О Рождестве

25 декабря 2020 Александр Скоробогатов

Сегодня один из главных праздников на планете — появление на свет Человека, с Которого принято вести отсчет новой эры. Кое-какие факты и соображения по этому поводу:

1. Иисус, скорее всего, родился не в это время, так как в Новом завете не упоминается время Его рождения. Рождество Христово не отмечалось ранними христианами и стало праздником лишь в четвертом веке, когда христианство стало государственной религией. В Риме на конец декабря тогда приходился важный праздник Сатурналий, который, фактически, и был заменен Рождеством. В этом смысле, большевики, заменившие Рождество Новым годом ради насаждаемой ими гражданской религии, не изобрели ничего нового и поступили точно так же, как до них христиане, возводившие свою религию на тот культурный пьедестал, на котором когда-то было язычество.

2. Рождество — далеко не единственный языческий обычай в христианском обличье, и это нередко становится поводом для критики христианства. Я же в этом вижу его гибкость и способность с разными культурами разговаривать на их языке, «чтобы спасти по крайней мере некоторых». Благодаря этой замечательной миссионерской открытости христианство стало своим для множества разнообразных языческих народов, включая нас. Можно лишь сожалеть о том, что в наше время церковь больше не обнаруживает этого свойства, цепко держась за отжившие средневековые традиции.

3. Некоторые недоумевают, как Рождество в нашем календаре стало выпадать на 7 января. Ответ прост: расхождение лишь в календаре, а празднование и там, и тут назначено на 25 декабря. Наша церковь в своем богослужебном уставе по-прежнему следует Юлианскому календарю, по которому сегодня, например, не 25, а 12 декабря.

4. Впрочем, понять церковь тоже можно. На Юлианском календаре держится весь устав богослужений, постов и праздников, и при отказе от него вся эта конструкция поедет. Устав придется серьезно перестраивать, что для православных ревнителей неприемлемо.

Это, кстати, еще один пример отжившей традиции, от которой древние христиане, вероятно, легко бы отказались, чтобы быть ближе к народу, а современная церковь видит в этом особый лоск типа «до нас положено, лежи оно во веки». Церковь из сообщества миссионеров превратилась в субкультуру, и если в древности христиане считали необходимым идти в мир с Благой Вестью, то нынешние последователи Христа полагают, что мир сам должен идти к ним.

«Идите ко Мне все труждающиеся и обремененные сердцем, и Я научу вас догматическому богословию» — эта переделанная цитата Евангелия неплохо передает такое отношение к миру.

5. Хотя Рождество сегодня стало сугубо светским праздником, оно по-прежнему создает атмосферу радости, доброты и смысла. Собственно, новогоднее предвкушение волшебства и нового счастья — это ощущение рождественское, как и сопутствующие ему атрибуты. Рождество — одно из напоминаний о культурных корнях современного мира. Многое из того, что является составной частью современного мировоззрения — свобода, права человека, терпимость, милосердие к слабым, — родом из Евангелия, тогда как его забвение приводит к тому, что эти благие установки постепенно обращаются в свою противоположность. Тем не менее, сколько бы ни было дурного и глупого в мире, этот праздник всегда указывает на свет в конце тоннеля.

Источник