Ответы дает история, или Немного о взносах

10 февраля 2022 священник Илья Соловьев

Очень хорошее впечатление осталось у меня от презентации книги А.Л. Беглова о приходе, которая вышла совсем недавно. Презентация состоялась в режиме онлайн, состав участников был поистине звездный.

Замечательный отзыв о презентуемой книге оставил проф. А.Ю. Полунов — мой однокурсник по МГУ и давний член редколлегии серии «Материалы по истории Церкви». Много интересных вопросов задавали автору и другие участники презентации.

Одна из затронутых тем — значение реформы 1808 г. для приходской жизни Православной Российской Церкви — выходит за чисто академические рамки. И это почувствуют те, кто знает реалии современной церковной жизни.

Известно, что в 1808 году была проведена одна из важнейших реформ в истории Российской Церкви, которая создала новую систему духовного образования и духовной науки. Созданная трехступенчатая система духовной школы в виде духовных училищ, семинарий и академий полностью оправдала себя. Одновременно в рамках этой реформы произошло изменение положения православного прихода. По сути дела реформа 1808 г. привела со временем к параличу приходской жизни. Фактически приход перестал быть живой самоуправляющейся общиной, материальные средства его в значительной степени изымались в виде взносов, церковный староста выходил из подчинения приходской общины, хотя формально и избирался ею и т.д. Приходская реформа 1808 г. заложила фундаментальные противоречия не только между клиром и мирянами, но в каком-то смысле и между Церковью и государством, между которыми был вбит «клин утилитаризма».

«Взносы» на церковные нужды, конечно, собирались на благое дело — на духовное образование, которое государство финансировать не собиралось. Расцвет духовной школы не устранил всех недостатков этой системы, но все же привел к тому, что со временем в нашей Церкви появились по-настоящему образованные кадры священнослужителей, а не простые начетчики. В этом большой плюс Синодального периода. Духовное образование способствовало тому, что в среде духовенства началось пробуждение, хорошо обозначенное в знаменитом труде прот. Георгия Флоровского. Образованное духовенство, прежде всего столичное, стало осознавать те печальные явления церковной жизни, которые от века укоренились в России. И оно стало выступать за обновление, понимаемое не как возврат к прошлым, хотя бы и первохристианским нормам только, не как перекраивание фелони по древним образцам. Но это — тема для отдельного разговора.

Так что же «взносы»? Именно благодаря приходской части реформы 1808 г. началось омертвение прихода. Приход был фактически закрепощен. Такова была своего рода «плата» в том числе и за образование духовенства. И удивительный парадокс того времени.

Известно, что в недавнем прошлом система церковного образования в России перекроена по «болонскому типу». Не всем ясно, что представляет собой эта новая система и какая была необходимость в ее перестройке. Ясно только то, что она не способствовала поднятию уровня духовного образования, но, по моему мнению, существенно снизила его.

Кроме того, духовное образование стало восприниматься многими как путь к карьере — настоятельству в богатых приходах, ответственным должностям в благочиниях и выше. Число заочников в духовных академиях возросло до неимоверных размеров. Но что такое выпускники заочного сектора наших духовных школ, прежде всего академий? Вспомню здесь только одного из них — моего коллегу. После экзаменов его спросили: «Как по-гречески будет „здравствуйте“»? В ответ батюшка только отмахнулся. Что, мол, вспоминать.

И сегодня у нас в Церкви возросли взносы. Они должны направляться на общецерковные и епархиальные нужды, на благое дело содержания духовных школ и т.д. Как отразились они на приходах? Не упало ли качество духовных хоров, не наступило ли «опрощение» церковной жизни, не приобрели ли значение на приходах разного рода спонсоры в ущерб простым прихожанам, не сократились ли возможности социальной работы? А что кроме взносов? Каким образом могут компенсировать недостатки современной приходской жизни т.н. ответственные работники на приходах по направлениям (молодежному, катехизации и т.д.)? Всегда ли правдива их радужная отчетность? Наконец, какова теперь роль Приходской общины?

Вопросов много.

А ответы дает история.

Источник