Покаяние иеромонаха Виктора (Федотова) и политика епископа Диодора (Исаева): как это было

19 ноября 2021 Ахилла

Вчера на нашем ресурсе была опубликована новость с сайта Мелекесской епархии о том, что на собрании духовенства Старомайнского и Чердаклинского благочиний епархии «священноинок Виктор (Федотов) принес свои извинения епископу и покаяние в присутствии всего собрания, раскаявшись в написании открытого письма от 12 ноября 2021 года, размещенного на антицерковном интернет-ресурсе „Ахилла“, признав это своим ошибочным поступком, а написанное — содержащим клевету на правящего архиерея».

Сегодня мы предлагаем нашим читателям расшифровку аудиозаписи этого собрания (вернее, того временного отрывка, который связан с «покаянием» Федотова) с незначительными сокращениями, не влияющими на смысл. Аудиозапись находится в распоряжении нашей редакции.

***

Беседа архиерея со священниками благочиний шла о сокращении числа прихожан во время пандемии, о том, что многие из прихожан боятся заразиться во время причастия (не от причастия, а от чужих слюней происходит заражение, пояснил епископ), заканчивается разговор настоятельным напоминанием епископа слушаться патриарха и ополаскивать лжицу в спирте. И тут разговор плавно перешел на личность иеромонаха Виктора (Федотова):

Епископ Диодор:

— …Да что я вам рассказываю: вот тут отец Виктор — жаловался публично, запугивал, что жить вам будет не на что! А если не принесут вам прихожане денег, вам не на что будет жить. Отец Виктор, дорогой, не на что будет жить, мой хороший, если бабушки твои не принесут тебе буханку хлеба и немножко денежек… Тебе не пришлют дотацию из дома правительства, из федерального правительства, из казначейства, откуда-то, из какого-то благотворительного фонда — кому ты нужен?

Иеромонах Виктор:

— Да не про то я… Мне не нужны эти средства — вот что бабушки приносят, этого хватает и слава Богу! И я благодарен.

Епископ Диодор:

— Ааа, ты сам сказал — и Бог тебя услышал. Если тебе средства́ не нужны — слава Богу. А вот другим батюшкам нужны. Представляешь? Отцы, вам тоже не нужны средства, которые вам приносят бабушки?..

Иеромонах Виктор:

— Нет, не бабушки, а правительство приносит… То, что бабушки приносят — на это мы и живем.

Епископ Диодор:

— А я про что говорил?

— Иеромонах Виктор:

— А вы про дотации…

Епископ Диодор:

— Отцы, вот это что за явление странное? Я о чем сейчас говорил? Что если у вас никто не принесет (нрзб), не закажет у вас поминовение — на что вы будете жить? Про что я говорю, отец Виктор, мой хороший? Ты вот пугаешь — у тебя там горстка старух, распугаешь, кто у тебя там будет, с кем ты будешь молиться?.. Конечно, ты у нас учительствуешь, здесь вот, в школе районной, конечно, ты, может, как благочестивый отважный пастырь, на свою зарплату купишь вина и хлеба для святого причастия и все, что там необходимо для служения: свечи, масло и так далее … уголь для кадила. На свою собственную зарплату, как учитель.

Иеромонах Виктор:

— Ну да…

Епископ Диодор:

— «Ну да», молодец…

Иеромонах Виктор:

— Но я прихожан не разгоняю, я не могу с них требовать, я им даю свободу: если они боятся — пусть в маске стоят, если хотят — пусть без маски.

Дальше пошел общий разговор насчет того, кто против омовения лжицы, кто за, как со всеми находить общий язык.

Епископ Диодор:

— …Я вот просто не могу понять, почему у меня в соборе этого нет. У меня больше прихожан, чем в ваших храмах. Потому что я общаюсь с людьми — вопреки утверждению отца Виктора [Федотова], — я общаюсь с людьми постоянно … почему ни один человек мне в глаза не сказал, что это плохо? А два поблагодарили. И мне трудно поверить, чтобы граждане нашей Ульяновской области, которым в общем-то вообще все равно, что бы у нас ни делали, даже вы — как бы вы ни служили, даже наши те люди, которых мы считаем своими прихожанами, — ну служит батюшка и служит, читает там что-то и читает, а кто его знает, что он читает…

Далее опять пошел краткий общий разговор по поводу причащения и омовения лжицы, епископ Диодор вдруг резко перевел разговор на патриарха Кирилла и на критику в его адрес:

— …Это как раз доказательство того, что не надо обвинять нашего святейшего в том, что он чего-то выдумал. Не надо из него дурака делать, не надо! Он не дурнее вас, мои хорошие. Отец Виктор, ну никак…

Иеромонах Виктор:

— Я его не обвиняю…

Епископ Диодор:

— …да если положить вас на одну чашу весов, а на другую — святейшего патриарха — тут даже ну никакого сравнения, ну никакого! Человек с эрудицией, действительно образованный … реально образованный, во всех смыслах. Который знает много иностранных языков, он не просто читает, он на них разговаривает, он может думать на них, писать книги на иностранных языках. А вы из него пытаетесь представить какого-то монстра! Вот ты [в адрес Федотова] и другие, подобные вам, священники. А на основании чего? А что вы знаете о святейшем патриархе? Ну что вы знаете? Вы с ним чай пили, булки ели? Вы видели, как он живет в реальности, в каких условиях? Вы ничего не знаете! Кроме вот этого поноса из интернета! И, основываясь на этом поносе, вы что-то пытаетесь еще туда, к этому поносу добавить немножко, доложить своего. Странно, непонятно.

В разговор вступает благочинный Чердаклинского района протоиерей Олег Беляев, который упрекает Федотова в том, что епископ тому прощал его просчеты, а тот ищет минусы в архиерее, мол, ты бы мог записаться на прием. Вмешивается епископ:

— Зачем? Вот мы здесь вот, надо здесь говорить, при братиях, если ты честный человек. Вот я пожалуйста, вот наши собратья, если у тебя есть ко мне какие-то вопросы — вот здесь и скажи, а не поступай, как вот эта самая (нрзб).

Иеромонах Виктор:

— А что случилось с отцом Георгием Сухобоким?

Епископ Диодор:

— А какое это к тебе имеет отношение?!

Иеромонах Виктор:

— Меня спрашивают, это вышло в интернет.

Епископ Диодор:

— Кто спрашивает?

Иеромонах Виктор:

— Меня спрашивают в школе, на работе. Там люди образованные, они смотрят интернет, политические каналы — мне надо дать им нормальный ответ.

Епископ Диодор:

— Хорошо, дай нормальный ответ, что наш епархиальный архиерей поменял своего пресс-секретаря. Что тут такого особенного?

Иеромонах Виктор:

— Потому что там представляется, что причина…

Епископ Диодор:

— Какая причина?

Иеромонах Виктор:

— В фейсбуке, что поддержал Навального.

Епископ Диодор:

— Ну это в фейсбуке, а в реальности какая причина? Вот я здесь сижу — ты кому веришь: фейсбуку или мне?

Иеромонах Виктор:

— Вам… Ну хорошо, ладно, вы решили просто поменять…

Епископ Диодор:

— Что, я не имею права поменять пресс-секретаря, по-вашему, не имею права поменять руководителя информационного отдела? Имею право. И пожалуйста — вот сейчас новый руководитель и пресс-секретарь перед вами…

Иеромонах Виктор:

— А зачем тогда отца Георгия дальше травить?

Епископ Диодор:

— А кто травит? Приведи один пример травли. Вот из интернета… Где мы его травим? Мне даже самому интересно.

Иеромонах Виктор:

— Ну, сначала вы его освободили от епархиальных должностей, ладно. Он остался штатным клириком, потом запрет на шесть месяцев. С чем это связано?

Епископ Диодор:

— А вы не задаетесь вопросом — почему? Как ты думаешь, за что священника посылают в запрет? Просто так, это мой каприз? Это я так захотел? Ой, это я так обиделся на отца Георгия Сухобокого? Есть какие-то действительные причины. А если ты грамотный человек, и ты, наверно, можешь открыть епархиальный сайт, и там есть сообщение о епархиальном совете, и решение, и даже выписка из решения епархиального совета и указ. А что, ты не можешь прочесть документы или там, как говорится, для таких как ты очень непонятно?

Иеромонах Виктор:

— Там слишком мелкий шрифт [шутит].

Епископ Диодор:

— А, понятно…

Иеромонах Виктор:

— Владыка, ну хотя бы вкратце, в десяти предложениях.

Вмешиваются другие священники, один напоминает ставленническую грамоту о том, что нельзя участвовать в политических акциях.

Иеромонах Виктор:

— А Единую Россию поддерживать — это тоже политическая акция?

Благочинный Чердаклинского района о. Олег Беляев указывает, что Сухобокий наказан за «канонические преступления и нарушение устава РПЦ», и рекомендует Федотову «записать на башке», сколько раз владыка прощал его, Федотова, косяки, мол, давно нужно было тебя под запрет, а «владыка терпит».

Идет общий невнятный разговор о прежних косяках Федотова, тот указывает, что он писал за них объяснительную, покаялся и что некрасиво припоминать его прежние недостатки.

Еще один священник, о. Павел Боцко, вступается за епископа, приводит анекдот к случаю, и печалится, что епископу приходится «позориться» за то, что они сами, попы, «малограмотные». И добавляет:

— По большому счету, таких, как вы, господ, сегодня наши органы не знают, что с ними делать. То ли посадить лет так на пятьсот, а потом скажут (нрзб). Понимаешь: ваше политическое кредо нам фиолетово — абсолютно фиолетово, хоть за кого ты там болей, можешь хоть за (Ленина?) молиться… Но зачем все это выносить на публику? У нас замечательная проповедь — о любви, вот это мы должны преследовать, а где тут любовь, когда рознь и ненависть… И над нами смеются, когда мы сами себя заводим в такое…

Епископ Диодор:

— Отец, у меня к тебе вопрос: во-первых, видно, что письмо само писал не ты. Это видно и из самой стилистики. Я даже знаю, кто тебе это письмо написал — твой духовник [так называет о. Георгия Сухобокого, хотя он никакой не мой духовник — прим. о. Виктора (Федотова)]. Бессовестный человек, Бог ему судья. Можешь передать ему мои слова: Бог ему судья, Бог его пусть и накажет. Он много мне гадостей делает на протяжении всех этих восьми лет. … Вот как апостол Павел молился, он Богу жаловался на Димитрия, изготовителя идолов, говорил: Господи, накажи его! Вот и я, архиерей Божий, тоже молюсь: Господи, накажи его! Предаю вас суду Божьему — и твоего духовника, и тебя тоже вместе с ним.

Епископ в доказательство того, что текст писал «духовничок», приводит пример из открытого письма Федотова — о проповеди самого Исаева, когда тот был еще иеромонахом, мол, сам Федотов не мог слышать ту проповедь.

[Справка:

Федотов был рукоположен в сан иеродиакона в новогоднюю ночь 2012 года, его рукополагал архиепископ Прокл (Хазов) в Воскресенско-Германовском соборе г. Ульяновска. В этом соборе Федотов прослужил ровно два месяца, потом его отправили штатным диаконом в храм свт. Николая г. Ульяновска, где он служил до июня 2014 года.

Диодор (Исаев) был рукоположен в иеромонаха 13 ноября 2011 г., 1 декабря 2011 г. назначен настоятелем храма Воскресения Христова г. Ульяновска.

Федотов уверяет, что во время его служения в Воскресенско-Германовском соборе в начала 2012 года он слышал проповедь Исаева с призывами поддержать Путина на выборах президента (запись проповеди не сохранилась).]

Епископ Диодор:

— Поэтому у тебя совесть есть, должна быть какая-то? А этот чудак тоже попал в епархию по его ходатайству, а я просто действительно искренно поверил ему и тебе, потому что относился нормально — я и сейчас нормально отношусь, я говорю: Бог вам судья. [Я стараюсь как-то меньше общаться с другими отцами, потому что по характеру интроверт. Поэтому я вообще особо ничего не знал про о. Георгия Сухобокого, тем более он в нашей епархии с 2017 года, а я с 2014 г. — прим. о. Виктора (Федотова)] И к тебе — когда тебя выперли из Никольского храма, что ты мне обещал? «Рукоположите меня, Христа ради, в священника, пошлите меня в любой деревенский храм, я буду поднимать сельский приход, я буду служить…» [Я просился не в любой сельский приход, а в приход храма в честь Боголюбской Иконы Божией Матери с. Ивановка, мне оттуда было ближе ездить в Ульяновск в педагогический университет. Еще служа в городе, я «стелил себе соломку» — прим. о. Виктора (Федотова)] И как всегда, это такая присказка — ему ничего не надо. Поэтому когда сейчас мне кто-то говорит «мне ничего не надо» — это лакмусовая бумажка, что ничего не надо, идите отсюда, до свидания. Разве не так было, когда ты ко мне пришел? А я ведь действительно тебя пожалел. Искренне, по-человечески пожалел. Я понимал, что ты юродивый. Ты и владыку Прокла обманывал [владыку Прокла я не обманывал, обманывал я владыку Анастасия, учась в Казанской семинарии — прим. о. Виктора (Федотова)], врал ему. Сколько раз ты свою маму хоронил, расскажи отцам. Он: «Владыка Прокл, отпустите меня, мне надо домой, у меня мама умерла!»

Иеромонах Виктор:

— Это не у Прокла…

Епископ Диодор:

— Он уезжает… Ну сначала ты был у владыки Анастасия! А потом ты был у владыки Прокла!

Иеромонах Виктор:

— Нет, не было этого.

Епископ Диодор:

— (нрзб) Я уже знал, что ты склонен ко лжи, и все время прикрываешься маской юродства! Но юродство твое, мой хороший, оно без блаженства. Поэтому не мни себя наравне с блаженным Андреем и другими блаженными — ты не получишь за это никакой награды от Господа, потому что ты ложь творишь. … И если священник лжет — а ты вот сейчас лжешь на меня, своего архиерея, лжешь! Задаю конкретный вопрос: где ты слышал мои проповеди в Германовском соборе? Ты не мог слышать! Тебя там не было, и моих проповедей в записи нет нигде!

Иеромонах Виктор:

— Я служил там…

Епископ Диодор:

— … и поэтому ты лжешь на меня, обвиняя, что я, будучи священником, … говорил проповеди про президента Путина. Мой хороший, это ложь и клевета. Бог тебе судья, Бог воздаст. Поэтому я говорю при всей братии, чтобы все видели и слышали. Я говорю правду. В Германовском соборе, когда я только начинал быть священником — да, я говорил проповеди на вечерней службе о празднуемых святых, а на литургии — о прочитанном Евангелии. О какой политике там могла идти речь?

Иеромонах Виктор:

— Выборы.

Епископ Диодор:

— Я там никому был ничего не должен, меня никто ни о чем не спрашивал. Я там был, а тебя там не было. Зачем ты лжешь?

Иеромонах Виктор:

— Ну ладно, хорошо, а шестнадцатый год?

Епископ Диодор:

— А что там было?

Иеромонах Виктор:

— Выборы губернатора. На епархиальном собрании говорили, чтобы мы агитировали за нашего губернатора.

Епископ Диодор:

— Ну правильно, а что я плохого говорил?

Иеромонах Виктор:

— Ну мы не должны заниматься политикой?

Епископ Диодор:

— А что я плохого говорил? А при чем тут политика? … А разве я вам говорил голосовать за губернатора? Я вам высказывал свое личное мнение. … А вот на предприятии — они под расписку голосовали, а я что, с вас расписку брал, принуждал голосовать за губернатора или за президента Путина? Разве такое было? Не было! Ну что ж вы улыбаетесь? Зачем лгать, такого не было. Я вам высказал свое мнение и сейчас могу повторить. А кто был против кандидатуры Сергея Иваныча, кто? Те люди, которые были выставлены как бы в противовес ему, кто это были? Это были никто. Вот сейчас пришел новый человек — я сейчас за него.

Иеромонах Виктор:

— Он тоже никто был… Пришел и…

Шум, невнятные реплики священников.

Епископ Диодор:

— Отцы, мы с вами сделаем так и внесем это в протокол. Отец Виктор — он не поддается, ну как правильно сказать? — никакому вразумлению, никаким уговорам. То есть я могу говорить с ним много, но это просто потеря времени… Когда человеку говоришь одно, а человек тебе противопоставляет другое, все это под маской такого лжеюродства…

Иеромонах Виктор:

— Владыка, я в принципе готов извиниться, если вы так думаете, только хочу замечание сделать. Можете не принимать, и я в принципе все забуду и не буду этим заниматься, я покаюсь, но мне кажется, что нам надо поосторожней с этой действующей властью, потому что режим меняется, в нашу страну грядут перемены. Это ваше дело, я вас не заставляю, это я так думаю.

Епископ Диодор:

— Я могу сказать на твое замечание, что это очень хорошее замечание, с этим замечанием я согласен целиком и полностью. Вообще нам, священникам, нужно быть поосторожней не только с представителями политического режима, но и с представителями общественных организаций, даже людьми, которые, как нам кажется, находятся у нас внутри церкви — да, это очень правильно. Нужно следить за своими поступками, за своими словами. И мне, конечно, как епископу, потому что я глава организации религиозной, нашей местной епархии. Вы там нахулиганили, отец Сухобокий там уняться не может, ты тут добавил, а спрашивают ведь не с вас, правильно? Спрашивают с меня: почему у меня в епархии вот такое происходит. Что я делаю не так?

Иеромонах Виктор:

— Ну, надо было немножко по-другому сделать… поговорить, компромисс…

Епископ Диодор:

— Когда ты окажешься на месте епископа, вот тогда ты сможешь делать что-то по-другому. Милостью Божьей и волей Божьей пока я нахожусь… Ну, я человек, я не Бог. И не робот, не искусственный интеллект. Да, я ошибаюсь, где-то делаю не так, но на этом месте пока я. Если бы ты понимал одну простую вещь, как Господь говорил: по тому узнают, что вы Мои ученики, если имеете любовь между собою. А у нас в православном духовенстве, к сожалению, в большинстве случаев этой любви нет. Не только у священника к епископу — простите, я не говорю про вас, здесь сидящих. Я за эти восемь лет делаю все, что от меня зависит, чтобы хотя бы взаимное уважение между нами всеми было. Я прилагаю все усилия, и если вы этого не понимаете, то мне тогда, конечно, очень грустно из-за этого.

Иеромонах Виктор:

— Хорошо, владыка, простите.

Епископ Диодор:

— Отец Виктор, дорогой, когда у тебя что-то копится, ты подумай, ведь те люди, которые тебя подзуживают, они ведь тебя используют, как дурачка. Поэтому ты взрослей, становись умней. Я понимаю, если бы ты написал письмо, да и то это как-то непонятно, а то требования какие-то, даже в этом тексте проглядываются какие-то истерические нотки. А что ты терпишь такого, чтобы писать такие письма? Ты взносы в епархию делаешь какие-то, отец Виктор?

Иеромонах Виктор:

— Нет, не делаю.

Епископ Диодор:

— Ты свечи, масло берешь с епархиального склада?

Иеромонах Виктор:

— Свечи беру.

Епископ Диодор:

— Когда ты брал?

Иеромонах Виктор:

— Летом брал, две пачки. На престол.

Епископ Диодор:

— Спаси Господи… Ты как-то участвуешь в епархиальной жизни, есть какая-то нагрузка от епархии?

Иеромонах Виктор:

— Нету нагрузки.

Епископ Диодор:

— Ты распоряжаешься своим личным временем, как ты хочешь… То, что ты стал учителем — это твое личное время, я тебя не заставлял, ты просил, я сказал, что не возражаю. И вот после всего этого ты находишь для себя возможным порочить меня, епископа, возводя в буквальном смысле клевету. Я хочу, чтобы ты действительно подумал и раскаялся, потому что ты действительно согрешил. А раскаяние — это значит исправиться. Изменить образ мыслей и образ действий.

Потом пошел разговор про иконостас в храме Федотова. Потом вновь про самого Федотова: один священник призвал его помнить о своих собратьях священниках и о том, что у них есть дети. Епископ рассказал историю о том, как он смело поговорил с одним важным чиновником, и подытожил:

— Вот когда ты будешь на моем месте, тогда и будешь выстраивать свою политику, а пока я архиерей, и как могу, так и выстраиваю — с помощью Божьей. Тебе хватает своего разума, а мне Бог помогает.

И намекнул, что апостольское правило, 55-е, за которое запретили о. Георгия Сухобокого, можно применить «с таким же успехом» и к Федотову. А к Сухобокому относятся еще некоторые правила, которые «тянут на извержение из сана», а его просто запретили на шесть месяцев, а епархиальный совет «коллегиально» «посоветовал» тому провести это время в монастыре.

А Сухобокий, раскрыл тайну епископ, второбрачный, вступил во второй брак в 2020 году, и это «открылось недавно», есть документ.

Федотову предложили свое раскаяние подтвердить подготовкой статьи с опровержением своего открытого письма, чтобы доказать, что «он не марионетка».

А епископ Диодор пообещал на будущем архиерейском соборе выступить с предложением, чтобы священники проходили медицинское и психологическое освидетельствование.

Федотов произнес:

— Владыка, простите меня за то, что я в ваш адрес написал, за то, что прочитал ваше обращение к отцу Георгию Сухобокому, и то, что я не знал многие моменты, как вы сами говорите, — сейчас вы все это мне объяснили, и я все это понял, и я в этом раскаиваюсь и сожалею.

Благочинный Чердаклинского района о. Олег Беляев требовал сделать земной поклон архиерею, епископ стал отказываться, но Федотов не стал делать земной поклон.

Иллюстрация: все герои этого собрания / Фото: meleparhia.ru

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: