О пользе женатого епископата для РПЦ

27 декабря 2021 Лия Зотова

Как мы знаем из истории Древней Церкви, в Православии не существует канонического правила, требующего от кандидата в епископы обязательного принятия им монашеской схимы, т. е. монашеского пострига — принесения им монашеских обетов (нестяжание, безбрачие и послушание). Согласно 12 правилу Трулльского Собора (681 г.), кандидат в епископы должен быть просто не женат, т. е. либо быть безбрачным, либо разведенным со своей женой. В современной Православной Греческой Церкви епископы — рясофорные иноки, а не монахи. Они не приносят монашеских обетов. В нашей Русской Церкви сложилась иная традиция — все кандидаты в епископы обязательно должны принести монашеские обеты.

В ХХ веке в нашей Русской Церкви, в связи с гонениями советских властей на Церковь и разрушением церковной традиции, вышла наружу проблема «женатого» епископата. Эта проблема в первую очередь связана с движением «обновленчества» внутри РПЦ. Именно обновленцы активно ратовали за женатый епископат и отмену монашества. Когда обновленцы стали не нужны советской власти, активно использовавшей их для раскола РПЦ, их стали сажать наравне с другими верующими. При митрополите Сергии (Страгородском) (30-е гг. ХХ в.) обновленцы стали активно приносить покаяние и возвращаться в Патриаршую Церковь. Когда Сергий стал патриархом, большинство верных патриарху Тихону архиереев было уже посажено и возникла большая нехватка архиереев на местах в епархиях. Тогда патриарх Сергий, а затем патриарх Алексей I стали разрешать рукоположение в епископы бывших обновленцев. Таким образом, в иерархию РПЦ произошло мощное «вливание» обновленчества.

У проблемы женатого епископата есть и другая сторона. Дело в том, что на территории РСФСР все мужские монастыри, кроме двух, были разрушены и закрыты. Это привело к тому, что в советское время в Церкви возникла проблема: где жить епископу-монаху на покое. Как оказалось, советские епископы не стремились уйти на покой в немногочисленные мужские монастыри, существовавшие в СССР. Советские епископы стали обзаводиться собственными квартирами и дачами, чтобы там жить на покое. При этом некоторые епископы-монахи на покое обзаводились «тайными» женами и детьми.

Наиболее яркий пример такого советского «женатого» епископа — Филарет (Денисенко) — «бывший архиерей Русской православной церкви, с 1966 по 1990 год — митрополит Киевский и Галицкий, патриарший экзарх всея Украины, затем — предстоятель Украинской православной церкви (Московского патриархата). В мае — июне 1990 года он был местоблюстителем патриаршего престола Русской православной церкви. Являлся одним из кандидатов на патриарший престол в ходе избрания патриарха Московского на Поместном соборе в июне 1990 года. 11 июня 1992 года Архиерейский собор Русской православной церкви постановил „извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире“, за „жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж (Тит. 1, 7-8; святых апостолов правило 27-е), внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих (Мф. 18, 7; Первого Вселенского Собора правило 3-е, Пято-Шестого Вселенского Собора правило 5-е), клятвопреступление (святых апостолов правило 25-е), публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор (Второго Вселенского Собора правило 6-е), совершение священнодействий, включая рукоположения в состоянии запрещения (святых апостолов правило 28-е), учинение раскола в Церкви (Двукратного Собора правило 15-е)“. Все рукоположения, совершенные Филаретом в запрещенном состоянии с 27 мая 1992 года, и наложенные им прещения были признаны недействительными». (Филарет (Денисенко) [Электронный ресурс]) (дата обращения: 2.12.2021))

«Внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих (Мф. 18, 7; Первого Вселенского Собора правило 3-е, Пято-Шестого Вселенского Собора правило 5-е)» — это факт обличения Филарета в «женатой» жизни. Т.е. Филарет был правящим архиереем и при этом имел «тайную» жену и детей. Внутри Церкви об этом знали: «Знакомые, заставшие тогда еще митрополита Филарета Денисенко на должности ректора МДА, видели детей, очень похожих на владыку, которые беспрепятственно бегали по Лавре. И это покрывалось на самом высшем уровне, и „сор из избы“ не выносился». (cryss_hawkeye. Епископ — женат не более одного раза [Электронный ресурс]. — https://christ-civ.livejournal.com/458936.html) «Филарет принял монашество чисто номинально, не расставаясь с женой. Известно, что монахов и монастыри он не уважал и иногда несправедливо преследовал (что косвенно свидетельствует о его комплексе по поводу принятия им монашества), в то время, как к белому духовенству относился с любовью и сочувствием. … Это был 1950 год». (Владимир Витальевич. Почему женатый священник не может стать епископом? // Православное кафе Миссионер [Электронный ресурс]. — http://orthodoxy.cafe/index.php?topic=188673.0)

Другой, менее известный пример — патриарх Пимен (Извеков). Как оказалось, на протяжении его монашеской жизни у него была любимая женщина Лидия. Об этом можно посмотреть статью о. Андрея Кураева «Святейшая любовь» в его ЖЖ.

Сама же я лично в своей церковной жизни столкнулась с этой проблемой нашей Русской Церкви, когда один епископ, старше меня на 15 лет, какое-то время стал обращать на меня пристальное внимание, которого он от меня не скрывал. Так вышло, что он немного знал о моей жизни, а я — о его личной жизни. Но факт его «мужского» внимания заставил меня призадуматься. Как его «мужское» внимание согласуется с его монашескими обетами? Я предположила, что после Трулльского Собора «женатый» епископат не ушел из Православной Церкви, он просто стал обходить Трулльский Собор по принципу: если очень хочется, то можно. Немного узнав о жизни нашего советского епископата, я предположила, что упомянутый мной епископ в епископской среде слышал о «женатом» епископате и примерил это на себя. У этого епископа, как мне стало известно, есть собственный загородный коттедж в одном элитном районе. Возможно, что после ухода на покой он явно не собирается в один из открытых ныне в РПЦ многочисленных мужских монастырей, а собирается жить на покое в своем собственном коттедже. И он, будучи правящим архиереем, возможно, ищет себе «жену», «духовную сестру», которая могла бы жить с ним в коттедже, когда он уйдет на покой, и которая ухаживала бы за ним, когда он будет болен. (В духе древней церковной «традиции», о которой писал прот. Александр Лебедев: «…в данное время (2-4 вв.) Церковь еще не была решительной и бесповоротной в отношении данного вопроса (агамии епископата), то следует сказать, в этом в значительной степени было виновно само безбрачное духовенство, некстати подрывавшее быстро пробуждавшееся к нему народное доверие своим сожительством с так называемыми „духовными сестрами“ или „возлюбленными“. Известно, как бичевал это позорное явление церковной жизни II и III христианских веков святой Киприан Карфагенский в своих письмах … отсюда, отсрочивается положительное решение вопроса о безбрачии церковного епископата» (Лебедев А., прот. О безбрачии и монашестве епископов (историко-канонический очерк) // Журнал Московской Патриархии в 1931-1935 годах. М., 2001. С. 165))

Сейчас этот епископ в другой епархии, и я его не встречаю. В связи с вышесказанным у меня возник ряд вопросов:

1. Можно ли вернуть в нашу Русскую Церковь «женатый» епископат, т.е. издать каноны, которые бы разрешали кандидатам в епископы быть женатыми?

2. Можно ли в РПЦ МП освободить кандидатов в епископы от монашеских обетов, т.е. ввести у нас в Церкви греческую практику? И можно ли будет в связи с этой практикой разрешить епископам на покое выбор: принять в дальнейшем монашеские обеты или жениться?

Насколько я понимаю, проблема «женатого» епископата связана с проблемой карьеры в нашей РПЦ. Как правило, карьера для молодых людей строится так: сначала молодой семинарист заканчивает семинарию или Академию, и через это входит в «систему». Далее он принимает монашество в 25 лет и хочет послужить Церкви своими талантами. Ему дают церковное послушание и одновременно с ним, как правило, священный сан. Он взбирается по лестнице церковных послушаний, т.е. делает карьеру. В 35-40 лет он может стать правящим епископом или викарием. Проходит еще время, и в 45-50 лет у него может возникнуть т.н. кризис среднего возраста, кризис зрелости. В нем может проснуться тяга к отцовству. И в связи с этим он вдруг может захотеть иметь не-духовных детей, наследников своей накопленной за карьеру собственности (московские квартиры, коттеджи, машины), и соответственно начать поиски достойной «жены».

(В жизни нашей РПЦ я заметила одно явление: современным монахам в любом сане, даже живущим в монастыре, очень трудно отказаться от собственности.)

Хочется добавить, что я не знаю ни одного случая в нашей РПЦ МП, когда бы правящий архиерей официально снял бы с себя добровольно сан ради законного брака. На память приходит лишь случай с Филиппом (Гарднером), который в 1942 г. стал епископом Потсдамским, викарием Берлинской и Германской епархии РПЦЗ. «В Берлине наступает переломный момент в жизни епископа Филиппа. Мне только известно, что отец не ладил с митрополитом Берлинским и Германским Серафимом (Альфредом Ляде), со взглядами которого он кардинально был не согласен. Кроме того, в недрах самой РПЦЗ в Берлине были сложные времена. В годы войны многие члены этой Церкви были сторонниками СССР и даже пособниками ее служб, а другие были явными противниками всего советского. В 1944 году отца уволили с должности викария, и он больше не служил, а через 6 лет, согласно прошению отца, Синод РПЦЗ лишил его епископского сана.

— Именно Берлин стал местом встречи Ивана Алексеевича с его будущей супругой. Где и как познакомились Ваши родители?

— По тем рассказам, которые я слышал от них, это знакомство состоялось в одном из берлинских бункеров, где в 1943 году они скрывались от артиллерийских обстрелов и бомбежек. Моя мать, Хельга Фирцлафф, 1921 года рождения, была родом из Кольберга, что на Балтийском море. Она была лютеранкой и работала драматической актрисой, успешно играя маленькие роли в берлинском театре. … поженились родители уже после моего рождения, только в мае 1945 года». (ИНТЕРВЬЮ: Сын бывшего епископа РПЦЗ и церковного композитора Ивана Гарднера АНАТОЛЬ ГАРДНЕР о судьбе своего отца, его вкладе в изучение церковно-певческой культуры и о себе [Электронный ресурс]. — https://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=81318 (дата обращения: 2.12.2021))

Епископ Филипп, будучи викарным архиереем, влюбился в свою будущую жену и вступил с ней в половое общение. Снятие же сана с него произошло «через 6 лет, согласно прошению», т.е. он сам добровольно снял с себя сан, когда уже давно жил со своей гражданской женой и имел от нее детей. В РПЦ МП я таких случаев не знаю. Возможно это связано с тем, что нашим епископам трудно отказаться от своего сана добровольно или не добровольно, потому что им трудно отказаться от церковной власти, от своего элитного положения в Церкви и от церковных доходов. Ради законного брака пожертвовать своим «высоким» саном они не готовы. Поэтому, когда «природа берет свое», они могут искать себе «тайных» жен.

Я подняла вопрос о женатом епископате в связи с тем, что я против «тайных» жен и детей монашествующих. Я считаю, что наша РПЦ должна когда-нибудь стать прозрачной как для внутренних ее членов, так и для внешних людей (думаю, этого хотят священники и миряне; епископскую же корпорацию, насколько я понимаю, устраивает непрозрачность внутрицерковных дел).

Я выступаю «двумя руками» за женатый епископат. И одним из доводов в пользу возвращения РПЦ к женатому епископату может стать, на мой взгляд, высказывание митрополита Вениамина (Федченкова). В своих «Письмах о монашестве» он пишет: «Впервые я увидел монаха в лице архиерея, проезжавшего вечером через наше село. Это было чрезвычайно красиво, как красива бывает вечерняя заря. Но архиерей — не монах! Архиерей — это что-то божественное, необычное, светозарное. Он мелькнул, как небесное видение. И улетел куда-то дальше. И после редко архиереи казались мне монахами. Были исключения: архиепископ Феофан (Быстров), митрополит Макарий Московский (Невский) (б. Томский). Мало!» (Вениамин (Федченков), митр. Письма о монашестве. [Электронный ресурс]. — https://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedchenkov/pisma-o-monashestve/ (дата обращения: 2.12.2021))

Митрополит Вениамин, сам будучи архиереем, интуитивно ощущал несовместимость архиерейства и монашества. Добавлю от себя: архиерей — это не просто не-монах, он — противоположность монаха, потому что он находится вне послушания и вне монашеского братства. Архиерей находится над послушанием и над монашеским братством как внешний монашеской общине человек.

Самое главное, на мой взгляд, это то, что образ жизни архиерея в РПЦ не монашеский. Во-первых, потому, что архиерей живет один. А это не полезно для монаха. В монашеской общине, в братстве братия могут видеть грехи друг друга и обличать, увещевать брата. Но архиерей живет один, и никто, кроме Бога, не видит, как он грешит. У архиерея могут быть поющие ему дифирамбы приближенные — прикормленные им и преданные ему люди, которые будут молчать об «архиерейских» грехах и даже оправдывать поведение архиерея (на то они и прикормлены). Из-за этого складывается своеобразный ореол святости, безгрешности архиерея и его сана. Для монаха такое положение может быть вредно. Монаху нужно обличение со стороны братии: «Нет стыда в том, когда нас другие исправляют, напротив, стыдно удалять от себя тех, кто исправляет нас и делать это во вред собственному спасению. Ничто ведь не имеет такого влияния на душу, ничто столь ко не способно восстановить ее и исправить ее непостоянство <как обличение>». (Иоанн Златоуст: «О обличении» [Электронный ресурс]. — https://svyatye.com/Sviatitel-Ioann-Zlatoust/O-oblichenii/ (дата обращения: 2.12.2021))

Во-вторых, архиерей управляет епархией, обладает властью, и главное — он говорит от лица Церкви (епархии). Это также может быть вредно для монаха. Монах призван к служению (послушанию) и безмолвию, а не к управлению и ораторству.

«Епископ — это власть.

Монах — это смирение.

Епископ — это суета и мирские проблемы паствы.

Монах — это оторванность от мира и уединение.

Не находите дисгармонии?

Монах — прежде всего должен быть монахом.

Епископ — прежде всего-епископом». (Виктор1985. Почему женатый священник не может стать епископом? // Православное кафе Миссионер [Электронный ресурс]. — http://orthodoxy.cafe/index.php?topic=188673.0)

Архиерей без служения и молчания может войти в роль «альфа-самца» или «царя горы», когда он перестает слышать окружающих людей, потому что сам привык говорить и приказывать. С другой стороны, есть мнение, что епископ останется «царем горы» независимо от своего «брачного положения»: «Особенно в РПЦ, ввиду огромности и относительного богатства епархий, епископ настолько по уровню жизни, финансово отделен от конкретного „простого“ народа, в том числе, духовенства, что женатый он, неженатый — никакие бытовые проблемы и нужды его не коснутся. Просто потому, что жить он в любом случае будет на полном епархиальном содержании, и в магазин вряд ли станет бегать его жена (епископша). Нужды становятся ясны и понятны, когда они тебя самого касаются (или хотя бы пережиты). А женатый ты при этом, или монах — это вопрос десятый». (Андрей Всемирнов. Почему женатый священник не может стать епископом? // Православное кафе Миссионер [Электронный ресурс]. — http://orthodoxy.cafe/index.php?topic=188673.0) Есть мнение, что с введением женатого епископата градус «скандальности» архиерейской жизни не понизится, а наоборот — повысится: «Тут сколько тем (на форуме — Л.З.) съезжали на „батюшек на мерседесах“, а представляете, что будет, когда матушки-детушки на мерседесах появятся? И так, прямо скажем, на Церковь смотрят недобрым глазом, а какое смакование наступит в случае женатого священноначалия представить страшно. Папарацци, скандальные разоблачения в прессе и т.д. и т.п.» (Лена М. Почему женатый священник не может стать епископом? // Православное кафе Миссионер [Электронный ресурс]. — http://orthodoxy.cafe/index.php?topic=188673.0)

На мой взгляд обращение РПЦ к древней традиции женатого епископата могло бы иметь свои положительные стороны:

1. Женатому епископу проще понять семейных клириков своей епархии: «Пусть женятся, кто хочет. Пусть поймут, что такое женщина (далеко не всегда смиренная), которая может быстро занять место клобука. Пусть воспитают детей, и когда дети пошлют их подальше и забросят участие в таинствах, тогда они поймут реальную цену своего надзирательства. Тогда станет видно, что те, кто не в состоянии навести порядок и благочестие в семье, не могут быть и епископами, по определению апостола. Женатый епископат мог бы способствовать поднятию демографии в нашей стране». (cryss_hawkeye. Епископ — женат не более одного раза [Электронный ресурс]. — https://christ-civ.livejournal.com/458936.html)

2. Архиерей — он не только наблюдатель, но и отец для своей епархии. Он отец для большого сообщества разных людей (клириков и мирян). Сразу стать таким отцом для человека, не имеющего опыта отцовства в малом сообществе, невозможно, т.к. по словам Евангелия: «Кто верен в малом, тот верен и в большом, а неверный в малом, неверен и в большом» (Лк. 16, 10). Поэтому женатый епископ, имеющий опыт отцовства в малой Церкви — семье, больше пригоден к тому, чтобы быть отцом в большой Церкви — епархии.

3. На просторах интернета нашла одно интересное рассуждение по этому поводу: «Опыт в организации обычного прихода, опыт в правильном семейном устроении дают белому благочестивому священнику бесценный опыт построения прихода-семьи. Мы все знаем чисто светский опыт, что самым толковым руководителем бывает тот, кто прошел от рабочего, через бригадира и начальника цеха до директора. Такой руководитель знает все нюансы производства и понимает, как создать качественный механизм взаимодействия. Но как может понимать монах проблемы белого духовенства, особенно если он мажор, и, не достигнув и 40 лет, ходит в митрополичьем белом клобуке? А монашество было просто как условие карьерного роста, но никак не призвание. Как он поймет и сможет оценить свой клир, если он о целом сегменте жизни этого клира имеет очень плоское представление по детским впечатлениям? К тому же у него напрочь нет опыта воспитания своих детей, нет опыта понимания женской половины верующих, нет понимания объединительных мотивов в разнородной приходской среде. Мне скажут, что эти качества нужны священнику, а не епископу. А надзиратель за священниками не должен понимать суть проблемы? …

У нас епископы напрочь оторваны от реалий приходской жизни. Им только подавай «десятину» да «конверты» после совместного служения. Потому, уверен, что указание апостола Павла на моногамию епископов, стоит выше агамии, когда последняя есть выбором христианина как такового. То, что узаконила Церковь, есть насилие над личным выбором пути христианина, вычеркивание достойного белого духовенства из кандидатов в епископы и поставление в надзиратели людей, оторванных от понимания бытия общинного строя вверенных приходов. Как такие епископы могут поднять на Синоде вопрос о понятности языка богослужения? Литургическая реформа? А зачем? И так деньги плывут. Если им нет дела даже до голубых иеромонахов, то о какой соборности в Церкви может идти речь, о которой ратовал свящ. Павел Адельгейм. У нас есть вертикаль, в узле которой находится епископ, оторванный от реалий, не избранный, а назначенный на кафедру. Проявить озабоченность он может только в случае, если с прихода деньги не идут. Потому ни епископам, ни Синоду нет дела до проблем приходов. Если бы епископ на замену почившему назначался из самых уважаемых белых благочинных этого региона, то и инициатива снизу доходила бы оперативно до самых верхов. Потому я глубоко понимаю составителей формулы обновленческого собора 90 лет назад, что неженатые епископы могут быть в порядке исключения, но основу должны составлять женатые, из среды священства». (cryss_hawkeye. Епископ — женат не более одного раза [Электронный ресурс]. — https://christ-civ.livejournal.com/458936.html)

4. С введением женатого епископата в РПЦ могла бы решиться проблема епархиального имущества. В РПЦ наконец-то могли бы быть разработаны четкие механизмы разграничения, инвентаризации и передачи епархиального имущества. Чтобы наконец-то появилась бы четкая граница между епархиальным и личным имуществом епископа, чтобы дети епископа не могли себе присваивать епархиальное имущество. Одновременно с имущественным мог бы появиться и финансовый контроль над женатым епископатом, чтобы дети епископа не присваивали себе епархиальных доходов.

5. Введение женатого епископата могло бы решить проблему беззащитности епархиальных (как правило мужских) монастырей перед правящим архиереем. Когда в епархию рукополагается правящий архиерей, то как правило он убирает местных людей из епархиальной администрации и ставит новых — своих приближенных на ключевые места (в первую очередь в бухгалтерию). Также он может поступить и с ключевыми, т.е. известными и приносящими епархии хорошие доходы, монастырями. Правящий архиерей может переписать такой монастырь на себя, т.е. он может монастырь юридически оформить на себя, чтобы без его подписи никакие юридические действия в монастыре не совершались (так правящий архиерей контролирует монастырские доходы). При этом также он может поставить своего доверенного человека наместником доходного монастыря. Все подобные действия правящего архиерея могут расшатать монашескую общину, посеять смуту среди братии, и братия может покинуть из-за действий правящего архиерея свой монастырь, т.к. у монашеской общины (братства) нет внутрицерковного правового механизма влияния на своего правящего архиерея (нет правовой защиты от правящего архиерея). Наши церковные каноны в первую очередь защищают епископский сан и епископскую власть (управление) от нижестоящих клириков и мирян. Знаменитую фразу из Правила 55 Святых Апостолов: «Аще кто из клира досадит епископу: да будет извержен» — епископ может толковать (и часто толкует) в свою пользу. Если же епископат будет женатым, тогда он потеряет, если не административное, то хотя бы моральное право (право компетентности) вмешиваться во внутри-монастырскую жизнь, в жизнь братства, как не монашествующий. В результате, мужские монашеские общины получили бы больше шансов сохраниться в целостности при сменах правящих архиереев.

6. В защиту женатого епископата приведу один (не мой) исторический аргумент: «… если брать царские времена, когда позволялась некоторая свобода обсуждения церковных реформ, многие епископы высказывались за епископат из белого духовенства (например, чтобы не нарушать сложившиеся традиции, из числа вдовых протоиереев), по причине сложности монашествующего епископа управлять епархией, имея опыт, как правило, только преподавания в духовных школах. Да и священники в то время меньше страдали от владык из белого духовенства. Так, отцы любили свт. Иннокентия (Вениаминова), а свт. Филарета (Дроздова) преимущественно боялись». (Владимир Витальевич. Почему женатый священник не может стать епископом? // Православное кафе Миссионер [Электронный ресурс]. — http://orthodoxy.cafe/index.php?topic=188673.0)

С точки зрения церковных канонов женатый епископат — это не нарушение канонов, а актуализация (применение) канонического принципа икономии в церковной жизни, которая должна быть обоснованной. В случае РПЦ таким обоснованием может быть не монашеский образ жизни русских архиереев (прежде всего нарушение ими первого монашеского обета — нестяжание). Однако, другим обоснованием может стать чрезвычайная ситуация в Поместной Церкви. Именно этот случай описывает греческий архимандрит Епифаний (Феодоропулос): «Предположим, что в какой-то Церкви, например, Сербской, не хватает безбрачных клириков, вследствие чего у умирающих епископов не остается преемников. Наконец остается шесть-семь епископов, да и те в уже весьма преклонных годах. Народ, беспокоясь о будущем своей Церкви, проявляя церковную икономию, принимает решение — рукоположить во епископы двух-трех лучших женатых клириков. Прочие Православные Церкви, не соглашаясь с этим, но понимая крайнюю нужду Сербской Церкви, не осуждают ее и продолжают находиться в церковном общении с ней. Некий женатый клирик Сербской Церкви, которому была предложена епископская хиротония, отказывается, желая удержать себя в рамках не икономии, а акривии. Пока в нашей предполагаемой истории все безупречно. Однако, если наш ревнитель (женатый клирик — Л.З.) не остановится, но пойдет дальше и прервет всякое общение с рукоположенными женатыми епископами, которых признает не только Священный Синод Сербской Церкви, но вместе с ним и все остальные Православные Церкви, — он немедленно будет осужден, и вся Церковь признает это осуждение справедливым и законным. Такова, брат мой, православная экклесиология». (Епифаний (Феодоропулос), архим. Две крайности: Экуменизм и зилотство: Статьи и письма. М., 2006. С. 110-111)

На мой взгляд, женатый епископат мог бы решить некоторые внутрицерковные проблемы и принести пользу современной РПЦ.

Для иллюстрации использован рисунок Вячеслава Полухина

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: