иной же не дадено до скончания мира, а не будь ее, кто бы этими вашими розами да лилиями любовался, если сравнивать было бы не с чем?! Так что не суди, пчелка, да не судима будешь, а лучше смиренно собирай медовую сладость с оставшихся нетронутыми грязью (пока) лугов — мухи, что бы вам о них ни рассказывали, мед тоже любят: пища сладкая, легкоусвояемая, а главное — даром досталась.

…Я это все к чему? Посыл у притчи хороший, правильный: быть пчелкой лучше, чем навозной мухой; тем более человек, в отличие от вышеупомянутых насекомых, может сам выбирать, кому уподобляться.

Просто странно бывает иногда, когда быть пчелой тебя призывают и даже учат — мухи.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: