Патриарх Кирилл: Не вся критика в адрес Церкви заслуживает того, чтобы к ней прислушиваться

12 февраля 2021 Ахилла

На прошедшем вчера дистанционно заседании Высшего церковного совета РПЦ патриарх Кирилл в своей речи вновь поднял любимую тему — о том, как возросла роль РПЦ в нашем обществе и как из-за этого на нее нападают в соцсетях и СМИ.

«Если говорить о церковно-общественном контексте, в котором развивается наша религиозная жизнь, то необходимо отметить всё возрастающее влияние Церкви на жизнь общества. Согласно социологическим опросам, Церковь входит в тройку институтов, которым общество доверяет больше всего. Но если увеличивается влияние Церкви на общество, то возрастает и сопротивление этому влиянию. Чаще всего это выражается через социальные сети, в которых представлено достаточно много материалов, направленных на понижение уровня доверия к Церкви. Все это очень логично: чем сильнее действие, тем сильнее противодействие; так ведь и было на протяжении всей истории».

Патриарх считает, что патриархия «трезво оценивает все то, что происходит в сфере церковно-общественных отношений, особенно реакцию средств массовой информации и Интернета на жизнь Церкви», и делает логичные выводы: «не вся критика в адрес Церкви, с которой мы сталкиваемся, заслуживает того, чтобы к ней прислушиваться. Значительная часть критики провоцируется негативным отношением к самому факту нашего свидетельства в информационном пространстве». «Новые способы коммуникации предоставляют возможности не только для церковной проповеди, но и для ответной негативной реакции на наше присутствие в обществе, в информационном пространстве. Поэтому мы, братья, должны оставаться спокойными в том смысле, что не происходит ничего такого, что выходит за границы логического развития событий. Еще раз подчеркну: чем сильнее наше свидетельство, тем сильнее будет и сопротивление».

Отмахнуться от критики в стиле «собака лает — караван идет» — лучшая тактика нынешней РПЦ.

А еще, сетует патриарх, новые атеисты нападают, вооруженные секулярной философией и идеологией:

«Можно сказать и о том, что в современном обществе реанимируются, к сожалению, некие стереотипы атеистической пропаганды, пришедшие из прошлого. Это тоже естественно; но сложность ситуации заключается в том, что не только оживают рудименты старой атеистической пропаганды, но и возникают новые идеологические штампы, порождаемые секулярной философией и секулярным образом жизни, которые подчас становятся орудием борьбы с Церковью».

Бороться с негативом атеистов и прочих информационных злодеев патриарх предлагает путем публикации материалов о добрых делах синодальных отделов — по благотворительности, в частности.

А вот попам-блогерам патриарх вновь намекнул, что они находятся под самым бдительным контролем начальства, шаг влево — шаг вправо, сами понимаете:

«Развивая христианское свидетельство в нынешних условиях, следует придать особое значение нашей миссии в социальных сетях. Сегодня мы будем об этом говорить, но я просто скажу, резюмируя все, что увидел, почувствовал, знакомясь с участием духовенства в социальных сетях. Очень непросто дать усредненную оценку нашего участия в этой сфере деятельности. Наравне с блистательными примерами работы в социальных сетях и Интернете мы имеем также опыт очень неумелого присутствия. В результате на те или иные заявления священнослужителей обрушивается мощная критика; порой образ священнослужителя, заявленный в интернет-пространстве, не соответствует идеалу, который сформировался в культурной традиции нашего народа.

Но в любом случае мы должны помнить, что духовенство так или иначе присутствует в этом пространстве, и, думаю, наша задача заключается в том, чтобы помочь священнослужителям не делать ошибок, удержать их от тех действий и слов, отрицательное влияние которых на аудиторию очень хорошо заметно всем, кроме, к сожалению, самих „говорящих голов“ в камилавках или клобуках».

Забавно, как патриарх определяет беды священников-блогеров: они, мол, привыкли говорить ex cathedra, не привыкли к дискуссиям, поэтому «бывает столь болезненной реакция некоторых наших священнослужителей на отрицательные отзывы в Интернете».

Себя, конечно, патриарх к такой компании недискуссионных обидчивых проповедников не причисляет.

Не все батюшки, которых пустили на ТВ и в СМИ, «выдержали соблазн популярности. А когда популярность начала снижаться, у некоторых стали возникать комплексы, стремление вернуть себе популярность всеми средствами и способами. Болезненное восприятие того, что аудитория сокращается, порой приводит людей в рясах к не совсем правильному поведению, в том числе в информационном пространстве».

А еще клирикам нельзя участвовать в спорах на общественно-политические темы, считает патриарх:

«Все, что мы говорим как служители Церкви, будь то в храме или в каких-то аудиториях, все, что мы адресуем людям через информационное пространство, должно иметь только одну цель — спасение людей. Поэтому мы должны сохранять некое бодрствование и способность критически оценивать свои слова, в том числе с точки зрения возможного влияния на духовное состояние нашей аудитории. Когда священнослужитель становится активным участником ожесточенных споров на общественно-политические темы, когда он теряет понимание того, на чем должен быть сделан акцент в его обращении к людям, и превращается в политического комментатора, он приносит больше вреда, чем пользы».

Правильно, спорить не надо, надо только дуть в унисон в одну дуду с властями — это ведь будет не политика, а скрепы.

Ни разу не покривив душой, даже когда публично сам призывал голосовать за путинские поправки в Конституцию, патриарх призвал клириков не выступать ни на одной стороне баррикад (ведь Кремль — не баррикады же):

«Сегодня мы должны … сохранять некую надмирность, не вовлекаться в политические дискуссии, а если такая необходимость возникает, то лишь для того чтобы защитить духовные и нравственные основы человеческой жизни. Если же мы начинаем давать политические оценки происходящему, то делаем большую ошибку. Не надо считать, что наш долг — подхватывать модные тенденции, придерживаться более популярной в определенных кругах, например, среди городской интеллигенции, точки зрения. Наша задача заключается в том, чтобы не допустить вражды между людьми. Выступая на одной стороне баррикады как бы от имени Церкви, мы отталкиваем от Церкви тех, кто по другую сторону баррикады. А и там, и там — наш народ; и там, и там — наша паства. Поэтому то, о чем я говорю, — это не уклонение от проблемы, не попытка спрятать голову в норку или под крыло, не проявление страха, а чувство пастырской ответственности за наш народ. Церковь несет ответственность за всех — за правых, за левых, и мы должны находить правильные слова, которые ни в коем случае не должны разжигать конфликт».

Как истинный пастырь, патриарх Кирилл вновь припугнул всех революциями начала ХХ века:

«Еще раз хочу сказать: в какую страшную бездну были обрушены наша страна и наш народ в результате конфронтации начала XX века! Поэтому, оставаясь самими собой, оставаясь способными говорить правду, оставаясь теми, кто обязан сохранять пастырское отношение к происходящему, мы должны, мои дорогие братья, сознавать огромную ответственность Церкви в нынешнее время и делать все для того, чтобы преодолевались конфликты, которые сегодня присутствуют в нашем обществе, чтобы люди, придерживающиеся разных политических точек зрения, не теряли способность жить и работать вместе».

А чтобы не было конфронтации в обществе, надо жить смирно, покоряясь властям духовным и кремлевским, не слушать городскую интеллигенцию и верить в то, что РПЦ, в лице ее патриарха и иерархов, никогда не кривит душой и не идет на компромиссы с совестью. Так хотел сказать патриарх, но тут в его резиденции отключили Чебурнет, потому что закончился дневной лимит информационной духовности по карточке…

Фото: patriarchia.ru

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: