Одни сперва пороли, потом спрашивали урок, другие наоборот

11 февраля 2019 священник Александр Розанов

Отрывок из книги «Записки сельского священника». Под псевдонимом «Сельский священник» публиковался священник Александр Розанов, который сначала служил в Саратовской губернии, потом при Мариинской колонии Московского воспитательного дома. Записки публиковались в журнале «Русская Старина», охватывают период примерно с 1840 по 1880 гг.

***

В начале тридцатых годов не было определено, каких лет и с какой подготовкой духовенство должно было помещать детей своих в духовные училища. В одном и том же классе можно было сидеть — на сколько достанет терпения. Поэтому очень многие, даже большинство, поступали в первый класс лет семнадцати и более, некоторые с азбукой, а некоторые с псалтирью. И мается такой Митрофан лет шесть в первом классе, да только и думает о том, как бы ему поскорее в пономари, да жениться. И в классе и, в особенности, в квартире, кроме охальства нельзя было видеть ничего от таких остолопов. Таковыми они, конечно, поступали и в приходы, таковыми были и в жизни, и позорили собой все духовенство.

Я поступил во второй класс восьми лет, но у нас были бородачи. Однажды учитель Гиацинтов поставил на колена Лаврова, подошел к нему, погладил по щеке и говорит: «эх, Лавров, у тебя борода-то больше моей!» А Лавров не брил только глаза да нос — бородища во всю щеку.

Во втором классе проходились: русская грамматика, первые четыре действия арифметики, св. история, краткий катехизис, чистописание и пение. На все предметы учитель был один, с жалованьем 150 р. ассигн., что, по настоящему курсу, составляет 43 р. в год. Все предметы мы учили как Отче наш: сам себе задаешь вопрос и сам отвечаешь на него. Спросит, бывало, учитель: «ну-ка, Z, говори урок!» И валяешь: что есть арифметика? арифметика есть наука о числах. Что есть число? Число есть собрание единиц… — «Хорошо, садись». Или по грамматике: Богу, начало Бог, имя существительное, мужеского рода, числа единственного, падеж дательный. И стараешься откатать, не переводя духу. — «Хорошо, садись!» Объяснений каких-нибудь, толкований — ровно ни слова. В третьем и четвертом классах было по два учителя, и если какой-нибудь, по ошибке, что-нибудь объяснит, то это, как необыкновенное событие, сейчас разнесется по училищу. Ученик такого учителя непременно скажет всякому встречному: у нас ныне NN. толковал.

У учителей наших было два метода занятий с учениками: одни сперва пороли, потом уже спрашивали уроки, а другие сперва спрашивали уроки, и потом уже пороли. Тем только и отличались один от другого. Каждому из лучших учеников давалось человек по 15-ти, для выслушивания уроков до начала классов. Каждый из этих 15-ти должен прочитать свой урок старшему, который, поэтому, назывался авдитором. Тот отмечал в особой табличке: sc, то есть sciens — знающий; nb, — non bene — не хорошо знающий и проч. Таблички эти клались на стол учителя, до его прихода. Приходит учитель, смотрит таблички, — и всем, нехорошо знающим, лупка. Хворать не полагалось и отговорок никаких не принималось. Отпорет, этак примерно, человек тридцать, ухмыльнется: «ну, теперь за уроки!» Начинает спрашивать имеющих sc — знающих. Иногда, на беду, тот и запнется. «Нотатчик! (слушавший урок и давший хорошую отметку) Что, калач с него съел?! Ступай!» И… порка нотатчику.

Каждый день у нас назначалось по четыре дневальных по очереди. Первой обязанностью дневального было приготовить лозы, т. е. розги; второю — подмести класс. Приходит очередь дневать, с вечера идешь в щепной ряд и покупаешь метлу. Торговцы уже знают, зачем мальчишке метла, и хохочут: «а ты выбирай не больно жидкую; ведь, может быть, пороть-то тебя же самого будут!» Но метла выбиралась такая, у которой прутья были самые тоненькие, чтобы лоза вышла самая жиденькая — мягкая, иначе самому зададут лупку, коли лозы плохи и ломки. Навяжешь четыре лозы и идешь утром в класс, нимало не думая скрывать их от горожан, потому что это считалось делом совершенно обыкновенным.

На обязанности же дневальных лежало пороть. Я хотя и бывал дневальным, но не сек никогда; не секли со мной и еще человека четыре, потому что мы и не любили этой операции, да и малосильны были для нее. Когда же учителю хотелось какого-нибудь бородача пробрать, как говаривал он, то он кричал: «эй, Фавматургов, Ексцеллентеров, Копенгигенов! Ну-ка, задайте!» И из-за развалившейся печки, с полу, три-четыре силача подымаются с глупыми и заспанными рожами. Это исключающие, как звались тогда подобные, т. е. исключающиеся. Таких в каждом классе было много. Они уже не брали книги в руки; они только пьянствовали, безобразничали, ходили в класс от скуки, и любимым занятием их было пороть. Это были палачи, в полном смысле этого слова. Но и тот, которого учителю, для разнообразия и развлечения, без всякой особой причины, вздумалось пробрать, был такой же силач, как и его палачи, и даться живым в руки не хотел. Сидели такие всегда на задних партах, а парты наши были толстые, высокие и долгие во весь брус скамейки. Ухватится такой за парту и ждет. Нужно было его вытащить, а это не так легко. Доберется до него Фавматургов с приятелями, и начнет мять и отдирать от парты. Но тот вцепится в парту руками, обовьет скамейку ногами, и замрет. И почнется возня: сопят, крехтят, парты и скамьи трещат, летят вверх ногами, пыль, хохот!..

Учителю и любо. «Молодец Апелляционов, — подзадоривает он, — не поддавайся, хорошенько их по зубам». Апелляционов поверил учителю, и только поднял кулак, чтоб хватить Фавматургова в рыло, как Ексцеллентеров схватил его за руку и замер на ней. Учителю и любо, что обманул; животики надрывает, хохочет. Апелляционов, хоть и обессилел на одну руку, но крепко обвился ногами и ухватился другою. Учитель подзадоривает другую сторону: «Эх, Фавматургов, еще кулачные бойцы все вы трое, а не сладите с одним! Ну-ка, Бриллиантов, Пигмеев, помогите им!» Против пятерых уже недостает сил, и Апелляционова вытаскивают и порют, — и порют в две лозы ужасно!.. Апелляционов молчит, и только отдувается. Учитель сидит и посмеивается: «А, молчит? Валяй, ребята, пока закричит!» Те дерут, что есть мочи… «Ну-ка, ребята, — смеется учитель, — переверните, да комлями!» Перевернули, и начали бить по животу. Все тело превратилось в какую-то говядину… Наконец, убитый до полусмерти, едва живой, Апелляционов застонал. Учитель, совершенно довольный тем, что он, наконец, добился-таки своего — что тот застонал — улыбаясь, говорит: «ну, будет с него, до завтрашнего дня, довольно!» И несчастный, едва живой, пополз под парты.

Такие учительские забавы у нас повторялись нередко. Надобно заметить, что учитель наш, Гиацинтов, был самый добрый изо всех учителей. Но что делалось в четвертом классе, где учителями были инспектор Архангельский и товарищ его Церебровский, так это выше всякого описания! В училище нашем, почти каждую минуту можно было слышать самые отчаянные крики: то в том классе секли, то в другом, а то разом во всех вместе. Не знаю, по какому случаю меня в училище не высекли ни разу. От Архангельского и Церебровского я, вероятно, не отделался бы. Но Церебровский скоро вышел, а Архангельского, по одному делу, засадили в острог. Уж и радовалось же все училище, когда его забрали!

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: