Пост: «внимать себе»

16 марта 2021 Александр Скоробогатов

Первый день Великого поста, так что уместно сегодня будет написать пост про пост.

Это, кстати, не такая простая вещь, как ее зачастую воспринимают его сторонники и противники. Несколько комментариев на эту тему:

1. Для начала немного социологии религии. Хотя большинство нашего населения относит себя к православным, их активность как прихожан низка даже сравнительно с аналогичной статистикой в ряде западных стран. Тем не менее, если присмотреться к результатам опросов, выясняется, что в той или иной форме Великий пост у нас соблюдают довольно многие. Сюда, правда, относятся не только пищевые ограничения, но и многие другие, не предусмотренные Церковным Уставом.

2. Популярность поста среди даже не очень религиозных людей объясняется распространенным убеждением в его пользе для здоровья. Действительно, многие недоумевают, как им питаться, чтобы сбросить вес, а тут церковь предлагает свою диету, освященную многовековой традицией. Казалось бы, соблюдай и получишь пользу не только для здоровья, но и для души.

Но далеко не всем дается пост как средство похудения. Это заметно хотя бы по тому, что наше духовенство — это по большей части люди полные. Священников нередко обвиняют в том, что они сами не соблюдают то, чему учат, включая посты. Но как раз лишним весом легко можно обзавестись с помощью соблюдения поста. Ведь постная пища в основном состоит из углеводов, причем то, что обычно едят в пост, — мучное и сладкое — это худшее, что можно представить в плане влияния на фигуру.

Чтобы приблизить пост по его полезному эффекту к мирским диетам, в это дело надо серьезно вложиться. Придется внести в свой рацион целый ряд непривычных элементов, призванных заменить мясные и молочные продукты. Само собой, расходы на питание увеличатся, а не уменьшатся, как полагал свт. Иоанн Златоуст.

3. Впрочем, ревностные христиане рассматривают пост не как диету, а как средство духовного просветления. В этом, кстати, христианство не отличается от большинства других религий. Пища влияет на ум и психическое состояние, и этот фактор следует учитывать, если хочешь прокачаться духовно. Например, модная ныне медитация обычно идет рука об руку с рекомендуемым рационом питания, и уместность этой рекомендации быстро становится понятна, когда попытаешься как следует сконцентрироваться на дыхании, мантре или математической теореме. На сытый желудок держать мысли в узде гораздо труднее.

Поскольку в христианстве практикуется та же медитация, только оформленная в виде богослужений, здесь тоже уделяется внимание системе питания, которая гипотетически должна помочь во время службы думать о псалмах, а не о растущих ценах.

Но, опять-таки, чтобы извлечь такого рода пользу, нужно внимать себе, а не слепо следовать Уставу. Полезный эффект поста, который имеется в виду и в христианстве, и в других религиях, — это легкость в теле, чувство очищения и освобождения. При таком физическом состоянии лучше работает голова. Это можно использовать как для молитвы, так и для любой другой цели. Сопутствующим эффектом также может быть приподнятое настроение, и это неудивительно. Ведь «о чем мы думаем, тем мы и становимся», и если во время поста думаешь о религиозных материях, наполняющих жизнь смыслом, ощущаешь радость, а, если к этому добавить еще и более высокую концентрацию, этот духоподъемный эффект усиливается в разы.

Если такого эффекта нет, значит что-то делается не так и что-то в образе жизни надо пересмотреть. Этот принцип «собаки Павлова» справедлив для любой сферы жизни, включая религиозную.

4. Поскольку пост предлагается церковью как средство сконцентрироваться на богослужении, к этому элементу духовной диеты тоже следует отнестись сознательно. В первые дни поста основной акцент делается на чтении Канона Андрея Критского. Но, если посмотреть на него непредвзято, это далеко не лучший богослужебный текст в нашем церковном предании. Прот. Александр Шмеман как-то упомянул канон в своем Дневнике:

«Вчера вечером кончали […] канон Андрея Критского. Снова то же впечатление — некоей внутренней неловкости от этого насквозь риторического произведения […] Вся эта „редукция“ Библии к оригенистическому морализму… упор все время на одиночной душе (Библия — книга и о мире, и обо всем человечестве, и о каждой душе)…»

«Насквозь риторическое произведение» — очень точное наблюдение, которое, впрочем, будет справедливо и для огромной массы других богослужебных текстов. Канон перебирает различные, преимущественно ветхозаветные истории праведников и грешников и призывает каяться в том, что ты не следуешь примеру первых, но совершаешь грехи последних: «тот переспал с женой своего отца — и я так же поступаю», «тот убил — и я убиваю» и т.д. Но народ все это слушает скорее как магические заклинания на непонятном языке, надеясь, что благодаря им жизнь наладится.

Но ничего само собой не налаживается, и даже то, что слышишь в церкви, тоже надо фильтровать. В Постной Триоди есть хорошие службы, о существовании которых человек может не подозревать, даже если он много лет ходит в церковь, как и наоборот, посредственные тексты повторяются многократно, нередко оставляя чувство такой вот «внутренней неловкости».

Поэтому, как и с пищевыми ограничениями, богослужения нужно критически оценивать по тому, как они влияют на ум и сердце. Глупости и банальности отбрасывать, пропуская мимо ушей или просто не ходя на соответствующие службы, а тексты, полные смысла и поэзии, заучивать наизусть даже в том случае, если сложившаяся церковная традиция не сочла их достойными внимания.

В заключение повторю призыв апостола Павла «внимать себе» — это самое главное правило, чтобы пост, как и любая другая деятельность, был на пользу.

Источник

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: