Пассия и ее миссионерско-экуменическое значение
9 апреля 2019 Кирилл Белоусов
Прочитал текст постоянного автора «Ахиллы» Ильи Крюкова, посвященный его сомнениям относительно христианского характера пассии — чинопоследования с акафистом Страстям Христовым. Не могу не ответить на его критику, ведь эти тезисы весьма распространены в Русской Православной Церкви.
Действительно, пассию не любят за то, что автором ее первоначального последования был митрополит Петр (Могила), которого многие считают криптоуниатом. Однако, автором входящего в нее акафиста был святитель Иннокентий Херсонский — и не стоит об этом забывать по идеологическим соображениям.
Уважаемый Илья считает, что пассия — это попытка поразить воображение, потрясти чувственность, нервы и пробудить чувство вины. Также ему не нравится то, что в пассии присутствуют медитативные приемы. Но подобные молитвенные техники присутствовали еще в ветхозаветном богослужении, которое было основано на псалмах.
Никто не будет спорить с тем, что псалмы пелись под аккомпанемент музыкальных инструментов. Ведь даже само название этой библейской книги происходит от названия древнего струнного инструмента — Псалтирион (ψαλτήριον). Впоследствии в иконографии образ этого инструмента трансформировался в арфу.
Не менее интересно обратиться к Шестопсалмию, которое слышит на каждой православной утрене любой воцерковленный человек. Что же мы видим? В конце каждого псалма повторяется один или два наиболее выразительных стиха, как бы суммирующих его содержание. Чем вам не медитативные техники, а именно: концентрация внимания и воли, перемежаемые созерцанием христианских духовных образов? Недаром сам термин «медитация» вошел в латинский перевод Библии и начал использоваться богословами еще в XII веке.
Проблема совершенно в другом — в том, что при некоторых видах медитации человек может входить в измененное состояние сознания. Но это все относится к оккультным практикам, не правда ли? При чем тут православное великопостное богослужение, сформировавшееся в XVII-XVIII столетиях?
А теперь о самом главном — в идеале служение пассии подразумевает литургическое творчество. К примеру, первоначально на пассии читались только так называемые «страстные евангелия»: на первой — Мф.26; Мф.27, на второй — Мк.14; Мк.15, на третьей — Лк.22; Лк.23, на четвертой — Ин.18; Ин.19. После чтения Священного Писания произносились проповеди. И это было особенно важно для мирян — ведь пассия сформировалась в XVII веке, когда еще не существовало синодального перевода на русский язык.
Как известно, по мере распространения этого последования по России к чтению Евангелия добавился еще и акафист Страстям Христовым. А теперь вернемся к нашим реалиям. Поскольку сегодня Библия есть в каждом доме (если не в печатном варианте, то ее можно найти за два клика в окне поисковика), чтение страстных евангелий может сокращаться в пользу проповеди. Более того, никто не запрещает читать и петь вышеназванный акафист на русском языке (как и на языках других православных народов). Судите сами, божественную литургию уже служат на русском языке — да еще и архиерейским чином.
Интересно, что само отдельное и официальное последование пассии было выпущено только в 2013 году. При этом в разъяснительном циркуляре Московской епархии подчеркивалось то, что пассия предназначена для тех мирян, которые не имеют возможность посещать богослужений Страстной седмицы.
В заключение спросим автора, как евангельские слова, составляющие основу пассии, могут довести духовно и психически здорового человека до состояния исступления? Что католического (в извращенном понимании Игнатия Брянчанинова) есть в акафисте Страстям Христовым, принадлежащем православному автору, жившему в XIX веке?
Таким образом, в миссионерской по своей сути службе пассии не может быть ничего предосудительного с точки зрения православного человека, даже самого консервативного.
Добавлю от себя еще одну важную вещь: прекрасно и то, что пассия имеет экуменическое измерение. Ведь эта служба совершается не только в православных храмах, но и на греко-католических приходах (у украинцев, русинов, белорусов и русских). Слава Богу, что она показывает нам единство культурно-богословского пространства христиан Востока и Запада, а также глубинную общность православной и греко-католической духовных традиций.
Читайте также:
Обсудить статью на форуме
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)