Партнерская семья и добродетельная женщина из притчи Соломона

5 марта 2018 Ольга Ткаченко

Патриархальная семья считается единственно правильной моделью семьи для православных людей. Муж — глава жены, жена должна во всем слушаться мужа, подчиняться ему. Но так ли это обязательно?

Патриархальная система взглядов устанавливает жесткие гендерные рамки: женщина должна быть нежной, слабой. Она занимается домашним хозяйством и воспитанием детей. Она обязательно нуждается в защите, сильном плече. Женщина ничего не решает, но и с ней никто не считается.

Муж — сильный, решительный, финансово обеспечивает семью, а также делает разные строительные работы в доме. Большая часть ответственности лежит на мужчине.

Это тяжело для обеих сторон. Для мужчины это слишком большая нагрузка, с точки зрения финансовой ответственности за семью и детей, которую он тянет один. И крайне невыгодно для женщины, которая полностью зависит от мужа материально. Ее функция сводится к обеспечению бытового комфорта семьи, это лишает ее, в значительной мере, уважения домашних, а финансовая зависимость ставит в крайне уязвимое и часто унизительное положение. Если отношение мужа к ней изменится, идти будет некуда, прокормить себя и своих детей такая женщина не сможет.

В православии патриархальная модель семьи становится сакральной, поскольку в послании апостола Павла отношения мужа и жены уподобляются отношениям Христа и Церкви (Еф 5:24). На мой взгляд, это всего лишь метафора, которая в том обществе была более понятна, а сейчас никак не соотносится с окружающей действительностью. Апостол описывал современный ему уклад жизни, который тогда был распространён повсеместно, однако, постепенно стал меняться. В православии это часто воспринимается как непреложный догмат. Но апостол, например, в своём послании велит рабам повиноваться своим господам. К счастью, рабовладение ушло в прошлое по самым разным, прежде всего экономическим причинам. Свободный человек работает намного эффективнее, кроме того, возникло понимание, что христианину неприлично иметь в собственности другого человека как вещь.

Сейчас становится очевидным, что два взрослых человека могут договориться друг с другом на условиях равенства прав и обязанностей, для этого не надо наделять одного из них дополнительными властными полномочиями.

Патриархальная семья является крайне удобной почвой для развития разных форм домашнего насилия. Известный психолог и судебный эксперт в области домашнего насилия Лэнди Банкрофт в своей книге «Зачем он делает это?» прямо пишет, что работая с многими сотнями мужчин, обвиняемых в психологическом и физическом домашнем насилии, он нашёл, что их объединяет одна общая черта. Все они считали женщин ниже себя и полагали, что власть должна принадлежать им безраздельно. И именно насилие было тем инструментом, которым они утверждали свою власть в семье.

В современном мире идея о том, что женщине непременно нужен начальник, которого она, как ребёнок, должна слушаться, выглядит достаточно странно.

Ирина Чеснова, известный психолог, специалист по психотерапии супружеских отношений, в своей книге «Взрослые игры, секреты счастья и удовольствия совместной жизни» пишет об этом так: «Сейчас мы являемся свидетелями того, как постепенно и очень медленно нормы меняются: на смену традиционным семейным отношениям приходят отношения равные, партнёрские, которые гораздо лучше удовлетворяют потребности людей в том, чтобы чувствовать себя любимыми, быть собой и проживать жизнь в радость».

Партнёрские отношения — это отношения равных, союз двух зрелых, ответственных людей. В них нет начальника и подчиненного, а также нет строгого разделения на мужские и женские обязанности. И ведь за исключением тяжёлой физической работы (которой немного, если вы не живете в деревне), а также вынашивания и вскармливания детей, супруги вполне могут заменить друг друга. А когда оба партнёра вносят равный финансовый вклад, жить становится намного проще. Также гораздо легче, когда домашние обязанности разделяются между двумя работающими людьми, никто не чувствует себя ущемлённым, что очень важно для достижения баланса в семейной системе.

Как же могут выглядеть партнёрские отношения? Как проявляет себя женщина, которая не зажата гендерными рамками патриархальной семьи?

Ответ на этот вопрос содержится в книге Притчей Соломоновых (31:10–31). Это притча о добродетельной жене:

Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов. Уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка. Она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и — светильник ее не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее. Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским. Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем, и не ест хлеба праздности. Встают дети — и ублажают ее, — муж, и хвалит ее: «много было жен добродетельных; но ты превзошла всех их». Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!

Что важно в этой притче? Мы видим женщину, которая, выражаясь современным языком, ведёт два бизнес-проекта: риэлторский бизнес и изготовление и продажа хендмейд аксессуаров. Она также успешно управляет немалым домашним хозяйством, занимается благотворительностью.

Какие же качества этой женщины наиболее ценны для автора притчи?

Прежде всего, это ее ум (она способна дать кроткое наставление), фантастическое трудолюбие и тот существенный материальный вклад, который она вносит в семейный бюджет.

Очень необычно, что эта женщина привыкла опираться не на мужчину, а на себя. Она финансово абсолютно независима от мужа (скорее всего, её дети уже выросли, при младенцах на руках такое мало возможно).

Над ней никто не стоит с палкой, заставляя её работать. Она также не стремится угодить мужу. Добродетельная жена просто живёт так, как ей нравится, реализуя свои таланты и способности. Именно её независимость дает ей возможность спокойно смотреть в будущее. Крайне важно, что рядом с ней человек, для которого её вложения являются ценными, и восхищение мужа и детей дают ей дополнительные силы для новых подвигов. Отношения в этой семье строятся на взаимном уважении, мудрая жена не стремится взять верх над мужем, но и не стремится подчиниться ему.

При всём этом добродетельная жена отнюдь не феминистка, она женственна, ей нравится поддерживать свою красоту — выскажу смелую мысль, что этой женщине не чужды занятиям спортом (препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои).

Главная загадка этого текста из притчи — откуда у этой незаурядной женщины столько полномочий и самостоятельности? Как такое могло быть в патриархальном мире, где женщины находились под властью отца, а затем и мужа? У меня нет ответа на этот вопрос.

Образ добродетельной жены входит в неразрешимое противоречие с покорной, зависимой ролью в семье, которая приписывается женщинам апостолом Павлом. Этого не понимали многие авторы, придерживающиеся патриархальных взглядов. Иными причинами объяснить, как этот библейский текст оказался включён в знаменитый русский Домострой, я не могу.

Когда же начали размываться патриархальные устои? Мне кажется, это начало происходить тогда, когда вследствие династических кризисов престол стали занимать женщины. Очень интересно проследить на примере британской истории, как постепенно общество принимало власть королевы.

Первый такой инцидент произошёл после того, как в 1120 году во время кораблекрушения погиб наследник английского престола, сын Генриха I, Вильгельм Аделин (внук Вильгельма Завоевателя).

Король был вынужден объявить своей преемницей дочь, императрицу Матильду. Он также заставил знать принести ей присягу верности. Впоследствии это привело к гражданской войне, поскольку английское общество не было готово принять женщину в качестве правителя.

Партию противников Матильды возглавили Стефан, ее двоюродный брат, и его жена Матильда Булонская. Примечательно то, что когда Стефан попал в плен, Матильда Булонская была вынуждена заменить его и лично возглавила военную коалицию баронов. Противостояние продолжалось достаточно долго и закончилось воцарением сына императрицы Матильды, Генриха II Плантагенета.

Следующий серьёзный эпизод возник, когда на английский престол вступил Генрих VI, страдавший частыми приступами безумия. Эта ситуация вновь привела к гражданской войне, более известной как война Алой и Белой Роз.

Лагерь Ланкастеров возглавляла супруга Генриха, Маргарита Анжуйская, которая фактически управляла страной от имени мужа и организовывала военное сопротивление против сторонников партии Йорков. Невозможно вообразить, как с этим справлялась Маргарита, так как в то время король был обязан хорошо владеть мечом и в бою подтверждать свою храбрость и личное мужество.

Однако, первым по-настоящему самостоятельным женским правлением можно по праву считать правление Елизаветы I. Впервые женщина правила сама, а не от имени малолетнего сына и не от имени отсутствующего в военном походе мужа. Это было благосклонно принято английским обществом, которое на протяжении четырёх веков постепенно привыкло к новой реальности.

Ну, а там, где высший управленческий пост занимает женщина, разговоры о том, что роль женщины полностью исчерпывается ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей, звучат несколько неуместно. Более точным будет утверждение, что для части женщин комфортно существование в жестких рамках своей гендерной роли, а другую часть такое положение дел не устраивает.

В современном мире женщины также нередко успешно справляются с управленческими функциями, и в этом нет ничего удивительного. Я ещё помню то время, когда на выборах в Германии в первый раз победила Ангела Меркель. Тогда были большие сомнения, так как канцлером впервые в истории немецкого государства стала женщина. Журналисты обсуждали вопрос, как же следует к ней обращаться, ведь название её поста не имеет привычного феминитива. Однако фрау канцлер успешно трудится на своей непростой должности, возглавляя одну из самых крупных европейских экономик много лет, и все давно привыкли к этому положению вещей. Ее ругают и хвалят точно так же, как ругали бы и хвалили любого мужчину на её месте.

Точно так же постепенно привыкнут и к партнерской семье, которая уже распространена, в частности, в Скандинавских странах, где супруги по очереди уходят в декретный отпуск после рождения детей.

Шаг за шагом патриархальная семья уходит в прошлое, поскольку людям становится ясно, что семейную жизнь по гендерным стандартам строить крайне тяжело. Эта модель, которая раньше помогала выживать, воспитывать детей, больше не работает, и это следует признать.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340

С помощью PayPal

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: