Православное фуа-гра из цитат святых отцов

22 июля 2019 Елена Русина

Никогда не думала, что тема женской «нечистоты» может так всколыхнуть умы…

Мне кажется, для нормальных священников — тема, до оскомины набитая, и только в силу своего воспитания и человеколюбия они не могут на вопрос очередной неофитки «про эти дни» ответить что-нибудь резкое и с раздражением.

В свободное время я читаю литературу по психологии, и все чаще задумываюсь над вопросом: что же все-таки приводит человека в храм? Почему, воцерковляясь, люди так неистово цепляются за все эти запреты, обряды, высказывания старцев и их бесконечное цитирование? Понимают ли они вообще слово «грех»?

Увидев под статьёй про женскую нечистоту жаркую полемику, я поняла, что проблема глубже и острее.

Когда я стою за ящиком в храме, то стараюсь не навязывать своего мнения, как это принято в православной среде. Не в моих правилах цитировать изречения св. отцов, тем самым воспитывая собеседника. Прежде всего вокруг нас — живые люди, не важно — храм это или магазин; когда я рассказываю про «эти дни», то как правило это — захожане.

Куда ни ступи в храме, обязательно встретишь тетушку в белом платочке, которая железобетонно уверена, что имеет право поучать. Это похоже на дедовщину в армии: устав, исполнение приказов и полное повиновение без права на собственное мнение, «старички» и «новобранцы». И как правило, «старички» уж точно знают больше и поучают «новобранцев». Однажды мне открытым текстом было сказано: «ты тут без году неделя, а мы тут давно, ишь какая выискалась…» Люди везде одинаковы, просто в храме мы ожидаем увидеть ангелочков с крылышками и милыми улыбками.

Когда ты стоишь за ящиком, то постепенно со всеми прихожанами знакомишься, с тобой делятся своими радостями и горестями. Бывает, за пару минут ты моментально погружаешься в глубину горя и переживания одного человека.

— Здравствуйте, Надежда, как ваши дела? — обращаюсь к постоянной прихожанке, возраст «за шестьдесят».

— Леночка, здравствуй! Плохо, — поникшим голосом. — У меня ведь опухоль в груди образовалась. Вот, вчера ездила сдавала биопсию. Посмотри, что они изверги сделали!

И в ту же секунду передо мной задирается кофта, и я вижу женскую грудь, всю как есть, половина которой синего цвета от биопсии.

Шла субботняя служба, по обыкновению народу почти нет, и в притворе мы с ней одни.

Я не успеваю даже эмоционально как-то отреагировать на ситуацию. Надежда быстро все прячет и продолжает со слезами:

— Леночка, это такая боль, ведь все наживую! Коновалы, всю грудь в синяк превратили!

Успокаиваю её как могу, объясняя, что это стандартная процедура, после которой есть такие последствия. И для понимания: Надежда интеллигентная женщина, и такие поступки не в её природе…

Можно как угодно реагировать на такую ситуацию: возмутиться, дескать, что это вы мне тут свои телеса показываете, пристыдить, сказать волшебную фразу «на всё воля Божья» или вспомнить фразу из Писания. Но это если не думать про то, что этой женщине страшно, что у неё паника. Теперь она две недели будет жить в ожидании результатов биопсии…

Я настоятельно рекомендовала эти две недели попить успокоительное, чтобы не довести себя до нервного истощения. Она отстояла службу и, уходя, тепло попрощалась со мной.

Через две недели результаты показали онкологию 2 степени. И теперь храм для неё — это утешение и вера в то, что «все будет хорошо». Находясь на службе «среди своих», она будет чувствовать, что не одна. Да, это скорей иллюзия, чем правда. Но эти иллюзии дают силы.

Если женщина не хочет вникать в объяснения про «эти дни» или, например, безропотно сносит мужа-алкоголика (придумала себе «это мой крест»), разве можно её убедить в обратном? Когда в разговоре я встречаюсь с возражениями и страхом в глазах (при пояснении, что такое «эти дни»), дескать, «как так, разве можно, а в монастырях…», то успокаиваю женщину и предлагаю ей поступать так, как она сама посчитает нужным для себя. На мой взгляд, внутренняя гармония у человека важнее, чем моя правота.

В храме, увы, многие мозг выключают, вообще. Живут строго по определённым правилам, цитируют постоянно фразы из разных церковных книг, и сидят в своём болотце, скрупулезно копаясь в своих «якобы грехах». И никакого тебе духовного развития, сплошной круговорот суеты, суеверия и самообмана, без права на собственное мнение…

У меня сложилось впечатление, что это даже удобно людям — не брать ответственность за свою жизнь, инфантилизм в чистом виде. А ещё и оправдывать хамство вокруг себя, мол, по изречению св. отцов, я заслужила именно такого мужа-деспота. Удобно не думать, взять за основу какие-то непонятные правила, делать добро для галочки («мне там зачтется»), а по сути — спускать свою жизнь в унитаз.

Основная масса людей похожа на тех гусей, которых откармливают для деликатесного блюда фуа-гра: им в глотку по часам заливают высококалорийную жижу, чтобы печень выросла в нужных размерах, а по достижении результата — употребляют этих гусей по назначению. Почему православный человек ведёт себя так же, впитывая всё без исключения, что находит в стенах церкви? И нет ни анализа, ни размышления, ни полемики.

Я никого не хочу обидеть, лишь хочу пожелать пользоваться своими мозгами, размышлять, делать выводы, совершать ошибки, быть человеком и жить осмысленно.

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: