Права, свободы, чувства

18 декабря 2018 Алексей Марков

Много сейчас слов о правах, свободах и чувствах верующих, много желающих отметиться в теме защиты этих самых прав — от ориентированных на западные ценности до приверженных идее, что все зло — с той части света. Каждый по-своему видит выражение этих прав, а чувства у всех такие разные.

Но простая и очень большая вещь обычно не замечается. А вещь эта в том, что вся система МП (например) основана на попрании прав ее членов — тех самых верующих, — и оскорблении тех чувств, которые этому противятся.

Сначала пару слов о чувствах,

не затрагивая юридическую сторону вопроса. Разумные люди говорят, что нельзя оскорбить религиозные чувства. С одной стороны, это абсолютно верно, с другой… Любая глубокая религиозность заботится о лучших чувствах, этим она и отличается от тупого идолопоклонства. И в христианстве много о чувствах, таких, как любовь, братское отношение — «по тому узнают, что вы мои ученики, что любовь имеете между собою». Разве это в том числе не о чувствах? И разве нельзя такие чувства оскорбить или растоптать?

Теперь о правах

Перевод епископа или священника без его желания, искреннего согласия и четко обозначенной необходимости в другое место служения — это не лишение его прав? Напомню, по так любимым консерваторами канонам, епископа вообще категорически запрещено переводить. Ну и церковь все же не армия — поспешу ответить желающим провести эту параллель, — нет тут врагов, от которых географические границы охранять надо.

То была присказка, а теперь сказочка о правах собственности

В России все храмы, все имущество принадлежит МП. Если частное лицо построило храм, то туда обычно не дают постоянного священника, пока храм не перейдет в собственность МП. Многие храмы были построены или отреставрированы (тему частых нарушений, порой преступных, при реставрации мы сейчас не рассматриваем) грандиозными усилиями духовенства и мирян. Люди строили общину, а потом раз… и всех разогнали, все забрали и поставили другого настоятеля, сверху или сбоку, порой так же против его желания. Так оказалось нужно системе. Знакомая история? Кто через такое из людей, не первый год причастных церковной жизни, не проходил лично или хотя бы не слышал от совсем близких? Как это поломало жизни, вывернуло души?

Так что может быть бо́льшим попранием прав и свобод верующих, чем заведомое поставление их в такое положение? Что может быть более изощренным издевательством над их интимными религиозными чувствами, чем такое попрание — да еще под слова про любовь, справедливость, правду и милосердие?

Люди удивляются, как такой-то епископ, батюшка, свечница за церковным ящиком изменились — были такими искренними и добрыми, а стали полной противоположностью, как выветрилось все. А как не выветриться, коли само основание церковной системы стоит на попрании, издевательстве и глумлении над правами и чувствами своих членов снизу доверху и во все стороны — насколько хватает щупалец системы?

Всех желающих возразить, что права — это не о церкви и христианстве и нечего тут всякие не наши ценности проповедовать, я сразу отсылаю к церковному руководству: скажите это ему, когда оно заявляет о правах на тот или иной храм, монастырь, собственность, а также когда требует отдать свое личное имущество. Не важны и не нужны права на нечто материальное? Отдайте все и идите с миром Божьим в душе! Не хотите? Тогда признавайте и права других, иначе все ваши слова суть лицемерие и прямая ложь, известно от кого исходящая.

Немного об Украине

Автокефальная украинская церковь начинает новый этап своего развития, делает большой и претенциозный шаг. У одних это вызывает надежды, у других — опасения, и все это не беспочвенно. Куда же она на самом деле пойдет, будет зависеть именно от того, насколько она будет соблюдать права своих и чужих.

В Украине многие приходы принадлежат общинам, поэтому одним из первых пунктов должно быть — не принимать чужой собственности, если она отбирается силой (о добровольном переходе общины или передаче другому арендатору принадлежащего государству и дотируемого им памятника мы не говорим, это другое дело).

Второй пункт — никогда не перемещать духовенство с прихода на приход одним архиерейским произволением, без добровольного согласия священника и общины. По-хорошему, архиерей даже предлагать подобного не должен, пока не поступит инициатива снизу, от общины или самого клирика.

Третье — необходимо обеспечить ясный и открытый контроль за движением финансовых средств в церковных структурах всех уровней. Разумеется, о системе обязательных конвертиков стоит забыть в принципе.

Все это необходимые минимальные ходы, чтобы уважение прав верующих и от того происходящих чувств стали основой нового церковного образования — если мы говорим о церкви для верующих, для ее членов, а не для иерархической, на свои интересы зацикленной системы, или, не важно какого, государства.

К чему ведут последние два варианта? К очередному клону условной МП, конечно. Многие не верят, что украинская объединенная церковь справится, не пойдет старыми путями, да и я немало сомневаюсь. Но все же хочу пожелать, чтобы все у нее получилось!

Рисунок Вячеслава Полухина

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: