Отчет о церковных финансах: кто и перед кем?

30 августа 2018 Алексей Плужников

Недавно на «Ахилле» была опубликована новость о том, как зампредседателя СИНФО Александр Щипков высказал мысль, что Церкви негоже отчитываться за свои добрые дела и за финансы перед такими, как популярный блогер Артемий Лебедев. Мол, секулярное общество (представителем которого выставлен Лебедев) не имеет права спрашивать с Церкви, отвечать Церковь должна только перед Богом.

В наших соцсетях развернулась дискуссия по поводу этого высказывания. Некоторые мысли были такие: да, Щипков прав в том, что перед Лебедевым отчитываться не стоит: он денег не жертвует, поэтому и спрашивать права не имеет. А если кто-то из православных жертвователей спросит отчета за свои деньги, то, мол, ему можно такой отчет дать. (Видимо, если не спросит, то и тем лучше.)

Давайте немного остановимся на этих аргументах.

Во-первых, надо уточнить понятия, потому что в полемике кто-то случайно, а кто-то намеренно порой их подменяет. Когда пафосно говорят «Церковь должна отчитываться перед Богом, а не перед секулярным обществом», то в сознании читателя как бы должна предстать величественная Церковь Божья, состоящая из ее Главы — Христа, Божьей Матери, ангелов, святых, подвижников, миллионов верующих, живых и отошедших в горний мир, всех тех веков и тысячелетий, которые Церковь существует. И содрогнуться от кощунственного предположения, что какое-то там «секулярное» общество, то есть сознательно отказавшееся от религиозных идей, антицерковное по сути, живущее по грехам и по заветам демонов, смеет чего-то там с Церкви спрашивать. Богохульство! Кощунство! Статья об оскорблении наших чуйств! (Хотя, простите, это ведь только секулярное общество должно на какие-то там статьи и законы светского государства ориентироваться, а Церковь, если отвечает только перед Богом, то и уповать должна только на Бога. Или нет?..)

Ну так вот это — ложь. Хитренькая такая, подленькая, фальшивая. То самое «секулярное» общество, к которому вы так спесиво относитесь, — это в основном те же самые «86% православных», номинально крещеных, чьими «мертвыми душами» вы так успешно оперируете, когда требуете себе новые участки под строительство храмов, новые преференции по проникновению в школы, вузы, армию и т. п. На самом деле — это обычное российское общество, которое спрашивает не с Церкви Божьей, а с самой обычной религиозной организации, зарегистрированной в органах юстиции РФ, под названием «РПЦ (МП)». Той самой организации, которая считает, что отчитываться перед обществом, в котором она существует и от которого много чего хочет, она не обязана. Не обязаны? Отлично: снимитесь с регистрации, закройте все свои «юридические лица» — приходы, закройте счета в банках, прекратите вести торговую деятельность под уютным брендом «пожертвования», свалите с голубых экранов телевизора (а то от ваших драгоценных камений на митрах и панагиях уже в глазах рябит), разбредитесь по квартирам, собирайтесь там на молитву по воскресеньям — и да будет вам счастье. Общество больше и не подумает с вас ничего спрашивать. Церковная жизнь станет сугубо вашим частным делом, таким же, как дача, рыбалка и совместные походы с палатками. (И так будет наиболее правильно, добавлю от себя.)

А то вы хотите общество поучать, как ему жить, возмущаетесь абортами, которые по ОМС (а вам какое дело? За ваши пожертвования, что ли? Какое вы имеете право спрашивать с государства и общества отчета о том, куда идут налоги?), хотите навязать всем детям ОПК, долдоните день и ночь о духовных скрепках, а «отвечать за базар» не хотите? Хотите обратно жить по лозунгу «Самодержавие, православие, народность (=крепостные)» без всяких обязательств?

Вернемся к Лебедеву, перед которым «не надо отчитываться», потому что «он денег не жертвует». Простите, а откуда вы знаете? Может, Артемий вообще юродствует? На словах он одно, а на деле по ночам кирпичи таскает на строительстве какого-нибудь храма, прикинувшись гастарбайтером? Или миллионы тайно у порогов храмов подкидывает? Или просто творит добро напрямую тем, кто в этом нуждается? Может и нет, но ведь может и да — почему вы сразу готовы «в морг, значит, в морг/ад»?

Кстати, по поводу добрых дел: «Студия Артемия Лебедева» создала великолепный инструмент в помощь редакторам-корректорам для верстки текста на сайте: «Типограф». Я им пользуюсь давно и нахально бесплатно — вот я считаю, что Лебедев делает доброе дело, помогая в том числе «Ахилле» делать сайт более качественным. (Вот, вместо денег сделал маленькую рекламу — от благодарного выпускающего редактора.)

Да в любом случае: Лебедев — известнейший и популярный блогер, у которого тысячи подписчиков. РПЦ не интересует добрый пиар? Надо только отпинывать всех? Сейчас многие фирмы используют блог-туры, приглашают блогеров к себе, чтобы они потом написали что-то доброе по компанию и ее деятельность.

Но, как видим, РПЦ (в частности, ее официальных спикеров из отдела по этим самым отношениям с обществом, секулярным в том числе) не слишком беспокоит, что репутация «Церкви», а точнее, самой РПЦ, упала ниже всех возможных плинтусов. И виной этому не лебедевы, не секуляры какие, а в первую очередь господин Гундяев, архиереи, те самые пресловутые «попы на мерседесах» (которые то и дело попадают в ДТП со смертельным исходом, и погибают обычно люди на более дешевых машинах), ну и спикеры, которые оправдывают роскошную жизнь высшего духовенства. В то время, когда в стране качество жизни большей части населения неуклонно снижается, несоответствие жизни иерархов и священников проповедуемым ими евангельским ценностям вызывает только растущее презрение и озлобление. Не видеть этого могут только совсем слепые или обнаглевшие (касательно патриархийной верхушки — я за второй вариант).

Ну ok, допустим, гонор не позволяет отчитываться перед секулярным обществом (правда, деньги собирать с этого общества на строительство храмов и прочие нужды вполне можно, тут противоречий с совестью не наблюдается). Хорошо, кто и когда отчитывается перед народом церковным? В отчетность перед спонсором, который дает миллионы на строительство храма, особенно, если спонсор — крутая шишка или бандит в галстуке (что обычно одно и то же), я еще могу поверить, но перед своими же прихожанами? Кто из настоятелей регулярно вывешивает в притворе храма или на сайте финотчетность, или рассказывает на приходском собрании о доходах/расходах прихода? Именно честно и полностью, а не общими словами с жалостливым видом кота Базилио «нам вечно денег не хватает, приносите нам еще!»? Много таких настоятелей?

Я помню, как временами рассказывал прихожанам, какой доход в месяц у прихода, сколько на что тратится, сколько мы отстегиваем в епархию, на какую сумму вынуждены закупать товар (моя честность всегда могла быть подтверждена присутствующим тут бухгалтером и работниками лавки, да и сами прихожане отлично видели, как живет приход, где живет и на чем ездит настоятель). Знаете, какая была реакция некоторых прихожан на такие отчеты? — Недоумение и возмущение. «А зачем мы в епархию платим?! И в патриархию? Пускай сами на себя собирают и обеспечивают! Почему мы должны оплачивать архиерея, его иподьяконов, православный университет, патриархию, сдавать принудительно на нужды Сирии, Донбасса и проч.? Мы на свой храм жертвуем, а патриархия нас не волнует!» И это у меня был маленький приход, и люди вполне мирные. А в большом приходе такая правда может и до бунта довести (и до доносов в епархию — и «конец карьере» настоятеля, как поется в одной песне (ссылка 18+)).

Про отчетность со стороны епархиального архиерея и патриархии умолчу, зачем народ смешить. Тут и так все понятно: они отчитываются «перед Богом», а не перед ничтожными овцами, которых они пасут, стригут и кушают. Вот только не понимают они, не верят реально, что держать отчет перед Богом им действительно придется… И за то, куда пошла каждая пожертвованная Церкви копейка, тоже. Не сомневайтесь.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: