Православная психология — существует ли она?
2 сентября 2021 священник Антоний Шугалей
Обычно, когда критикуют идею какой-то специфической конфессиональной психологии, говорят, что коль скоро психология — это наука, то и православной она быть не может, как не может быть, к примеру, православной математики или биологии. Наука есть наука и, претендуя на какой-то религиозный контекст, она неизбежно себя дискредитирует. Иными словами: либо православная, либо наука.
Это не значит, конечно, что человек, который занимается той или иной наукой, не может исповедовать каких-то религиозных взглядов. Может. Но если эти взгляды становятся определяющими в вопросе научной истины, то этот человек перестает быть ученым и становится идеологом.
Психология — очень популярная дисциплина сегодня. Знать, как работают психика, наши желания, как управлять собой, как жить в гармонии, — сегодня это все — очень востребованные знания. Плюс к этому есть еще терапевтический процесс, который очень часто путают с религиозным душепопечением. И вот тут я хотел бы кое-что прояснить.
Недавно под одной из моих публикаций оставил свои комментарии основатель Института христианской психологии и представитель православной психологии РПЦ протоиерей Андрей Лоргус. Уж не знаю, почему ему так интересно мое творчество, но я заметил, что комментирует он, как правило, те тексты, которые написаны на тему нейропсихологии. Сначала я воспринимал их как призыв к диалогу и обсуждению, но со временем понял, что эта тема является триггерной.
Причины тому очень простые. Первый пункт так называемого «Манифеста христианской психологии», который можно найти на сайте этого института, гласит: «Христианская психология есть научная дисциплина, основанная на богословской антропологической модели человека». Вот тут и начинается самое вкусное.
Дело в том, что никакая научная дисциплина не может быть основана на богословской модели, об этом мы уже говорили выше. Хуже другое. Богословская антропологическая модель — это просто-напросто учение об устройстве человека, которое было актуальным 1500 лет назад. Ни о генетике, ни о, тем более, высшей нервной системе тогда речь просто не шла. Чтобы проиллюстрировать разницу между современностью и эпохой, близкой к описываемой, вспомните, как в античности представляли себе атом, и как его мы знаем сейчас: для античного философа (а философы были учеными той эпохи самого широкого спектра) атом огня, например, имел форму треугольной пирамиды, атом земли — форму куба, атом воды — форму шара… и так далее.
Наивно? Но это факт, и такой была наука того времени. С тех пор человек шагнул далеко вперед в своем познании мира и того, как он устроен. К сожалению, так называемая «богословская антропология» не сделала этих шагов, потому что она теснейшим образом связана с догматикой. А догматика не позволяет делать какие-то шаги дальше собственных границ.
Вот одна интересная цитата из книги прот. Андрея Лоргуса «Христианская антропология»: «Онтологический подход к мышлению, которое не функция мозга, как это принято в материалистической психологии, а действие (энергия) ума. Вот что отличает православную точку зрения от всякой иной». О чем эта цитата? Ключевая мысль, как мы видим из цитаты, здесь следующая: мышление не есть функция мозга, а действие ума. Мысль простительная для средневековья, но совершенно, на мой взгляд, нелепая и невежественная для современного ученого. Вспомним русского ученого — Александра Лурия, одного из основателей нейропсихологии. Во время Второй мировой войны он руководил крупнейшим нейрохирургическим госпиталем под Челябинском. Работа велась непосредственно с ранениями головного мозга. Ученый напрямую мог наблюдать влияние на мышление и другие высшие психические функции при поражении в разном объеме тех или иных отделов мозга. Для тех, кому интересно, кроме главного труда «Высшие корковые функции», у него есть еще две научно-популярные книги: «Маленькая книжка о большой памяти» и «Потерянный и возвращенный мир», где описываются механизмы памяти и их связь с мозгом.
Мышление есть продукт мозговой деятельности. Для современного ученого это не является предметом дискуссии. Иначе чего бы так страдать человеку от инсультов: подумаешь, кровоизлияние в мозг и поражение височной области. Мышление же — не функция мозга, — говорит нам христианская антропология. Вот только реальности до этой «антропологии» дела нет. Поэтому при тяжелых инсультах или при сложных ранениях, или других органических поражениях мозга многие психические функции, которые религиозная догматическая система будет считать «энергиями ума», могут попросту исчезнуть. Здесь можно вспомнить печально известную лоботомию, которую одно время применяли для лечения агрессивности: иссечение лобных долей головного мозга не только лишало человека агрессивности, но, фактически, превращало его в растение. Потому что лобные доли — это блок программирования и контроля, здесь находится все, что нужно человеку для осмысленного целеполагания.
Любопытно, что данный научный подход не лишает нас идеи Бога или идеи высшего сознания. Он просто напоминает о том, что материя и идея связаны чуть более, чем просто отношениями подчинения одного другому. Для систем, которые полностью основаны на умозрительных теориях, такой подход есть не очень приятная история, так как ставит перед этими системами неприятные вопросы: к примеру, если мышление все же функция мозга, а не «энергия ума», то сразу много вопросов появляется к тому, что религия понимает под личностью. Конечно, не мешало бы пояснить каждый из этих терминов, потому что иначе это может звучать как «мышление — дар небес», что неплохо, но только тогда не надо это называть наукой.
На эти вопросы есть ответы. Но эти ответы не очень вписываются в догматическую картину мира. Вот тут «православная психология» и начинает буксовать, так как приходится выбирать между идеологией и научным подходом.
Я приведу еще один интересный пример, который наблюдал не далее, как месяц назад, а вы сами можете выбрать, что ближе вам. Специально не буду называть персоналий, чтобы не вызывать шквал эмоций и позволить просто поразмышлять над ним. Представьте себе, что перед вами человек со старческой деменцией или болезнью Альцгеймера, который, допустим, был великолепным пилотом или капитаном корабля. Вам предлагают полетать на самолете, где команда будет состоять из таких отличных бывших пилотов, они все — молодцы, но у всех — прогрессирующая деменция. Это значит, что их мозг буквально атрофируется, в результате чего изменяется личность человека и пропадают его компетенции. Ну как, полетите с такими пилотами?
А что если этот человек не пилот, а, допустим, политик? Признаки деменции для опытного взгляда весьма заметны. Кстати, вы можете загуглить и посмотреть, как это выглядит. Так вот, а если эти признаки налицо у человека, который обладает определенным духовным авторитетом и который не подвергается критике, потому что этот человек, допустим, священник или епископ? А что если этого человека вообще считают старцем и почти святым? Маловероятно, что кто-то сядет в самолет, которым управляют люди с деменцией, но можно ли слушать и принимать всерьез то, что говорит человек с некоторым духовным статусом, но с той же деменцией? Особенно, когда он говорит о вещах, в которых у него совершенно нет никаких компетенций? Мой пример не умозрительный, увы.
Возвращаясь к началу, «православная психология» не может существовать в принципе, именно потому, что нет никакой внятной научной православной антропологии, а та, что есть, совершенно не научна, а идеологична. Люди, которые желают назвать свою деятельность этим словосочетанием, чаще всего просто следуют тренду, и тогда это либо маркетинг, либо они играют в игру, в которой за громкими названиями и пафосом спрятан хорошо замаскированный страх столкновения с реальным миром, от которого сильно религиозный и не знакомый с научной картиной мира человек старается убежать. Любые попытки встретиться с этой реальностью такой человек будет воспринимать агрессивно, причем пассивно-агрессивно. Потому что активно и открыто, как говорил классик, «Заратустра не позволяет».
Читайте также:
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)