Патриарх Стамбульский
5 октября 2018 Дмитрий Вайсбурд
В последнее время кое-кто из именующих себя православными христианами имеет наглость называть Константинопольского патриарха — Стамбульским. Намекая на то, что «свою» страну его предшественники утратили и ныне живут в преимущественно мусульманском окружении. Думаю, что тем самым эти люди лишь расписываются в собственной нецерковности. Поскольку пытаются уязвить Вселенского патриарха тем, что как раз и является в наши дни одним из важнейших оснований его вселенскости.
Если уж кто из православных патриархов и заслуживает в наше время положения старшего среди них, то это только патриарх Константинопольский. И именно потому, что он «стамбульский». Поскольку большинство других предстоятелей возглавляют свои национальные церкви, более или менее соотносимые с территориями соответствующих государств. А значит в той или иной мере находящиеся в союзе с этим государством.
Такой союз является, в лучшем случае, тяжким компромиссом. А в худшем (как например, в России) — вопиющим развратом. Потому что государство есть аппарат насилия. Где нет насилия — нет государства. Аналогичный аппарат, не пользующийся насилием, называется самоуправлением. Церковь же призвана в своей деятельности следовать примеру Христа, который, как известно, власть насильственного характера сразу и категорически отверг (от Луки 4:6–8). Так что церкви неприлично как предлагать свои услуги государству (даже вполне респектабельному), так и пользоваться его средствами для своих целей.
Ибо что может быть нужно государству от церкви? Разумеется, оправдание своего насилия. Не правовое оправдание (с этим у государства проблем нет), а именно моральное. А морального оправдания насилию быть не может ни при каких обстоятельствах. Насилие иногда приходится использовать (как, например, в случае с тем же государством), если любая возможная альтернатива еще хуже, то есть еще греховнее. Но и при этом не следует забывать, что насилие все равно грех, хотя и меньший. Так что если церковь не напоминает государству о его греховности, а оправдывает его, она тем самым не исполняет своего призвания в этом мире. А значит — теряет свое качество церковности.
Однако и церковь может получить от государства многие привилегии, и не только материальные (освобождение от налогов и пр.). С древних времен церковь многократно и многообразно использовала государственную власть для своих целей: борьбы с еретиками, распространения своего влияния на новые территории и народы и т. п. Однако не следует забывать — использование государственной власти для своих целей называется коррупцией. И церковно-государственный союз типа «симфонии» отнюдь не исключение, а скорее разновидность такой коррупции. В частности, гонения на «нетрадиционные религии» ничуть не лучше, чем рейдерское отжатие бизнеса. А освящение оружия и благословение на агрессивную войну — прямой аналог взятки.
Так что нормальные (в смысле правильные) отношения между государством и церковью — это конструктивная оппозиция. Без попыток навязать друг другу свой путь. Тем более — без слияния в экстазе. И ближе всего к этой норме из православных поместных церквей в наше время пребывает именно Константинопольский патриархат. А всем остальным хорошо бы у него в этом отношении поучиться.
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: