Обращение к митрополиту Саранскому от клирика епархии по поводу фиксированных «цен на требы»
30 ноября 2018 иеромонах Михей (Шаповалов)
Клирик Саранской и Мордовской епархии, иеромонах Михей (Шаповалов) обращается через наш портал к своему правящему архиерею, митрополиту Зиновию (Корзинкину). Вот предыстория вопроса со слов автора: «Несколько лет назад нам на общем собрании епархии было велено вывесить единый прейскурант, с высокими ценами. Я выступил против этого. К тому же распоряжение было устным. За ослушание архиерей грозил прещением. Устное распоряжение — это не случайно: оно канонически незаконно, но все боятся прещений, поэтому политика эта восторжествовала и повсеместна в епархии».
Ваше Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Владыко, благословите.
Первое письмо и последующая за ним личная встреча запомнилась мне вашим благословением изучать святых отцов, что и послужило основанием для этого обращения, в котором я пытаюсь сопоставить с нормами Евангелия и учением церкви действующую епархиальную практику общеобязательных фиксированных «цен на требы».
Евангелие достаточно категорично:
«Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» ( Мф, гл.10, 7-8 ).
«И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано: „дом мой домом молитвы наречется“; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф.21:12-13).
Эту практику соборные установления церкви и св. Василий, Феофилакт Болгарский, Иоанн Златоуст, Иероним Стридонский относят к симонии.
«Менее виновен тот, кто по неопытности хочет приобрести за деньги, чем тот, кто хочет продать Божий дар. Вот состоялась продажа. Но полученное как дар если продашь, то, подобно вступившему в сделку с сатаной, лишишься благодати. Ведь ты мелкую торговлю насаждаешь в делах духовных и в Церкви, где нам вверены Плоть и Кровь Христа» (св. Василий Великий,толкование на Деян .8,20).
«В самом деле, разбойник — тот человек, который из веры в Бога извлекает прибыль, и храм Божий он обращает в пещеру разбойников, когда его служение оказывается не столько служением Богу, сколько денежными сделками. Таков прямой смысл. А в таинственном значении Господь ежедневно входит в храм Отца своего и извергает всех, как епископов, пресвитеров и диаконов, так и мирян, и всю толпу, и считает одинаково преступными как продающих, так и покупающих, ибо написано: Даром получили, даром давайте. Он также опрокинул столы меновщиков монет. Обрати внимание на то, что вследствие сребролюбия священников алтари Божии называются столами меновщиков монет. И опрокинул скамьи продавцов голубей, [то есть] продающих благодать Святого Духа» (св. Иероним Стридонский (347-420) толкование на Евангелие).
Для тех, кто думает, что симонией называется только торговля церковными должностями и степенями, а не вообще таинствами, есть 23 правило VI вселенского собора, которое называет симонией требование платы за совершение любого церковного таинства, начиная с причастия:
«Никто из епископов или пресвитеров, или диаконов, преподая пречистое причастие, да не требует от причащающагося за таковое причащение денег, или чего инаго. Ибо благодать не продаема: и мы не за деньги преподаем освящение Духа, но неухищренно должно преподавать оное достойным сего дара. Аще же кто из числящихся в клире усмотрен будет требующим какого-либо рода воздаяния от того, кому преподает пречистое причастие: да будет извержен, яко ревнитель Симонова заблуждения и коварства» (Ап. 4, 29; IV Всел. 2; Трул. 23; VII Всел. 4).
«Ревнителем Симонова заблуждения и коварства (τής Σίμωνος ζηλωτής πλάνης καί κακουργίας, Simonis erroris et maleficii aemulator) правило это называет епископа, пресвитера и диакона, дающих за деньги св. причастие, и считает, таким образом, дело это симонией, наравне с рукоположением за деньги, причем предписывает, чтобы извержен был всякий, кто в этом уличен будет. Как на основание для такого своего предписания, правило указывает на то, что благодать не продается, и за деньги не преподается верующим освящение Св. Духа, а должно преподаваться каждому, кто этого достоин, без всяких видов на материальную выгоду. Дары благодати священные лица получают даром, почему даром должны и раздавать их всем, кто их достоин (Мф. 10:8). Упоминая о благодати, правило этим показывает, что здесь надлежит разуметь ВСЕ св. таинства, между которыми таинство св. причащения, упоминаемое в правиле, занимает главное место; следовательно, этим правилом воспрещается и осуждается всякое вымогательство денег или вообще какого бы то ни было вознаграждения за св. таинство. Священнослужители, конечно, имеют право жить от алтаря, когда алтарю служат (1 Кор. 9:14), равно имеют право на приношения от верующих, о чем мы упоминали в толковании 4-го Ап. правила: «Следовательно, род и мера приношений в пользу клира, — читаем у архим. Иоанна в его толковании на это правило, — вполне предоставляется добровольному усердию верующих, и ни с духом закона Евангельского, ни со свойством духовных даров благодати было бы не сообразно требовать самим священнослужителям, с вымогательством, воздаяния, или платы за св. тайны, прежде или после их преподаяния»» (св. Никодим Милаш, комментарии на книгу правил св. Апостолов и св. Отцов).
«Что касается платы за требоисправление, то по церковным законам она должна быть добровольной. Духовные лица, требующие заранее определенной платы за требу, совершают преступление симонии. Впервые в истории Русской Православной Церкви таксы за требы установлены были при Екатерине II» (В. Цыпин. Церковное право, раздел 43, имущественные права церкви, содержание духовенства).
Устав Духовных Консисторий ст. 184, «О должностях пресвитеров приходских», параграф 89, а также VI-го Вселенского Собора правило 23, Высочайше утвержденные правила 24 марта 1878 г., Указ Св. Синода 11 декабря 1886 г., Инструкция благочинным, п.28, грозят прещением пресвитерам, вымогающим плату за требы.
«Настольная книга священно-церковно-служителя» 1913 г.: «Вознаграждение православного приходского духовенства за исполнение церковных и приходских треб состоит в доброхотных даяниях прихожан (Высочайше утвержденные правила 24 марта 1878 г.; Указ Святейшего Синода от 11 декабря 1886 г.), и священнослужители, уличенные в вымогательстве платы за преподание треб, отрешаются от мест».
«Во многих храмах действует определенный „прейскурант цен“, и заказать какую-либо требу можно, лишь уплатив означенную в нем сумму. В храме, таким образом, идет открытая торговля, только вместо обычного продается „духовный товар“, то есть, не побоюсь сказать прямо, — благодать Божия. При этом ссылаются на тексты Священного Писания о том, что труждающийся достоин пропитания, что священники питаются от алтаря и т. п. Но при этом совершается бессовестная подмена, так как в Священном Писании говорится о том пропитании, которое составляется из добровольных пожертвований верующего народа, и никогда и нигде не говорится о „духовной торговле“. Напротив, Господь наш Иисус Христос ясно говорит: Туне приясте, туне дадите (Мф. 10, 8). И Апостол Павел трудился и не брал даже пожертвований, чтобы не положить препятствий евангельской проповеди.
Ничто так не отторгает людей от веры, как корыстолюбие священников и служителей храмов. Не напрасно сребролюбие называется гнусной, убийственной страстью, иудиным предательством по отношению к Богу, адским грехом. Спаситель изгнал торговцев из Иерусалимского храма бичом, и мы вынуждены будем поступать так же с торговцами святостью…
…Сегодняшняя практика „церковной торговли“ возникла после 1961 года, когда контроль за материальным состоянием храма был полностью передан в ведение „исполнительного органа“, чей состав формировался властями. Эти времена, к счастью, прошли, а злая привычка „торговать“ требами осталась…» (доклад святейшего патриарха Алексия II на епархиальном собрании г. Москвы 15 декабря 2004г.).
Ожидаемой прибыли от установленной системы «принудительных пожертвований» не происходит. Вместо этого прихожанам приходится сокращать число имен в поминальных записках, что наносит им только бессмысленную скорбь и подрывает доверие к церкви.
Те епархиальные храмы, что решились хотя бы временно последовать требованию евангельского закона, не претерпели материальных потерь. Но сделали это на свой страх и риск, под угрозой доносов и наказаний, исходящих не от уполномоченных 60-х годов ХХ века, а от органов епархиальной власти.
Допустимо ли оправдание нарушения церковных канонов и евангельских норм некой «насущной необходимостью»? В результате подобной практики церковь совершенно теряет авторитет и уважение как прихожан, так и внешнего общества, изменяя прямому повелению: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим, 4, 12).
Послушание канонам церкви и учению святых отцов заставляет считать практику фиксированных и общеобязательных ценах на требы неприемлемой и оскорбляющей совесть священнослужителя.
Блаж. Иероним Стридонский:
«Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким!
Называть добро, свет и сладкое именами противоположными так же преступно, как зло, тьму и горькое называть именами добродетелей. Это сказано против тех, которые не считают грехом, если унижают добро, и не думают, что преступно, если хвалят зло. Почитают же добро злом и свет тьмою, и сладкое горьким иудеи, взявшие Варавву, виновного в убийстве и возмущении, и распявшие Иисуса, Который и пришел только к погибшим овцам дома Израилева (Мф 15:24), чтобы спасти погибшее (Мф 18:11). Под Вараввою можем разуметь дьявола, который, хотя есть ночь и тьма, принимает вид ангела света (2 Кор 11:14). Посему и апостол говорит: Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? (2 Кор 6:14-15) И свечу не следует брать и ставить под спудом или под ложем, а на подсвечнике, чтобы она светила всем (Мф 5:15). И дерево, приносящее худые плоды, не должно называть именем доброго древа (Мф 12:33). Посему и в Книге Бытия таинственною речью повествуется, что Бог отделил свет от тьмы (Быт 1:4), которая вначале была над бездною. А что Спаситель назван добрым, об этом Он Сам говорит в Евангелии: Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец (Ин 10:11). Он говорит также, что Он есть свет: Я свет миру (Ин 8:12), — и ежедневно насыщаемые небесным хлебом, мы говорим: Вкусите, и увидите, как благ Господь! (Пс 33:9)» (Комментарии на пророка Исаию).
В заключении приведу слова святого епископа Луки Войно-Ясенецкого, так как проблема не отличается новизной:
«Всем отцам благочинным Крымской епархии
До моего сведения дошло, что некоторые священники продолжают назначать таксу, и притом высокую, за Таинства и требы. Прошу отцов благочинных строго следить за проявлениями корыстолюбия священников, служащего нередко поводом к переходу православных в секты, и объявить, что уличенные в требовании определенной платы за требы будут запрещаться мною в священнослужении.
11 марта 1948
Всем сопастырям и сослужителям моим по Крымской епархии
Божией милостью смиренный Лука, архиепископ Симферопольский и Крымский. Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему, я желал бы лучше сам быть отлученным от Христа (Рим. 9,2–3), чем видеть, как некоторые из вас отлучают от Христа, от веры в Него и любви к Нему слабых верою овец стада Христова своим корыстолюбием.
Горячо верующая девушка с чистым сердцем убедила своих отошедших от Церкви знакомых крестить их детей. Совершивший Таинство на дому у крещаемых священник получил по 30 рублей за двух крещенных и выразил неудовольствие малой оплатой. Родители пожалели, что крестили детей своих. О, какой тяжкий грех совершил этот наемник, не пастырь, фамилию которого не хочу назвать, ибо это невыносимо тяжело! Ведь он оттолкнул от Церкви людей, готовых обратиться к ней! Надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит (Мф. 18,7). Всемеро горе священнику, через которого соблазн приходит! Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей! Говорит Господь. Посему так говорит Господь Израилев к пастырям, пасущим народ Мой: вы рассеяли овец Моих, и разогнали их, и не смотрели за ними; вот накажу вас за злые деяния ваши, говорит Господь. И соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал и возвращу их во дворы их; и будут плодиться и размножаться. И поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их, и они уже не будут бояться, пугаться, и не будут теряться, говорит Господь (Иер. 23, 1–4).
По этому слову Божию и мы, архипастыри, должны поступать. Только что я уволил за штат священника, назначавшего большие таксы за Таинства и требы. Он и раньше был на год уволен за штат, и теперь оказался неисправимым. Благословен Бог, посылающий нам взамен таких наемников, пасущих самих себя, а не овец паствы своей, добрых пастырей, которых мы рукополагаем с благодарением Богу. Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду… (1 Пет. 5, 1–3). И я, подобно апостолу Петру, умоляю вас, сопастырей своих, убойтесь Бога, убойтесь слов Господних, чрез пророка Иезекииля возвещенных: Живу Я! говорит Господь Бог; за то, что овцы, Мои оставлены были на расхищение и без пастыря сделались овцы Мои пищею всякого зверя полевого, и пастыри Мои не искали овец Моих, и пасли пастыри самих себя, а овец Моих не пасли, — за то, пастыри, выслушайте слово Господне. Так говорит Господь Бог: вот, Я — на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец Моих из челюстей их, и не будут они пищею их (Иез. 34,8-10).
Не есть ли священнослужение вообще, а в наше время в особенности, тяжелый подвиг служения народу, изнывающему и мучающемуся от глада и жажды слышания слов Господних (Ам. 8, II)? А многие ли священнослужители ставят своею целью такой подвиг? Не смотрят ли на служение Богу как на средство пропитания, как на ремесло требоисправления? Народ очень чутко распознает таких. В одном из крымских приходов верующие просили меня лучше приписать их молитвенный дом к ближайшей церкви, чем оставить у них священника, к сожалению, недавно рукоположенного мною, ибо он только требует и требует сытной пищи и отопления, которых не имеют и сами крестьяне, а духовной пищи им не дает. Почему-то должны кормить и молодую, здоровую дочь его, не желающую работать. Что делать с таким священником? Попробую устыдить его, затронуть лучшие стороны сердца его, переведу в другой приход с строгим предупреждением; а если и там не исправится, уволю за штат и подожду, не пошлет ли Господь на его место доброго пастыря. Тяжкие испытания и страдания перенесла Церковь наша за время Великой революции, и конечно, не без вины. Давно, давно накоплялся гнев народный на священников корыстолюбивых, пьяных и развратных, которых, к стыду нашему, было немало. И с отчаянием видим мы, что многих, многих таких и революция ничему не научила. По-прежнему, и даже хуже прежнего являют они грязное лицо наемников — не пастырей, по-прежнему из-за них уходят люди в секты на погибель себе. Им напомню страшные слова пророка Исаии: Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем (Ис. 1, 5–6). Умоляю вас, сопастыри мои, помните слова Павловы: Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям (1 Тим. 6,10). Помните также, что доброго пастыря даже нищий народ не оставит в нужде. А корыстолюбивый всем ненавистен. Да не будет таких среди нас, да успокоится наболевшее сердце мое!
30 марта 1948 г.
Всем настоятелям церквей Крымской епархии
Уже не в первый раз становится мне известным, что лишенные страха Божия женщины ходят по селам и деревням Крыма и собирают пожертвования якобы на ремонт церквей и присваивают себе щедро подаваемые им деньги и продукты, не сдавая эти пожертвования в церковные кассы. Это предупреждение предписывается вам дважды прочесть с амвона народу.
6 августа 1956 г.
С глубоким огорчением и скорбью узнаю, что некоторые священники при исповеди требуют от кающихся, чтобы каждый приносил пятирублевую свечу, и после исповеди сдают в свечной ящик все полученные свечи и получают стоимость их. А на нередкие вопросы о том, куда поступают свечи, лгут, говоря, что сжигают их на Престоле… За такой тяжелый грех, конечно, лишится сребролюбивый священник благодатной помощи Духа Святого и во всем великом деле священнослужения. Взываю к вашей совести, братия и сослужители мои, и прошу довольствоваться приносимыми за исповедь деньгами, а не требовать принесения пятирублевых свечей. Если и уменьшатся при этом ваши доходы, то, конечно, эта потеря будет с избытком возмещена благодатной Божьей помощью вам за чистоту и бескорыстие ваше. Каждый день я молюсь о всех вас и усердно прошу подкрепить мои молитвы вашим послушанием этому скорбному воззванию моему, написанному кровью сердца моего.
1 февраля 1957 г.»
(Указы Святителя Луки Войново-Ясенецкого)
Иллюстрация: и/м Михей (Шаповалов), справа/uzap.blagochin.ru
Читайте также:
- «Люди поставили свой бизнес выше Бога»
- Патриарху на Евангелие
- Отчет о церковных финансах: кто и перед кем?
- Брать или не брать? Да не вопрос!
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: