Паломничество «Ахиллы» по храмам Урала. Часть 1

21 августа 2018 Алексей Плужников

Немало лет редакция «Ахиллы» смотрела на жизнь РПЦ изнутри: Ксения Волянская — в качестве прихожанки и ведущей православного радио, а главред Алексей Плужников — больше одиннадцати лет смотрел на церковную жизнь из-за алтарной перегородки. Теперь у нас появилась возможность взглянуть на это со стороны, свежим взглядом. И так как мы стараемся регулярно путешествовать — пешком или на велосипедах — по Среднему и Южному Уралу, то мы решили «прикинуться тапочком», то есть захожанами: заходить в храмы на службы (если есть возможность) или в другое время, расспрашивать работников храма о местных порядках, ценах на требы и проч. В первую очередь мы интересовали вопросом «как у вас тут с крещением?», потому что отношение настоятеля к порядку принятия новых христиан в Церковь показывает довольно важную сторону жизни конкретного прихода.

Стоит подчеркнуть, что наши записки не носят какого-то скандального или разоблачающего характера. Ничего нового, неизвестного церковных людям, мы не увидим и не напишем. Это скорее этнографические заметки, или нечто социологическо-религиоведческое, сбор фактов и впечатлений: мы просто фиксируем, что вот такова жизнь — а уж выводы каждый может делать сам. И мы далеки от осуждения тех или иных батюшек за их действия или бездействия, потому что знаем, что причины этого бывают намного глубже, чем мы или другие захожане способны увидеть за 10 минут в новом для себя приходе.

***

17 июня 2018 г. село Быньги, храм Николая Чудотворца

Храм в селе Быньги (расположенном на окраине г. Невьянска Свердловской области) был построен аж в 1789 г. До сих пор он является достопримечательностью, сюда часто приезжают туристы.

Знаменитая чугунная колокольня

Мы приехали в храм в одно воскресное летнее утро. Вокруг храма немало машин, сбоку во дворе — детская площадка, мальчишки лазят вдоль стен храма.

Пустой притвор под колокольней, отделенный от храма большими дверями. На одной стене — старинное изображение Страшного суда, на другой — фотографии воскресной школы прихода.

Входим в храм. «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней…» — глухо слышится голос священника из-за высокого иконостаса. Деревенский хор дребезжаще затягивает: «Достойно есть, яко воистину блажити тя, Богородицу…» Но слышно их плохо, потому что у входа царит порядочный шум и гам.

Людей на службе немало, несколько десятков, впереди люди стоят более-менее тихо, но ближе к выходу народ не стесняясь разговаривает в полный голос, видно, что некоторые ждут крещения — они вместе с младенцами на руках.

Церковных лавок в храме две — слева и справа от входа. Справа за стойкой тетушка — она выдает свечки, принимает записки на молебен свт. Николаю, около нее в железной сетке запихнуты платки для тех женщин, кто хочет соблюсти благочестие. Есть и привычные тряпки, изображающие юбки на завязочках — некоторые женщины и девицы уже обмотали свои штаны этими уродливыми кусками ткани.

Слева за прилавком идет бойкая торговля. Не только покупатели, но и свечница разговаривают практически в полный голос (напомню: идет евхаристический канон), мало того, она кричит товарке напротив (между ними метра три): «У тебя нет таких-то свечей? А то у меня только по двадцать остались, самые дешевые!» Та кричит в ответ.

Кто-то покупает свечки, кто-то оформляет крещение: одна женщина отошла от лавки со свидетельством и крестиком.

Возгласы священника слышны с трудом: не только из-за иконостаса и акустики, но и из-за его невнятного быстрого проговаривания.

Наконец спели «Отче наш», «Святая святым». Священник причащается, обе тетушки-свечницы, как и обычно бывает на приходах, пошли по храму с тарелками, перекидываясь со знакомыми женщинами репликами: «Да-да, мелочь надо — нам на сдачу не хватает в лавке!»

Разговоры в полный голос продолжаются и тогда, когда священник выходит причащать — кроме причастников, на него никто не обращает внимания. Тетушка в лавке упоенно перебирает, позвякивая, монетки, которые собрали во время тарелочного сбора.

В храме есть кружки в разных местах: «На реставрацию храма», «Сотворите милостыньку» на воскресную школу. Но самое удивительное — и такого я не видел еще ни в одном храме — около огромного бака со святой водой стоит кружка: «Пожертвование за святую воду»…

В лавке тоже можно купить бутылку святой воды за 30 рублей. Свечи «восковые» (в кавычках, потому что качество их даже по виду таково, что воска там в лучше случае треть или меньше) — от 20 до 70 р.

После литургии настоятель, священник в возрасте, произносит бодрую проповедь о том, что не надо заботиться о земном, как учит Евангелие, не надо собирать богатств на земле, мол, все умрем и надо больше думать о вечности.

Подхожу к свечнице, которая с трудом отрывается от своего увлекательного занятия — пересчета монеток. Прикидываюсь валенком (тем более, у меня вид натурального туриста, с фотоаппаратом наперевес, с рюкзаком):

— Скажите, как у вас тут с крещением — какие правила?

Тетушка бодро начинает объяснять:

— Крещения у нас происходят только по воскресеньям. Вы должны приехать пол-одиннадцатого, чтобы записаться и все оформить. В одиннадцать батюшка беседует с крестными и родителями и потом сразу проводит обряд. Взрослого батюшка крестит в тазике — поливает его из ковшика.

— А сколько стоит?

— За крещение у нас пожертвование (я уже собрался внутренне выдохнуть с восхищением…) — три тысячи!

В самой лавке книжек нет, только иконы, серебро и открыточки с видами храма. Книжки почему-то на отдельном столе, ближе к центру храма. Книг всего несколько десятков. Среди обычных брошюр о молитве, посте, исповеди и «русском мате» епископа Митрофана (Баданина) попадаются книги православной прозы: из «зеленой серии», есть книга Марии Сараджашвили про «Любопытную Варвару». Среди немалого количества книг свящ. Даниила Сысоева и прот. Андрея Ткачева вдруг выскакивает книга, написанная в соавторстве Мариной Журинской и Сергеем Худиевым. Но в целом взгляд остановить не на чем.

В храм мы зашли еще раз, после того, как крещение уже закончилось. В храме собралась группка детей, возможно, из воскресной школы, для них настоятель провел молебен на окончание учебного года.

Чугунные ступени
Чугунный пол в храм
Храм — памятник архитектуры, поэтому состояние его ветхое

Часы уже недействующие

Крыша на дровяннике перед алтарем в цветах российского триколора

В Быньгах есть еще единоверческий храм во имя Казанской иконы Божьей Матери, но зайти внутрь уже не удалось: к тому времени там все закончилось.

Продолжение следует

Все фото «Ахиллы»

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: