О торжестве добра

19 августа 2021 Федор Людоговский

Так получается, что поводы для написания почти всех моих статей — это разного рода дискуссии и обсуждения в фейсбуке. Вот и сейчас — то же самое: один из моих френдов поставил вопрос о торжестве добра. Его собственный ответ на этот вопрос, к сожалению, нам не прочесть: тот его аккаунт нынче уже не активен. Но тема меня зацепила, и я принялся размышлять о ней в фоновом режиме. А сейчас я, кажется, созрел для того, чтобы поделиться с вами этими своими размышлениями.

Читайте также:

Но для начала постараюсь более отчетливо сформулировать сам вопрос. В нашем мире есть, во-первых, страдание (думаю, каждому в целом понятно, что это такое) и, во-вторых, есть зло (это то, что проистекает от свободной человеческой воли и является причиной части страданий). И с этим связана очень старая проблема — проблема теодицеи. Христианский Бог обычно мыслится как всемогущий и всеблагой. Но если Бог всеблаг — то он не может не желать нам добра; а если он при этом еще и всемогущ — то легко мог бы избавить нас и весь мир от зла и страданий. Но этого явно не происходит. Следовательно, Бог либо не всеблаг, либо не всемогущ (или даже лишен обоих этих свойств).

Но если спуститься с небес на землю и посмотреть на наш мир в его развитии, эволюции, динамике — то что мы увидим? Мы видим, что в общем и целом страданий вроде бы становится меньше. По крайней мере, меньше становится старых, привычных страданий. К примеру, мы постепенно учимся лечить (и даже предотвращать) болезни. Да, сейчас пандемия, но это иногда случается, что поделаешь; к тому же смертность нынче не такая, как это было в прежние времена от холеры или чумы.

Что касается зла, то тут тоже все меняется к лучшему. Скажем, с течением времени все меньше становится принятым убивать людей. Если вы живете в Северном полушарии нашей планеты, то у вас хорошие шансы не умереть от рук убийцы, государственного палача или военного противника, а, выражаясь библейским языком, насытиться днями и приложиться к отцам, избежав насильственной смерти.

Да и государственный террор теперь скорее исключение, чем правило. Диктаторы, при взгляде из свободного мира, выглядят нелепо и архаично. История показывает, что в долгосрочной перспективе диктатуры нежизнеспособны — а потому они постепенно и сходят с мировой арены. Они, конечно, еще есть и, вероятно, будут, но их будет все меньше.

И все же, при всех этих позитивных изменениях, мы видим и другое. Мы видим, как в ХХ веке, после Шекспира и Гете, Толстого и Достоевского, расцвели тоталитарные режимы. Мы наблюдаем, как и в наши дни в ряде стран с обескураживающим цинизмом попирается человеческое достоинство и сама человеческая жизнь. Мы знаем, что по сию пору миллионы и миллионы людей на нашей планете не только голодают, но и испытывают острый недостаток в питьевой воде. И все мы — вот прямо сейчас, каждую минуту — фактически участвуем в убийстве нашей планеты, а следовательно — и в убийстве самих себя.

И вот тут-то и возникает вопрос: доколе все это будет продолжаться? Есть ли надежда на благополучный исход? Победят ли в конце концов добро и разум — или одержат верх безумие и злоба? И вопрос этот отнюдь не теоретический. Если надежды нет, тогда нам остается в лучшем случае уповать на жизнь будущего века. Если же надежда есть — то можно и нужно жить и бороться.

Ниже я попытаюсь дать свой ответ на этот вопрос. Но для начала нужны некоторые пояснения. Под добром (точнее, результатом действия добра) я буду понимать прежде всего человеческую жизнь, характеризующуюся минимумом страданий (будь то природного или человеческого происхождения) и максимумом свободы. Иначе говоря, предполагается, что когда-то жизнь людей будет долгой и счастливой — без «болезней, печалей и воздыхания». Возможно ли такое?

Я думаю, что эта цель достижима. Точнее, мы можем к ней приближаться асимптотически — то есть, хотя мы никогда не достигнем идеала, мы, тем не менее, можем приближаться к этому идеалу неограниченно близко. В самом деле: достаточно очевидно, что медицина будет развиваться и дальше; что постепенно продолжительность человеческой жизни будет увеличиваться; что будет постоянно расширяться круг тех людей, которые будут пользоваться всеми основными правами человека; что, если бы не социальные и политические проблемы, мы бы уже сейчас могли избавить человечество от голода, потому что в планетарных масштабах недостатка в продовольствии нет. И так далее, и тому подобное.

Но есть два момента, которые — нет, не перечеркивают, но делают описанную картину более реалистичной.

Во-первых, надо понимать, что развитие человеческого общества означает постоянное усложнение его структуры. А раз так, то чем сложнее эта структура становится, тем больше вероятности, что где-то какие-то участки системы начнут жить своей жизнью, демонстрируя тенденции, противоположные тем, что характерны для человечества в целом. Более того: никак нельзя полностью исключить, что эти тенденции не начнут распространяться за пределы этих участков системы. Я имею в виду прежде всего архаичные государственные идеологии, но не только.

Во-вторых, мир (вселенную) можно рассматривать как фрактал, как некое самоподобие, повторяющееся на многочисленных (возможно — бесчисленных) уровнях бытия. Поясню свою мысль. К примеру, некогда жило семейство динозавров. Бо́льшая часть членов этого семейства в силу разных причин погибла, но кто-то один выжил — и оставил потомство. При этом, как мы знаем, в один далеко не прекрасный день динозавры вымерли — но на нашей планете остались другие биологические виды. Если продолжать рассуждать в той же логике, то можно предположить, что на многих планетах нашей галактики была жизнь (может быть даже — разумная жизнь), но она по большей части не сохранилась. Земле в этом плане пока что везет. Но может оказаться так, что мы пополним список тех планет, где жизнь исчезла. Однако — можно надеяться — где-то (пусть даже и не в нашей, а в какой-то другой галактике) разумная жизнь сохранится и процветет. И так далее.

Сказанное выше можно обобщить следующим образом. В отдаленной перспективе добро (свобода, любовь, благоденствие) обязательно воцарится. При этом, однако, никто не может дать никаких гарантий, что судьба конкретного человека (семьи, этноса, социума, планеты, галактики…) будет благополучной. Но мы, в силу наличия у нас свободной воли, можем — по крайней мере, отчасти — оказывать влияние на собственную судьбу. И наше время — время климатического, экологического и прочих кризисов — как раз тот момент, когда было бы в высшей степени уместным и своевременным осознать все те риски, которым мы себя подвергаем, и выработать стратегию действий, направленную на выживание, а в дальнейшем — и на процветание нашего вида и планеты в целом. О взгляде в будущее мы поговорим в следующей публикации.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: