«Православный гламур» и аналогичные явления — взгляд со стороны
8 ноября 2018 Егор Владимиров
Наблюдение — особенно тогда, когда наблюдаешь за происходящим со стороны, а не находишься в гуще событий или на их периферии — штука интересная; не в последнюю очередь потому, что такое стороннее наблюдение за происходящим дает возможность увидеть какие-то вещи, которые изнутри были не совсем понятны или всего лишь смутно ощущаемы; угол обзора немаловажен. Поэтому все нижеследующее — это отнюдь не научная работа; это всего лишь любительский взгляд со стороны на происходящее, достаточно циничный и весьма заинтересованный.
Смутное ощущение того, что «что-то не так», рано или поздно приходит почти к каждому, кто старается понять мотивы действий российских граждан в массе своей. Практически любая лента записей в соцсетях представляет собой набор нескольких взаимоисключающих мировоззренческих концепций — легко встретить вегетарианца, предпочитающего мясо индейки; православного верующего, посещающего местную гадалку; жену священника, ненавязчиво чередующую «святоотеческую мудрость» с рекламой собственных изделий на продажу, или борца за экологию, радующегося покупке нового внедорожника. Примеров таких каждый может привести не один десяток, мы все знаем таких людей — это наши соседи, коллеги, родственники.
Указание на некоторую нелогичность и противоречивость комбинации таких убеждений и практик в отдельно взятом сознании — вещь неблагодарная; легко испортить отношения с человеком. Но попытаться понять, как можно с одинаковой убежденностью рассказывать о полезности и спасительности регулярной исповеди и причастия и — практически без перехода — о том, что надо регулярно проверяться, не сглазили ли тебя — все-таки нужно. Просто интересно, как такой механизм работает.
Это тема даже не социологическая — она, скорее, антропологическая. И для того чтобы понять, что же творится со среднестатистическим гражданином РФ сейчас, следует немного углубиться в историю.
Виктор Пелевин в свое время прекрасно описал ту катастрофу, которая произошла на территории Российской империи сто лет назад, когда Россия-1 (неграмотная, нищая и бесправная, но составлявшая около 80% населения страны) практически полностью вырезала Россию-2 (всех тех, кто знал как минимум французский, читал журналы, восхищался русским искусством и являлся той Россией, которую — единственную — и знали за ее пределами): «Представим себе небольшое село… обычная жизнь, остатки нового и старого, переплетенные самым причудливым образом. Теперь представим себе бульдозериста, который, начитавшись каких-то брошюр, решил смести всю эту отсталость и построить новый поселок на совершенно гладком месте. Сырой октябрьской ночью он садится в бульдозер и в несколько приемов срезает всю верхнюю часть холма с деревней и жителями. И… происходит нечто совершенно неожиданное: бульдозер вдруг проваливается в подземную пустоту — вокруг оказываются какие-то полусгнившие бревна, человеческие и лошадиные скелеты, черепки и куски ржавчины. Бульдозер оказался в могиле. Ни бульдозерист, ни авторы вдохновивших его брошюр не учли, что когда они сметут все, что по их мнению устарело, обнажится то, что было под этим, то есть нечто куда более древнее… Если срезать верхний слой психической культуры, объявив его набором предрассудков, заблуждений и классово чуждых точек зрения, обнажится темное бессознательное с остатками существовавших раньше психических образований».
Этот текст был написан 30 лет назад, и с тех пор бульдозер проехался еще раз — с меньшими человеческими жертвами, но со вполне сопоставимыми ментальными; архаика и модерн перемешались в массовом сознании окончательно, и спокойно уживаются вместе в виде самых причудливых штампов.
Нынешнее сознание среднего российского гражданина представляет собой смешение множества взаимоисключающих утверждений и концепций; особенностью же является то, что все эти концепции и утверждения не взаимодействуют между собой — как известные компоненты в любимом коктейле агента 007.
Такое положение вещей я называю сегментизацией сознания — когда каждая из взаимоисключающих концепций находится в изолированном месте, при этом активизация одновременнно двух сегментов невозможна: мозг попросту взорвется.
Ближайшим аналогом такого состояния можно назвать современное телевидение: в любой момент времени телевизор показывает только одну программу — при этом при переключении каналов абсолютно необязательно, чтобы содержание передач по соседним каналам хоть как-то коррелировало, в одно и то же время на канале «Союз» зачитывают вечернее молитвенное правило, а на ТНТ осуществляют прямое включение из «Дома-2». Примерно так же устроено и сегментированное сознание: человек может тебе жаловаться битый час на то, что у него планомерно ухудшается уровень жизни, а в ответ на реплику о том, что, быть может, причина этого в правительственной политике, он гордо говорит, что политика в стране верна и «мы наконец-то заставили себя уважать».
Переключение между каналами, или сегментами происходит практически мгновенно и незаметно для говорящего; это неудивительно, это всего лишь самосохранение — мало кто сможет перенести такое систематическое расщепление сознания на множество частей. Но при хороших навыках наблюдения можно заметить, как меняются и интонация, и лексика в момент перехода из одного сегмента в другой. Что — опять же — составляет потенциальный кладезь для работ антрополога (или психиатра).
Вовсе не общаться с такими людьми, у которых сегментированное сознание, невозможно — их слишком много. Остается всего лишь внимательно наблюдать за реакциями человека на те или иные события — и делать собственные выводы.
Ну и, конечно, надо работать над собой, внимательно проверяя, не стала ли своя собственная картина мира подозрительно черно-белой и фрагментированной. Попытаться построить непротиворечивую картину мира и себя в этом мире. Если получится — значит, все хорошо, а если заметно распадение на фрагменты — тогда надо срочно выключать свой внутренний телевизор и обращаться к более традиционным методам построения мировоззрения: например, к книгам.
Иллюстрация: фрагмент офорта Франциско Гойи «Сон разума порождает чудовищ»
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму: